УМЕР АЛЕКСАНДР МАСЛЯКОВ

Клуб весёлых и находчивых – удивительное явление в нашем мире телевидения, да и вообще искусства, как отечественного, так и мирового. Считаете, что насчёт «мирового» я подзагнул?.. Допускаю, но всё же не думаю, что слишком. Бывших советских людей, которым аббревиатуру КВН нет необходимости расшифровывать, можно встретить по всему миру.

Александр Васильевич Масляков принял Клуб весёлых и находчивых в самом начале, на взлёте, при нём КВН пережил две эпохи своего расцвета, при нём эту самобытную программу закрывали по около-политическим мотивам, а нынче игра агонизирует по причине самой банальной: в современных условиях она себя напрочь изжила.

Нет, я не стану пересказывать судьбу-биографию Маслякова. Только чуточку порассуждаю об этой нерушимой связке, имя которой «АМиК».

Позывные «Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш», на фоне которых загогулина извлечения корня играла роль крюка подъёмного крана, а рядом появлялись два наморщенных студенческих профиля, я помню с детства. Мы все смотрели КВН первого разлива, а потом обсуждали каждую игру – и с родителями, и в школе. Это была действительно студенческая игра, не все шутки казались смешными и понятными, они нередко оказывались слишком умными для большинства людей, далеко не все из которых имели достаточно образования, чтобы оценить глубину репризы… Но это оказывалось как раз хорошо, потому что она, передача, способствовала популяризации не только юмора, но и науки.

Помню, именно из КВН я узнал формулу воды. Там как-то обыгрывалось, что «одно О исчезло, а аж два О осталось», при этом на картинке оказалась вода – и мне папа разъяснял, что О – это оксигениум, кислород, а аш-два-о – это химическая формула воды, где Н это гидраргирум…

Популярность Клуба в ту пору была невероятной. Она соперничала разве что с Кабачком «13 стульев»…

Сегодня считается, что обе эти популярные передачи закрылись по политическим соображениям – слишком, де, оказались смелыми для эпохи социализма. Не считаю так. С какого-то момента и та, и другая передача стали меркнуть, становились всё менее смешными – то ли цензура становилась строже, то ли авторы исписались… О причинах можно рассуждать, но для меня, юноши, который проживал в провинции, даже для меня это становилось очевидным.

К тому же с Александром Масляковым случился казус – за финансовые махинации он угодил за решётку.

Удивительный феномен советской эпохи. В официальных СМИ о подобных происшествиях не сообщалось, однако народ о них узнавал очень быстро. Иной раз новость оказывалась неверной, но всё же нередко именно слухи доносили до обывателя истину.

О том, что деятели культуры во времена оны занимались махинациями с «левыми» концертами, знали все. В период офицерской службы мне самому довелось участвовать в организации таковых – к нам в затерянную в лесах воинскую часть приезжали с якобы бесплатными «шефскими концертами» артисты, которым мы платили, пусть и немного, но всё-таки; они официально как-то оформляли концерт, а сами устраивали «чёс» по окрестным гарнизонам… Подчеркну на всякий случай: как принципиальный политработник, я не присваивал себе ни копейки из этих денег, а вот гражданские администраторы на этом имели неплохой гешефт. При этом у них это было поставлено на поток – я организовал в части с десяток таких концертов, через своего знакомого в Московской областной филармонии.

Как правило, для организаторов «левых» концертов подобные махинации сходили с рук, но иногда кто-то попадался, и народ к этому относился с пониманием: значит, данный представитель сферы культуры нарушил какие-то неписанные правила – либо брал не по чину, либо границы чьих-то интересов нарушил, либо просто попал под раздачу.

Так вот и Александр Масляков оказался «на зоне» именно за финансовые махинации. Народ ему скорее сочувствовал, чем злорадствовал.

А потом Клуб возродился в новой эпохе – в эпохе, когда представления о том, что можно на эстраде, а что нельзя, сначала качнулись, а потом начали стремительно рассыпаться. Команды шутили всё смелее, сначала о повседневности, потом о морали, а там и до политики добрались.

Игра стала неотъемлемой составляющей культурной жизни страны – в какие-то моменты она расшатывала устои единого государства, затем пыталась наладить культурные контакты между бывшими союзными республиками… Народ её возрождение встретил поистине ликованием.

Таким образом возвращение Маслякова на Первый канал стало триумфальным. Сколько великолепных команд при его непосредственном участии прошли перед нашими глазами за три с лишним десятилетия! Сколько талантов раскрылось!.. И заслуга самого Александра Васильевича в этом несомненна. Команды со всего СССР, потом из его осколков, международные игры, игры в Юрмале, в Калининграде, в Сочи… Появились подвиды КВН – молодёжный, военный, совсем уж детский, мэрский… Масляков в какое-то время стал едва ли не самым популярным деятелем на телевидении. Именно тогда родилась аббревиатура «АМиК» – Александр Масляков и компания, которая весьма успешно конвертировала смех в прибыльный бизнес

«Выпускники» Клуба сегодня заполонили всё телевидение! И не только в России, и не только на телевидении: кое-где и президентами стали. На мой взгляд, все они должны хранить благодарность Александру Васильевичу; без созданной им стартовой квн-овской площадки навряд ли многие из них достигли бы высот, с которых сегодня оглядывают окружающий мир.

Но при этом… Так получилось, что мне доводилось общаться с КВНщиками той поры, поры расцвета этой недавно ещё популярнейшей игры. И уже тогда не всё обстояло благополучно в закулисье её. Да и со стороны мы видели, как члены жюри зачастую выносили непонятные решение, как засуживали одних и вытаскивали земляков самого маститого члена судейской бригады… И все мы понимали, что происходит это отнюдь не бескорыстно.

Конечно, это не могло нам нравиться. Однако в «урочный день, в урочный час» мы снова припадали к экрану – КВН нас манил. Каждый из нас навскидку вспомнит десяток-другой команд той поры.

Ну а потом…

Потом постепенно начал наблюдаться процесс того, как на телевидении произошла смена поколений… И как вчерашние игроки КВН, которые умели изящно и остроумно шутить раньше, диапазон своего юмора сузили до уровня ширинки, а языковые рамки до ненормативного именования того, что в ней сокрыто.

Оно как ни говори, а только общее снижение общего уровня культуры в обществе не могло не сказаться на одной из самых популярных передач страны.

Так?.. Несомненно. Но только и не совсем. С какого-то момента КВН и его покровители во главе с Масляковым и сами стали движущей силой этого нарастания бескультурья.

Масляков в погоне за рейтингом и популярностью допускал это снижение уровня, поощрял пошлость и деградацию. Не поощрял?.. Ну ладно: закрывал глаза на это опошление. И в состав жюри всё больше стали включать людей не по-настоящему умеющих ценить юмор, а отличающихся эпатажностью, и приверженностью к низкопробным генитальным шуткам.

И в результате игра разбазарила прошлую аудиторию, но не обрела новую. Так и сошёл рейтинг КВН на нет. Сейчас телевизионная аудитория его основательно скукожилась.

Думаю, что с уходом Александра Васильевича Клуб некогда весёлых, а теперь попросту находчивых уйдёт с Первого.

На мой взгляд, единственная команда, которая на сегодня как-то сохраняет лучшие традиции былой славы КВН – это «Уральские пельмени». Остальные развлекательные шоу смотреть тошно.

…И вот Александр Масляков ушёл в мир иной.

Вполне допускаю, что кто-то скажет, что сегодня не время готовить подобные публикации, что следует говорить и писать о покойном нечто совсем иное – доброе и достойное. Признаться, я так и собирался сделать, однако вот увело в сторону, захотелось поделиться мыслями о том, что осталось после ухода человека.

Александр Васильевич прожил жизнь долгую, извилистую, непростую. Что-то ему, несомненно, можно поставить в вину – ибо он был человеком во плоти. Но всё же главное, чем он запомнится нам, людям старшего поколения, это игры КВН периодов расцвета Клуба. Они, эти игры, приносили нам много радости, учили нас видеть смешное, ценить истинный юмор, расширяли наш кругозор, давали путёвку в жизнь истинным талантам (уж кто и как распорядился этой путёвкой – другое дело). Наносное осыплется – доброе останется.

Актёров принято провожать в последний путь аплодисментами. Александр Васильевич, я аплодирую памяти о том добром, что Вы сделали в нашем мире, который покидаете!

.

Александр Масляков: http://starodymov.ru/?p=39259

О том, как начинал снижаться статус КВН: http://starodymov.ru/?p=16130

Доброе слово о КВН прошлых лет: http://starodymov.ru/?p=20520

Упадок и деградация: http://starodymov.ru/?p=36193

Юлий Гусман: http://starodymov.ru/?p=43466