О ВОДНОМ ПУТИ С ЮГА НА СЕВЕР

4 июня 1964 года – принят в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь

(Текст доработанный)

Человек издревле пользовался водными путями. Удобно, можно перевезти больше грузов при меньших усилиях и затратах… Однако и тут имелись проблемы: приходилось каким-то образом перебираться из бассейна одной реки в бассейн другой, а также пороги, водопады…

Соответственно, человек с незапамятных времён начал строить плотины и рыть каналы. Иногда это позволяло преобразовать природу в лучшую сторону, а иногда наносило природе непоправимый урон. Скажем, Египет или Месопотамия благодаря гидротехническим сооружениям налились могуществом и богатством, а скифы, защищаясь от персов, на века превратили цветущее Нижнее Поднепровье в бесплодную Дикую степь.

Когда в 1569 году объединённое турецко-крымскотатарское войско двинулось отбивать у России Астрахань, янычары попытались начать копать канал от Дона к Волге, чтобы по нему переправить на баржах-дощаниках тяжёлые осадные орудия. Удайся задуманное, страшно подумать, какой удар по экологии они бы нанесли!.. Ведь Дон протекает выше Волги, и вода его устремилась бы в рукотворное незарегулированное русло поить Каспий с его ненасытным Кара-Богаз-голом, и во что бы превратилась нынешняя Ростовская область и Азовское море?.. Однако сами же турки вскоре поняли невыполнимость задачи, и отказались от неё.

Однако переберёмся на север.

Между Волжским бассейном и Балтийско-Беломорским тянется гряда возвышенностей. В общем-то, не слишком высокая, однако для судов непреодолимая – вполне естественно: водораздел потому так и называется, что служит преградой между бассейнами! В стародавние времена чтобы попасть из Руси на Балтику, суда приходилось часть пути перетаскивать волоком; либо разгружать их и перевозить телегами, а затем вновь загружать на суда уже по другую сторону… Таких путей имелось всего несколько. Например, через Вышний Волочёк, что на Тверце; со стороны Белого моря через Повенец, что на Онежском озере (вспомним легендарную «осудареву дорогу» Петра Великого); а также через Белое озеро на Вытегру…

Когда Россия окончательно закрепилась в устье Невы, всё тот же Пётр принял решение о необходимости срочного строительства системы судоходных каналов, которые соединили бы Волгу и Балтику. Правда, осуществить задумку он не сумел. Не успел – нет сомнения, что поживи он дольше, система родилась бы почти на век раньше, и носила бы иное имя… Хотя… Если вспомнить Марию Кантемир… Быть может, тоже называлась бы Мариинской…

Но – не случилось!

За осуществление проекта взялся Павел.

Поразительно! Согласно историческим свидетельствам, взаимоотношения между Павлом и его супругой императрицей Марией оставляли желать много лучшего. Однако именно супруге незадачливый государь доверил руководство всей благотворительностью страны, создав под эту идею целую общественную систему, которая со временем стала именоваться Мариинской. Именно её именем назвал и грандиозный проект по строительству описываемой системы каналов. Как известно, после смерти Павла его супруга и сыновья столь важное для страны дело продолжили.

Важнейшей частью Мариинской водной системы стал канал, соединивший речки Ковжа, впадающей в Белое озеро, и Вытегра, несущая свои воды в озеро Онежское. Задача канала – в следующем. По системе шлюзов судно постепенно, словно по ступенькам, поднимается на высоту, достаточную, чтобы преодолеть-таки возвышенность, а затем опускается в водоёмы бассейна, раскинувшегося по другую сторону водораздела. Как поднимается?.. Да очень просто: заходит судно в камеру, туда закачивается вода, поднимающая судно на нужный уровень, или же вода сливается, опуская его… Элементарно!

Очень просто и элементарно. В теории. А на практике?.. Да во времена, когда не умели использовать электричество! Ведь воду в камеру требовалось закачивать механически!.. Равно как и управлять створками…

Современный шлюз может поднять судно метров до двадцати. А то и больше. В то время как шлюз XIX столетия – только на парочку саженей. Соответственно, если сегодня теплоходу, который следует из Рыбинска в Петербург, требуется преодолеть дюжину шлюзов, полтора века назад счёт их на протяжении того же отрезка пути вёлся на десятки и десятки. А это – время и удорожание продукции. Путь, который сегодня лайнер преодолевает за сутки-двое, раньше у грузовых барж отнимал до полугода.

К тому же грандиозные озёра, встречающиеся на пути – Ладожское (самое больше в Европе), Онежское (второе по величине), Белое (седьмое), иной раз встречали караваны судов штормами, заставлявшими их пережидать непогоду. Известен случай, когда на Ладожском озере в петровскую эпоху за один год погибло до тысячи судов разного класса; и хотя я считаю, что это число откровенно завышено, свидетельствует оно о том, что убытки шторма приносили немало, и что людей тонуло – без счёта.

Приходилось копать обходные каналы…

Остатки этих гидротехнических сооружений XIX столетия можно увидеть и сегодня. В низовьях речки Вытегры стоит указатель, обозначающий вход в канал. А в городке Вытегра сохранился старинный шлюз; и там же в городском парке имеется прудик, являющийся частью некогда судоходной рукотворной реки.

Вот не поверите, друзья мои, когда я стоял на берегу этого обрубка былой пуповины, связывавшей воедино три величайших водных бассейна – Невско-Балтийский, Беломорский, Волжский, испытывал чувство, будто смотрю на древнего старика. Он вроде ещё жив, ещё глядит на нас выцветшими глазами… Однако по сути уже принадлежит не этому миру, а истории. Его жалко, только ведь и понимаешь, что практической пользы от его существования уже никакой. В этом прудике плодятся комары, в зарослях самозабвенно заливаются квакуши, в густых подводных зарослях нагуливают жирок ленивые карасики… А ему снятся времена, когда меж этих берегов протискивались дощаники, которые тянули бечевой дюжие бурлаки, наотрез отказывавшиеся впрячь вместо себя лошадей – считали свою работу прибыльным занятием…

Каналы некогда построили, потом их постоянно дорабатывали-совершенствовали… В первую очередь сокращали количество шлюзов, стремясь к тому, чтобы каждый из них поднимал суда на возможно большую высоту. Развивалась система шлюзования…

Время в пути постепенно сокращалось… Но всё же не кардинально.

И вот за дело взялся Сталин…

Можно сколько угодно спорить и рассуждать о методах возведения «строек социализма», которые культивировал «отец народов». Невозможно оспорить важность результата!

Неправильно сказал… Находятся люди, которые обсуждают и осуждают как раз саму идею создания сети водохранилищ. И экологию де они нарушают, и вода цветёт, и рыбные угодья беднеют…

В какой-то степени они правы, конечно… Но только ведь тот процесс, который называется техническим прогрессом – штука объективная. Мы бы все хотели жить на лоне девственной природы, но при этом пользоваться всеми благами цивилизации. Как это совместить?.. Я не знаю.

Москву сегодня называют «портом пяти морей». Грузы по рекам легко и относительно недорого перебрасываются по Европейской части России с севера на юг… И всё это – благодаря каналам.

Так вот, новые каналы во многом повторяли путь всё той же Мариинской системы. Экскурсоводы рассказывали о том, что под днищем теплохода проплывали назад остатки старинных шлюзов и полушлюзов (строились, оказывается, и такие)…

Мне от всей души жаль тех людей, которые по приговору политической Системы в 30-е годы создавали Систему гидротехническую. В первую очередь людей, конечно же, неправедно обречённых на каторжный труд. Однако то, что они содеяли для нашей с ними Родины – достойный памятник их жертвам! Всякий раз, проплывая этим путём, я непременно вспоминаю его строителей, и возношу им благодарность, мысленно проговариваю слова памяти. Их не воскресить, но добрым словом помянуть необходимо. Пусть это хоть чуток согреет их души! Да и их косточки, упокоившиеся в местной болотистой земле.

…Ну а потом началась хрущёвская «оттепель». Известно же, что первым делом этот наш руководитель отменил все стройки, которые велить при Сталине; отменил, не разбираясь, насколько это целесообразно. Благо, нашлись люди, которые сумели доказать Никите Сергеевичу, что не всех детей без разбора следует выплёскивать из сталинской купели. Тем более, что значительная часть работ по Волго-Балтийскому водному пути уже была проведена – осталось завершить всего ничего. Убедили: в 1956 году работы возобновились…

И вот, шестьдесят лет назад, 4 июня 1964 года по новенькому каналу проследовало первое судно: чести стать его пассажирами стали строители канала. На следующий день проследовало первое грузовое судно. А вскоре – и пассажирский пароход «Красноармеец».

Довелось пройти этим водным путём и мне, и не раз.

…На мой взгляд, мы слишком часто забываем, что проживаем на этой земле, пользуясь благами, созданными и добытыми нашими предками. Приписываем себе заслуги в достижении неких целей, но при этом упускаем из вида, что живём и трудимся мы не на пустом месте, что у нас имеется под ногами надёжная платформа, построенная дедами-прадедами.

Вся эта сибаритствующая «золотая молодёжь», все эти обкормленные заморскими печеньками «инакомыслящие», олигархи и чиновники с загребущими очами и лапами… Все они жируют только потому, что на протяжении веков наши предки строили державу, искали и находили её богатства, прокладывали пути, в данном случае – водные… Они, хапуги, обирают не только казну и нас – они паразитируют на наследии, оставленном ушедшими поколениями!

Впрочем, это тема для отдельного разговора.

.

Мариинская водная система: https://starodymov.ru/?p=34964

О каналах и водохранилищах: https://starodymov.ru/?p=25201