24 мая 2013 года – умер Пётр Тодоровский,

отечественный кинодеятель.

Участник Великой Отечественной, командир миномётного взвода. Участвовал в боях за Варшаву и Берлин. Ранен. Кавалер шести боевых наград.

Снял несколько талантливых картин. Хотя в какой-то момент, когда цензорские рамки ослабли и «стало дозволено всё», пошёл по пути конъюнктуры и сполз в махровую антисоветчину.

Взять хотя бы фильм «Такая чудная игра»… Оно ведь и в самом деле, случай, лёгший в основу сюжета, имел место в действительности. Только ведь в реальности никого не расстреляли, и в лагеря массово не отправили – только пожурили участников розыгрыша, да и отпустили с миром. (См.: http://starodymov.ru/?p=36016 )

Или «Анкор! Ещё анкор!» – как человек, половину жизни проживший в гарнизонах, не могу смотреть эту злобную мерзость. Самая погань ситуации состоит в том, что эта гадость снята по-настоящему талантливо! Ответ на сакраментальный вопрос: гений и злодейство вполне совместимы!

(О гарнизонной жизни, негативную сторону которой смакует режиссёр: http://starodymov.ru/?p=8146 )

Как-то получилось, что текст я начал с негатива. Ну да уж ладно – не переписывать же!.. Поначалу-то у Тодоровского картины выходили очень даже неплохие. Повторю: талант ведь!..

Переломной стала «Интердевочка», фильм, который поднимал вопросы, запретные для советского периода. Картина вроде как пока ещё «за наших», но уже гнильцой от неё попахивает.

(Вспомним немного: http://starodymov.ru/?p=29560 )

«Интердевочку» можно назвать своеобразным пробным шаром, который запустил автор в отечественный киномир. Как – прокатит или одёрнут?.. Прокатило!.. И тогда Тодоровский (не один, но в числе прочих) широко распахнул двери в ранее запретное – а там!.. А там оказалось столько возможности для похабщины и «чернухи», что голова вскружилась… И Пётр Ефимович с удовольствием в эту муть плюхнулся с головой. Ну а поскольку талант (в очередной раз признаю) – он и в дерьме талант, то картины получались дерьмовые, но талантливые.

Однако же справедливости ради скажу и о хорошем.

Тут недавно по телевиденью передача шла, в которой разбирали-анализировали картину «Военно-полевой роман». В общем-то критики если не разнесли фильм, то во всяком случае, нашли в нём много к чему придраться. А на мой взгляд, фильм очень хорош. Особенно впечатлил меня стопроцентно удачный подбор актёров – все до единого персоналии буквально «в яблочко». (Например: http://starodymov.ru/?p=34121 )

«Любимая женщина механика Гаврилова» не столь удачный, но и это вполне достойная картина. (И здесь например: http://starodymov.ru/?p=36005 )

Хочется вспомнить, что едва ли не чаще всего в свои картины Тодоровский приглашал Елену Яковлеву: http://starodymov.ru/?p=36809

А теперь оцените, какие картины Пётр Тодоровский снимал, будучи ещё оператором!

«Весна на Заречной улице»: http://starodymov.ru/?p=32772

«Жажда»: http://starodymov.ru/?p=41382

«Два Фёдора»…

С чего начал… И во что сполз!..

Впрочем, я об этом уже писал.

В десятилетие кончины мэтра давайте поблагодарим его за хорошее, что он принёс в нашу жизнь, и простим (хотя хотелось бы вычеркнуть) оставленное нам… Негатив, в общем.