20 октября 1933 года – состоялось испытание шапороезда.

В истории технического развития человечества случались открытия и изобретения, которые сами по себе развития не нашли, но заложенными в них идеями активно попользовались впоследствии коллеги. Происходило это по самым разным причинам… И далеко не всегда таких заимствовавших следует осуждать – так или иначе проект всё равно оказался утопическим.

Об одном из таких и хочу рассказать.

Ровно девяносто лет назад состоялось испытание принципиально нового транспортного средства – в историю техники он вошёл под названием очень точным, но при этом каким-то несерьёзным: шаропоезд.

Про поезд – чуть ниже. А пока – совсем коротко об изобретателе.

Жил-был на белом свете молодой человек Николай Ярмольчук. Выпало ему жить аккурат во времена перемен – родился в 1898 году. Кому-то в ту пору повезло больше, кому-то меньше… Николай Григорьевич до революции пошёл по технической стезе, принял революцию, послужил в Красной армии, участвовал в штурме Кронштадта, продолжил учиться и впоследствии трудиться инженером-путейцем… В годы Великой Отечественной воевал: Курская дуга, 4-й Украинский… На склоне лет вёл технический кружок во Дворце пионеров Бауманского района Москвы. Покинул наш мир в 1979 году – покинул без особой славы и почестей… И я надеюсь данной публикацией напомнить человечеству об этом человеке, техническими находками которого все мы пользуемся по сей день.

А теперь – о собственно шаропоезе.

Работая на железной дороге, Николай Ярмольчук имел возможности оценить недостатки этого вида транспорта. Трение, создаваемое колёсам рельсами, их стыки, реборды, аварии вследствие повреждения рельсового пути… Да мало ли ещё!.. Николай Григорьевич начал размышлять о том, как избавиться от этих изъянов…

Путь технической мысли извилист, описать его можно двумя путями: либо последовательно пересказывать ход размышлений, либо просто отметить, что в результате этого поиска родилась ИДЕЯ. Причём, не просто частная техническая идея решения частной проблемы, а та, которая весь путь технического прогресса может повернуть в новую колею (для железнодорожного транспорта данная метафора обретает механику).

Николай Ярмольчук предложил саму идею передвижения человека и грузов на большие расстояния и на высоких скоростях использовать на принципиально иных рельсах. А если точнее – вообще без рельсов. Подчеркну: на рубеже 20-30-х годов революционного ХХ столетия.

Идея проста – в описании, конечно, исключительно в описании. Представьте себе картину.

Поезд движется не по привычным рельсам, а по жёлобу, и движителем его является не колёсная пара, а шароид (шар со срезанными боковинами), внутри которого помещён электродвигатель, который это колесо-шар и раскручивает. За счёт принципа гироскопа этот транспорт априори не в силах вылететь из жёлоба, обретая таким образом качество абсолютно безаварийного. Идея давала массу преимуществ: скорость, безопасность, экономичность, малошумность хода, отсутствие тряски и вибраций… По оценке специалистов такой поезд мог развивать скорость до трёхсот километров в час – и это в ту пору!

Вот именно рабочую модель такой технической диковинки и испытывали 90 лет назад. И она прошла испытания блестяще!.. Хотя и жёлоб для проезда построили деревянный, и сам шаро-электро-поезд выглядел кустарно. Высший балл проекту поставил знаменитый советский математик и специалист в области аэродинамики, Герой Социалистического Труда Сергей Чаплыгин…

Воодушевлённые первыми успехами Ярмольчук и его сподвижники проектировали вагоны на полсотни мест и на сотню… Рассматривался вопрос о строительстве экспериментальных трасс от Москвы до Ногинска или до Звенигорода… Однако до практического воплощения идея так и не дошла.

Конечно, у модели тут же нашлось немало противников. По большому счёту, для технических наработок это вполне обыденное явление. Однако, право слово, думается, что у проекта имелись все шансы для дальнейшего развития… Так почему же проект заглох?..  Официальная версия выглядит не стопроцентно убедительной. А потому у меня есть своя точка зрения по этому поводу.

Шаропоезд по сравнению с железнодорожным транспортом имел некоторые преимущества. Возможно, даже не «некоторые», а значительные. Однако ж всё же не кардинальные.

Так уж к описываемому времени сложилось, что паутина железнодорожных путей опутала все континенты (чтобы избежать укоров в географическом невежестве, уточню: «кроме Антарктиды», но это ж абсолютно очевидно).

Европа – Восточный экспресс, 1883 год: https://starodymov.ru/?p=43835

Америка – Трансконтинентальная железная дорога, 1860- гг.: https://starodymov.ru/?p=42989

Железная дорога Трех Америк, от Аляски до Огненной земли (идея которой была описана в книге с тем же названием в 1881 году):

Транс-австралийская магистраль, вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса как желдор-трасса с самым протяжённым участком без единого изгиба – полтысячи километров без малого – это 1917 год.

Ну и конечно же, Транссибирская магистраль, построенная на рубеже XIX и ХХ столетий… https://starodymov.ru/?p=43344

И каждая из них – не просто трасса из точки А в точку В – каждая подобна становому хребту, от которого отпочковываются (к которому присасываются) множество веток-отростков…

Как всё это заменить на шаропоезд, как бы хорош он ни оказался?.. Повсеместно менять рельсы на желоба?.. Строить параллельно дополнительную трассу принципиально нового класса?.. Организовывать боковые ветви новой конструкции, параллельно решая дополнительные вопросы пересадки пассажиров и перемещения грузов?.. Возводить новые и перепрофилировать имевшиеся производственные мощности под новый вид транспорта?..

Всё это и для развитого в техническом отношении государства стало бы проблемой непростой, а уж для Советского Союза, который едва выбрался из послевоенной разрухи и теперь стремился ликвидировать промышленное отставание от ведущих стран Запада, тем паче.

На мой взгляд, именно данное соображение чисто экономического порядка стало причиной того, что эта великолепная идея так и осталась утопической.

Утопической?.. На первый взгляд, вроде и так. А если посмотреть внимательнее… Так вроде и не совсем.

Николай Ярмольчук в свою общую идею вложил несколько технических новинок, которые нашли воплощение в будущем.

Не хотелось бы увести разговор в сторону, а потому только исключительно одной фразой. Знаменитый советский авиаконструктор (итальянских корней) Роберт Бартини  при разработке своих самолётов серии «Сталь» тоже предложил ряд новаторских идей, которые на практике реализовали его коллеги, имена которых мы сегодня прекрасно знаем по названиям самолётов…

Так и тут.

Судите сами!

Первый монорельс в мире придумали независимо друг от друга подмосковный мещанин Иван Эльманов (1920 год) и (годом позднее) британский инженер Генри Палмер. Однако там, в соответствии с эпохой, электричество не могло служить тяговой силой – транспорт был гужевым. А вот современные монорельсовые системы получили развитие именно от конструкции Ярмольчука (ни в малейшей степени не принижая заслуги ни его предшественников, ни последователей!). Нынешние сверхскоростные поезда мчатся не в деревянном жёлобе, а в выполненном из вполне современных материалов – так что недостатки первичного варианта учтены в полной мере.

(Откровенно провальный эксперимент с московским монорельсом даже вспоминать неловко).

Об изобретении паровозов, тепловозов, электровозов – об этом можно говорить много. Многочисленные конструкторы приложили много мозговой энергии, чтобы сделать их максимально эффективными. Однако именно Николай Григорьевич понял, что обтекаемость форм поможет на сверхскоростных трассах значительно повысить как скорость, так и безопасность движения. Посмотрите на формы шаропоезда!.. Японские, китайские локомотивы, да и наши «сапсаны» – все заимствовали центровую идею дизайна у Ярмольчука.

Дальше… Помните стародавний анекдот, почему стучат колёса поезда?.. Потому что «пи-эр-квадрат», который и стучит… Так вот, именно автор шаропоезда предложил катящуюся поверхность движителя покрыть каучуковым бандажом. Сейчас этот метод используют повсеместно – от поездов метро до катков танков и других боевых машин… А первый догадался – да-да, именно тот человек, о котором идёт речь.

Но и это ещё не всё.

Именно в этом проекте впервые предусматривалась система аэродинамического торможения – та самая, которая сегодня используется повсеместно едва не всеми авиастроительными компаниями.

Так-то вот: идея шаропоезда не состоялась, а вот идеи, заложенные в него, вполне нашли применение.

Впрочем, сегодня в ряде стран и городов распространены доубосы или направляемые автобусы – в некоторой степени наследники шаропоезда…

Но это уже совсем другая история, о которой и поговорить появился повод дополнительный.

.

Кронштадтский мятеж: https://starodymov.ru/?p=36902

О железнодорожном крушении: https://starodymov.ru/?p=28415

Сергей Чаплыгин: https://starodymov.ru/?p=36531

Роберт Бартини: https://starodymov.ru/?p=33516

Монорельс: https://starodymov.ru/?p=35601