Публикация, открывшая серию: https://starodymov.ru/?p=44360
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44953
Текст приводится в авторской редакции
Встретиться с Калашниковым в очередной раз мне удалось в 2005 году, в год его 85-летия, во время совместной командировки в Екатеринбург. Любая встреча с этим удивительным человеком – целое событие. Ведь оружие, созданное механиком-самоучкой, уже десятки лет стоит на вооружении нашей армии. Тайна его всемирной популярности, побившей все мыслимые рекорды, обросла множеством мифов и легенд. За эти годы слово «калашников» превратилось в символ могущества России. Стало визитной карточкой оружейной школы нашего государства. В каких бы странах не было это оружие, на всех языках мира слово «калашников» звучит одинаково, по-русски. И это лишний раз свидетельствует о всенародном уважении к человеку-легенде Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Интервью получилось на злобу дня под кричащим заголовком:
«ОРУЖИЕ ДОЛЖНО БЕРЕЧЬ СОЛДАТА В БОЮ»
Наша беседа с этим удивительным человеком проходила на высоте 10.000 метров в самолете Ту-134А, держащем курс на Екатеринбург, куда делегация Московской городской Думы во главе с депутатом Александром Ковалевым летела на торжества, посвященные 65-летию образования Уральской армии ВВС и ПВО. Почетным гостем праздника был и Михаил Тимофеевич. Мы не могли упустить уникальный шанс и попросили Калашникова ответить на несколько вопросов.
- Как все начиналось, Михаил Тимофеевич? Наверное, с детства мечтали стать уникальным оружейником?
- Родившись и прожив до призыва в армию в маленьком алтайском селе Курья, я и представить не мог, что моя жизнь будет связана с такими производственными предприятиями, как мотозавод и Ижевский машиностроительный завод. Именно здесь автомат Калашникова пошел в серийное производство, а затем и в массовое.
Впервые с производством я столкнулся, когда мне было двадцать лет – я был направлен в Ленинград, там осваивался мой счетчик моточасов. Но поскольку изделие было маленькое и не столь серьезное, то и производство было небольшим. В других цехах я не был, а потому не мог составить полного представления о масштабности производства. Одно дело счетчик, а другое – автомат. Мне и в голову не приходило, что его производство требует таких огромных площадей, оборудования и такого количества разнообразной оснастки. И только когда началось производство автомата, я понял, насколько это трудоемкий процесс. Вы только представьте: металлорежущие, штамповочный, гальванический, лакокрасочный цеха, цех термообработки. В этом смысле каждый день для меня был открытием. И только тогда я понял, что индивидуальное и массовое производство – это две разные вещи. Даже приведение чертежей в соответствие с условием массового производства требовало огромных затрат. Всего этого я не понял, а потому сильно нервничал. На мне лежала огромная ответственность, я должен был контролировать качество каждого выпущенного в массовом порядке автомата, не ниже заложенного мною в конструкции, а в идеале – еще выше. Но в то же время я знал, что во время войны Ижевский машиностроительный завод выпускал оружие от стрелкового до авиационного в огромных объемах. И это вселяло в меня определенную уверенность.
- Где и когда вы начали работу по созданию своего автомата?
– Как-то в составе делегации от Удмуртии посетил Белоруссию. Меня пригласили в город Трубачевск, что в 200 километрах от Минска, в котором лежал в госпитале после ранения. Поднимаюсь на лестнице этого здания, а сердце просто прыгает в груди. Найду ли палату, в которой лежал? Нашел. И даже показал всем угол, в котором стояла моя койка. Волнение переполняло меня. Ведь именно здесь я и начал рисовать, создавать эскизы автомата. Как же это было трудно! Карандаш плохо слушался. Страшно сказать, сколько я перевел бумаги, пока хоть не начало что-то получаться. А ведь бумага тогда была дефицитной, все-таки военное время. Вот я и рисовал на каких-то клочках и журналах. Зато как радовался, когда начал делать первые успехи. Я тогда даже не представлял, сколько проблем меня ждет впереди.
- Здесь, наверное, свою решающую роль сыграла и ваша служба в действующей армии в годы Великой Отечественной?
- Разумеется, эти наброски не могли появиться из ниоткуда. К тому времени я уже имел кое-какое представление об оружие, благодаря службе в армии и, конечно, участию в боевых действиях. Несмотря на то, что мое пребывание не было столь продолжительным, я использовал это время с пользой для себя. За этот короткий период я успел пообщаться с опытными бойцами и военными специалистами, ознакомиться с техникой и, конечно, с оружием. Для меня буквально все было интересно. Имея за плечами только девять классов образования, я впитывал в себя любую новую информацию, как губка. Очень много об оружии я узнавал из разговоров с солдатами. Необходимо отметить, что уровень образования среди них был, вопреки расхожему мнению, не так низок. Уж о чем, о чем, а о вооружении они знали очень много, сталкиваясь с ним каждый день. К сожалению, в нашей части выбор оружия, тем более автоматического, был невелик, но ведь это было только первое знакомство с ним.
Фашисты к тому времени имели в своем распоряжении больше автоматического оружия, и по количеству, и по разнообразию. С началом боевых действий к нам стали поступать и трофейные немецкие автоматы. Я с интересом изучал имеющиеся образцы, подмечал их особенности, рассматривал взаимодействие отдельных частей. И хотя многое было еще непонятно, тем не менее, начальное представление об оружии я получил.
- Михаил Тимофеевич, какие цели вы преследовали, создавая свое оружие?
- Приступая к разработке какого-либо изделия, любой конструктор должен знать, для каких целей оно будет предназначено, кто будет им пользоваться и в каких условиях ему предстоит работать. Решать поставленную задачу мне, как участнику войны, было в какой-то степени легче, так как я знал, что прежде всего необходимо солдату. Война есть война. Если по какой-либо причине твой выстрел запоздает, то этот выстрел сделает твой противник. Я всегда помнил, что мое оружие создается для солдата. И что я несу ответственность, прежде всего перед ним. Солдат будет неразлучен с этим оружием всегда и везде: летом и зимой, в жару и в холод, слякоть, в горах и болотах. И везде оно должно быть одинаково безотказным, и при этом простым в обращении, удобным и легким. Оружие должно стрелять всегда: если в детали попал песок, если оно упало в воду, если ствол забит грязью, если оно замерзло, если идет сильный дождь и дует ветер. Солдат не должен думать о том, как его уберечь, наоборот, должно оберегать солдата в любой ситуации. И даже если произошел какой-то сбой в работе, оружие должно разбираться и собираться в считанные секунды, а, значит, его механизм должен быть предельно прост. Только из такого оружия солдат всегда может выстрелить первым. В том, что мое оружие сочетает все эти качества, и есть секрет любви к нему солдат.
- Разрешите задать один щекотливый вопрос. Известно, что за рубежом люди вашего ранга за свой нелегкий труд получают солидное вознаграждение. Тот же ваш давнишний друг создатель американской винтовки М-16 – конструктор Стоунер, за каждый выпущенный образец имеет высокий процент от сделки. Сколько же миллионов на вашем счету?
- Понимаю, что многих интересует, насколько богат Калашников. Но ведь известно всем, что раньше в Советском Союзе все принадлежало государству и о каком-то гонораре и речи не шло. Я скажу так: богатство можно понимать по-разному. Для одного это деньги, для второго – семья, для третьего – работа. Но в жизни не все определяется деньгами. У кого-то их может быть очень много, но внутренне человек может оставаться бедным и несчастным. Мы не раз в последние годы были свидетелями того, как некоторые олигархи не сами создавали свой капитал, а обманывали, грабили, обворовывали народ. Разве можно их считать счастливыми. Что касается меня, то я одновременно и богатый, и счастливый человек. Богатый не в плане денег – доллары я вижу, выезжая за рубеж. Еще раз подчеркну – я никогда не преследовал цели – накопить кучу денег. Пусть я не имею миллионов, но я счастлив, что сумел помочь своей стране, ее солдатам, всему народу. Отечество высоко оценило мои заслуги – у меня множество наград и почетных реликвий. Меня знают во всем мире. Не это ли мое богатство?!
- Напоследок подскажите рецепт, как достичь тех высот, которые достигли вы? Будущим оружейникам он наверняка пригодится.
- Я не пророк и какого-то универсального рецепта у меня нет. Но, как мне кажется, секрет успеха все же существует. Во-первых, что-то изначально должно быть заложено в человеке матушкой-природой. Человек должен это увидеть, прочувствовать и направить себя в данное русло. Это трудно, но необходимо. Во-вторых, необходимо подчинить свою жизнь стремлению к какой-либо единственной цели. Только в этом случае человек может раскрыться как творческая личность. В-третьих, он должен уметь делать выбор, определять, что для него важнее. Любое давление извне пагубно влияет на творческий процесс. В-четвертых, творческая деятельность должна быть дерзкой, неординарной, основанной на постоянном процессе познания опыта, накопленного предыдущими поколениями, и постоянном его совершенствовании. И самое главное – это труд. Труд постоянный и самозабвенный. Только он в совокупности со всеми другими качествами поднять человека к самым вершинам его устремлений.
… Самолет пошел на снижении, а мы все оставались под впечатлением от встречи с легендой. В заключение нашей беседы Михаил Тимофеевич взял ручку и написал:
«Читателям журнала «Солдаты России» и лично депутату Московской городской Думы А.М. Ковалеву с наилучшими пожеланиями благополучия от главного конструктора ОАО «Ижмаш», консультанта генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорта», Президента Союза российских оружейников
Михаила КАЛАШНИКОВА.»
В самом начале этого материала меня так и подмывало рассказать обо всех наградах и регалиях этого заслуженного человека, но я не стал этого делать. Во-первых, это бы заняло столько места, сколько томик Пушкина. А во-вторых, у меня была заготовлена история, в которой наш герой отказался от награды, врученной ему лично Президентом Российской Федерации.
Эту историю Михаил Тимофеевич рассказывал мне не один раз, о том, как получил от президента именной пистолет. Он сам называл это событие трагикомедией.
Ельцин в Кремле, в торжественной обстановке, вручил заслуженному оружейнику… – оружие, именное. Уже в гостинице, открыв коробку, Калашников обнаружил «расшатанный в конец» пистолет, обычный, даже без надписи.
«Какой позор. Я был просто унижен. Пистолет я вернул и написал, что в отличие от президента знаю, каким должно быть наградное оружие. Офицеры засуетились, заверили, что все исправят. Я наотрез отказался».
После этого случая отношение Калашникова к Ельцину и новой власти не изменилось. Оно и до этого было отвратительным. Распад Советского Союза конструктор воспринял, как собственную трагедию. К руководству на Ижевском заводе пришли «новые люди». А вместе с ними отсутствие дисциплины, ответственности, задержки зарплаты. Калашников писал в Москву гневные письма, объяснял ситуацию на заводе:
«Мы можем потерять ценные кадры. Исчезнет уникальная база научных разработок. Дошло до того, что вместо зарплаты, сотрудники получают нефтепродукты».
Но у новой демократической России, в лице Ельцина и «дерьмократов-хапуг», были другие проблемы.
В свои 92 года Михаил Тимофеевич принимал активное участие в патриотическом воспитание молодежи.
«Мы все понимаем, что будущее страны в руках молодежи. Но в последние годы патриотическое воспитание не на должном уровне. Ох, ведь этот пробел скажется позже. Растим бездушных людей, а надо патриотов Отечества».
И еще он говорил:
«Применение автомата «Калашникова» в межнациональных конфликтах вызывает у меня душевную боль. А беспрецедентная утечка за рубеж – поражает и злит».
До сих пор, «олигархи» и «долларовые дельцы», появившиеся в 90-х, выше всех ценностей ставят власть денег. Как говорил мой друг известный художник Никас Сафронов: ” О России все знают про водку, икру, матрёшку и Калашникова”.
Автомат Калашникова был принят на вооружение лишь в 56-м году, но на самом деле гораздо раньше, с 49-го года его уже использовали во всю, оставляя засекреченным.
На данное время под брендом “Калашников” в Германии выпускают термосы, фляги, часы, сноуборды. В своё время даже африканские страны изображали на своих флагах АК, а некоторые из племён дают, до сих пор, своим новорождённым мальчикам имя- Калаш. А в Сомали сочинили песню со словами: “Ты не стоишь ни гроша, без автомата Калаша”. Бренд и знаменитость Михаила Тимофеевича Калашникова ушли далеко за пределы Родины.
“Почитайте и всегда любите историю своей Родины, нашей России. Не забывайте её героев и лидеров, обыкновенных людей и солдат. Память-это дар, отличающий человека от животного. Я не сожалею о том, что не нажил миллионы, я и так живу хорошо, нельзя всё мерить деньгами. Самое дорогое для меня, когда я слышу- “Ваше оружие спасло мне жизнь”.
23 декабря 2013 года — не стало прославленного конструктора-оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова. Его похоронили 27 декабря на Федеральном военно-мемориальном комплексе под Москвой. Михаил Тимофеевич стал первым, кто был удостоен чести погребения на этом кладбище. Официально его открыли 22 июня 2013 года, а 21 июня прошла церемония захоронения праха неизвестного солдата, останки которого были доставлены с одного из мест под Смоленском, где осенью 1941 года шли ожесточенные бои. Калашников стал первым человеком, ушедшим из жизни в мирное время, которому оказали честь погребения на этом кладбище.
Проститься с Калашниковым приехал Президент России Владимир Путин. Гроб с телом создателя автомата, признанного лучшим в ХХ веке, был установлен в зале прощания. Отдать последний долг великому конструктору пришли люди, представляющие цвет российской оборонки, командование Вооруженных Сил страны, руководители оборонной промышленности. Одним из первых приехал последний Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. Рядом с гробом находились вдова Михаила Калашникова – Фаина Узбаковна, дочери Елена и Нелли, сын Виктор, внучка Александра, правнучка – Илона и другие члены семьи знаменитого конструктора.
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вошел в траурный зал, где находился гроб с телом Калашникова, вместе с главой администрации Кремля Сергеем Ивановым, первым заместителем Министра обороны России генералом армии Аркадием Бахиным, губернатором Московской области Андреем Воробьевым, гендиректором госкорпорации “Ростех” Сергеем Чемезовым.
Сергей Шойгу с траурной повязкой на рукаве возложил алые розы к гробу и затем встал у изголовья, чтобы отдать дань уважения легендарному оружейнику. В почетном карауле у гроба также стоял руководитель “Рособоронэкспорта” Анатолий Исайкин, чьим советником до конца своей жизни работал Михаил Калашников.
Эти стихи мой старший товарищ и коллега, бывший главный редактор еженедельника МВД «Щит и меч» полковник милиции в отставке Юрий Дойников посвятил
Великому русскому оружейнику Михаилу Тимофеевичу Калашникову:
.
Эту долгую дорогу
Прошагавши не спеша,
Стал ты мастером от Бога –
Русской армии Левша.
.
В сорок первом в гимнастерке
Встретил вражьих полчищ вал.
Говорят, Василий Теркин
Где-то рядом воевал.
.
Труден хлеб у автомата –
Зорко Родину беречь.
Он для русского солдата
Столько лет – и щит, и меч!
.
Немного от модератора сайта:
Михаил Калашников: https://starodymov.ru/?p=41246
Немного об оружии: https://starodymov.ru/?p=35068
Счастье – в деньгах или всё же нет?: https://starodymov.ru/?p=7511
Борис Ельцин: https://starodymov.ru/?p=36525
Дмитрий Язов: https://starodymov.ru/?p=32538
Распад СССР: https://starodymov.ru/?p=37751
«Успешные менеджеры»: https://starodymov.ru/?p=43516
К записи "Сергей Лагодский: из воспоминаний. Легендарный оружейник Михаил Калашников" пока нет комментариев