СУДЬБА ПИЛОТА
Военный лётчик-ас самой первой волны отечественного воздухоплавания, участник Первой мировой и Гражданской войн, теоретик и практик воздушного боя, генерал от авиации, кавалер орденов Св. Георгия и ряда других, как отечественных, так и зарубежных… Почему-то его имя известно не слишком широко – лично я впервые прочитал о нём в справочнике «Авиация России». А жаль: Вячеслав Ткачёв – человек, достойный нашей доброй памяти.
Когда рассказываешь биографию Вячеслава Матвеевича, приходится несколько раз повторить слово «первый». Жизнь его оказалась настолько насыщенной приключениями, что впору окликнуть: ау, кинематографисты, где вы??!
Вячеслав Ткачёв родился 24 сентября 1885 года. Так что молодость его пришлась на едва ли не самый бурный период истории Отечества.
Происхождением он был из кубанских казаков. Его предок получил потомственное дворянство за отличие при штурме Анапы в 1791 году. Вячеслав Матвеевич, уже будучи лётчиком, долго имел казачьи воинские звания, да и впоследствии нередко фотографировался в черкеске с газырями.
Диплом пилота он получил в 1911 году; если учесть, что российская авиация родилась всего годом ранее, Ткачёва можно причислить к отряду пионеров отечественных Военно-воздушных сил.
Войну – Первую мировую, или Великую, как тогда называли – встретил командиром авиационного отряда при 4-й Армии, и всю войну вылетал на различные боевые задания. Неоднократно вступал в бои с самолётами противника. И уже в ноябре 14-го первым среди лётчиков стал Георгиевским кавалером. В декабре вступил в бой с немецким самолётом, будучи вооружён одним лишь револьвером. В августе 16-го сбил австрийский аэростат…
Сколько всего он сбил вражеских летательных аппаратов, источники расходятся. Одно известно доподлинно: более пяти – именно после такого количества побед в ту пору пилоту присваивали почётное звание «ас». Но оно ведь как: не одними сбитыми самолётами врага оценивается боевая эффективность пилота!..
В подтверждение этой мысли о награждении Георгиевским крестом следует рассказать подробнее.
В начале войны методы использования авиации только отрабатывались – и это не только у нас, в армиях всех воюющих государств. В частности, командование оценило, насколько эффективно можно вести разведку с аэроплана. Во время одного из разведывательных вылетов Ткачёв и вёл наблюдение, в результате чего определил опасную передислокацию австрийских войск. С этим тревожным сообщением повернул в сторону своего аэродрома. Попал под ружейный обстрел с земли. Одна пуля пробила масляный бак – это чревато тем, что если масло вытечет, двигатель попросту заклинит. Вячеслав сполз на пол кабины, ногой дотянулся до бака и прижал пробоину; я с трудом представляю эту картину, однако в таком положении лётчик сумел перетянуть через линию фронта. Приземлился близ населённого пункта, добежал до телеграфной станции, передал сообщение… А потом нанял местного крестьянина, с которым погрузили на телегу подбитый аэроплан и доставил его на аэродром… Ну как – достоин поступок Георгия?.. По-моему, вполне.
Февральскую революцию Ткачёв встретил в чине подполковника. И 9 июня 1917 года назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания – по сути, Главкомом авиации страны при Временном правительстве. Одновременно он заканчивает работу над наставлением «Материалы по тактике воздушного боя» – первый в России учебник лётчиков-истребителей.
Власть большевиков Вячеслав Ткачёв не принял, написал рапорт об отставке и тут же уехал на Дон, не дожидаясь резолюции и прибытия в Ставку Николая Крыленко. Добрался с трудом и опасностями; его дважды задерживали, но ему удалось выкрутиться… Воевал в Белой армии, сначала рядовым бойцом в офицерском отряде… Попал в плен к «красным», чудом избежал расстрела… Был направлен официальным представителем к гетману Скоропадскому, у которого каким-то образом сумел получить некое авиационное имущество (что и как именно – темна вода в облаках), на основании которого сформировал авиаотряд Вооружённых сил Юга России, который сам же и возглавил. Впоследствии барон Пётр Врангель, который умело использовал авиацию и высоко ценил Ткачёва, присвоил ему звание генера-майора авиации и подчинил все имевшиеся у него части ВВС.
Под командованием Ткачёва малочисленная авиагруппа принимала участие в боях против Первой конной Будённого, под Царицыном и Каховкой, над Перекопом… Не раз участвовал генерал в боях с «красными» военлётами; в частности, в истории осталось описание боя с Петром Межераулом, кавалером трёх орденов Красного Знамени (получасовая схватка завершилась «вничью»).
Однако мы знаем, что «белый» Юг в конечном итоге потерпел поражение. Ткачёв с подчинёнными эвакуировался из Крыма в Турцию. Вячеславу Матвеевичу приписывают слова, которыми он напутствовал товарищей: «Авиатор без дела не останется; однако выбирайте служение той стране, которая никогда не станет воевать с Россией». Так ли это, кто знает, но сам он вступил в РОВС, в котором возглавлял Общество Воздушного флота…
Оказавшись в эмиграции, проживал в Сербии. Какое-то время продолжал служить в эмигрантских формированиях, которые рассчитывали на реванш, и получил уникальное воинское звание генерал от авиации. Затем становится одним из основателей эмигрантского Союза Русского Сокольства, о котором можно подробнее прочитать в книге Александра Окорокова «Русская эмиграция в наградах и знаках».
Когда началась Вторая мировая война, преподавал в Белграде сербским авиаторам теорию воздушного боя.
В период оккупации Югославии от сотрудничества с гитлеровцами отказался. И вообще с какого-то времени он отошёл от антисоветского движения – сказывались усталость, разочарование, тоска по Родине. По этой причине отказался и эмигрировать на Запад, когда в 44-м к Белграду подошли советские войска.
Был арестован органами СМЕРШ, осуждён, отсидел в ГУЛаге ровно десять лет… И после освобождения до самой смерти, последовавшей в марте 1965 года, проживал в Краснодаре, за нищенскую зарплату работал переплётчиком в артели инвалидов… Его супруга, оказавшаяся после войны во Франции в доме престарелых, после освобождения из лагеря вроде как звала его к себе, но Вячеслав Матвеевич из России уезжать не пожелал.
Вот такая печальная история.
Только в 1995 году в Краснодаре на доме, в котором проживал знаменитый, но забытый лётчик, тогдашний Главком российских ВВС Пётр Дейнекин открыл мемориальную доску.
Ну и ещё… Вячеслав Ткачёв написал несколько книг; в основном учебных, но и рассчитанных на широкого читателя. Назову две из них: «Крылья Родины» (об истории отечественной авиации) и «Русский сокол» (о Петре Нестерове, с которым был близко знаком).
.
Штурм Анапы: https://starodymov.ru/?p=27316
Рождение российской авиации: https://starodymov.ru/?p=32541
Николай Крыленко: https://starodymov.ru/?p=40588
Пётр Врангель: https://starodymov.ru/?p=35556
РОВС: https://starodymov.ru/?p=46058
СМЕРШ: https://starodymov.ru/?p=42663
Александр Окороков: https://starodymov.ru/?p=41474
Пётр Дейнекин и его роль в моей судьбе: https://starodymov.ru/?p=40011
Пётр Нестеров: https://starodymov.ru/?p=46055
К записи "Герои Отечества. Вячеслав Ткачёв – первый авиатор России, ставший Георгиевским кавалером" пока нет комментариев