4.
Ну и ещё один блок впечатлений, в заключение.
Ч.-1: https://starodymov.ru/?p=47594
Ч.-2: https://starodymov.ru/?p=47597
Ч.-3: https://starodymov.ru/?p=47600
Чтобы написать данную публикацию, я проштудировал в интернете некоторое количество публикаций о Януше Корчаке. Заглянул и в свою настольную книгу «Вторая мировая война. День за днём», в которой также оказалась справка об этом великом гуманисте.
Что и говорить, система воззрений этого педагога вызывает уважение, тем более что он реально претворил её на практике. И при этом должен признаться, согласился не со всеми его тезисами по поводу правил воспитания ребёнка.
Например, тезис о «Праве ребёнка на смерть» вызвал у меня оторопь, равно, как и аргументация в подтверждение этого утверждения ввергла меня в шок. Можно сколько угодно верить в божественное провидение, но оправдать детскую смерть нельзя ничем, даже ссылкой «На всё воля божья». Ребёнок умирать не должен – в этом моя искренняя убеждённость. Или рассуждение Януша о важности в процессе воспитании ребёнка многочасовой созерцательности матери на окружающую действительность – я как-то с большим трудом представляю подобную медитацию женщины, которой требуется кормить младенца, выводить его на прогулку или помогать делать уроки подростку… Да просто поговорить ни о чём – в этом и то больше реальной пользы, чем если мама примет для себя созерцательный образ жизни.
Но это уж – совсем иное. Все ли умозрительные тезисы можно автоматически применять к жизни?.. Наверное, всё же нет. К тому же, даже самый безусловно благородный и разносторонне образованный человек имеет право на заблуждение, на то, что его заповеди кому-то могут не понравиться. К тому же, мы, авторы, знаем, что написанное сегодня может подвергнуться пересмотру завтра; и вполне допускаю, что тот же Корчак впоследствии отказался от данной мысли. Тем более, сам-то он особо не имел возможности медитировать – массу времени занимала именно забота о своих подопечных, о детках.
Второй блок моих рассуждений касается куда более серьёзного вопроса; вопроса, говорить о котором как-то даже и не принято в интеллигентном обществе. И не просто не принято – тут если перейти некую логическую (или даже не совсем логическую) границу, можно вообще ступить на территорию уголовной ответственности, а уж морального осуждения – запросто.
Наверное, читатели уже поняли, что я попытаюсь коснуться столь непростого еврейского вопроса.
…В своих публикациях я регулярно высказываю восхищение тем, как евреи трагедию собственного народа сумели возвести в некий всеобщий символ всечеловеческой бесчеловечности. Я пишу это без какой-то неискренней подоплёки; моё восхищение идеологами еврейского народа вполне искренне. От рук гитлеровского фашизма и его союзников погибли миллионы и миллионы людей самых разных наций и рас, запущенный фюрером маховик умерщвления безжалостно уничтожал и уничтожал их, да с такой неистовостью, что ни одна демография не в силах высчитать количество жертв Второй мировой войны. Повторно подчеркну главное: пресловутая старуха с косой собирала с лица земли свои жертвы, не разделяя их ни по одному признаку. Но для истории ключевым понятием безжалостного Молоха геноцида является исключительно Холокост – все остальные жертвы вторичны, и вроде даже как-то не столь уж и значимы…
Лично я по сути своей – тоже гуманист, пусть даже и не столь готов к самопожертвованию, как Корчак. Тем не менее, я искренне сочувствую любому человеку, которого отправляют на казнь исключительно по формальному, в данном случае, национальному признаку. И я, как человек русский, с изрядной примесью белорусской крови, а также по капельке литовской и цыганской кровей, сопереживаю всем без исключения жертвам гитлеровского геноцида. Всем – без какого-либо исключения!.. И потому вполне естественно, не понимаю, по какой-такой причине я должен в большей степени сочувствовать казнённым представителям любой другой нации, коль в той войне мои и их соотечественники в равной степени стали жертвами одной и той же человеконенавистнической идеологии… Уничтожали всех – но трагическим символом этого уничтожение всем нам предлагают считать только представителей одной нации. Не предлагают – навязывают!..
Но вот сумели же евреи поставить этот вопрос именно так. И это вызывает у меня искреннее восхищение. Пусть даже замешанное на непонимании и даже неприятии такой градации.
***
Как я уже сказал, спектакль мне понравился. И на внука произвёл большое впечатление.
Значит, задача, которую ставили перед собой авторы-постановщики, достигнута!
.
Об учителях: https://starodymov.ru/?p=43816
Немного об антисемитизме на территории оккупированной Польши: https://starodymov.ru/?p=42670
К записи "Спектакль о Януше Корчаке. Заключительная публикация" пока нет комментариев