2.

Начало: https://starodymov.ru/?p=42969

…Дальнейший ход войны общеизвестен. Русская армия стояла насмерть. Войска объединённой антироссийской коалиции постепенно завоевывали одну позицию за другой. Один за другим гибли руководители обороны – адмиралы Владимир Корнилов (убит при первой бомбардировке Севастополя), Павел Нахимов (убит 28 июня 1855 года на «корниловском» бастионе), Владимир Истомин (убит на Малаховом кургане)… 349 суток держались защитники города. 128 тысяч человек погибли при обороне этого клочка русской земли, и еще 8,5 тысяч умерли от болезней.

Немалые потери понесли и союзники по антироссийской коалиции – 71 тысяча англичан и французов нашли здесь свою погибель.

Такое соотношение потерь не должно вводить в заблуждение. Защищали город не только солдаты, но и матросы с кораблей, и ветераны-инвалиды, и ополченцы-добровольцы… В то время как убивали их профессиональные воины, вооружённые более совершенными средствами ведения войны.

…Любая война рано или поздно кончается.

Нараставшее в европейских странах недовольство затянувшейся и кровопролитной войной заставило их правительства ограничиться тем, что провозгласить грандиозной победой взятие одного города. Николай I не перенёс позора – его кончина, несомненно, стала следствием такого удара по его самолюбию. Его преемник Александр II на переговоры о мире пошёл и принял унизительные условия – думается, у него не оставалось иного выхода.

Главным условием прекращения агрессии войск коалиции в Крыму Европа поставила запрет для России иметь флот на Чёрном море. Условия вполне могли оказаться и более жёсткими, если бы не успешные действия российской армии, которой командовал генерал Николай Муравьев, в Закавказье. Личное появление 12 ноября 1855 года в русской ставке главного английского советника турецкой армии генерала Уильяма Вильямса с белым флагом капитуляции считавшейся неприступной крепости Карс говорит само за себя. Парадоксы истории: и победитель, и побеждённый по итогам войны стали Карскими: русский генерал получил право на такую уточняющую и почётную приставку к фамилии, а британский, вернувшись из русского плена на родину, получил титул баронет Карский…

Нельзя обойти молчанием и еще одно обстоятельство, приведшее к столь плачевным для страны последствиям. Речь идет о предательстве – вольном или, будем надеяться, невольном. Почему с началом войны Россия оказалась в политической (да и военной) изоляции? В значительной степени повинен в том Карл Васильевич (Карл-Роберт) Нессельроде.

В высших кругах власти в России достаточно часто оказывались случайные люди. Нессельроде случайным назвать трудно. Он возглавлял внешнеполитическое ведомство страны дольше кого бы то ни было – сорок лет. Не обладая никакими дипломатическими способностями, не владея тонкостями политического анализа, лишённый дара политического провидения, Карл Васильевич хорошо владел лишь одним искусством –быть царедворцем.  Он по-русски говорить-то толком не умел – не то что писать! И ориентация (политическая) у него сложилась соответствующая – он преклонялся перед всем немецким и австрийским.

Карл Нессельроде не сумел сориентироваться в хитросплетениях европейской политики накануне войны. Более того, он оказался введённым в заблуждение своей разлюбезной Австро-Венгрией, которую считал (и уверил в том же государя) союзником России.

Узнав о предательстве Вены, Николай Павлович воскликнул в адрес австрийского императора:

- Я жестоко наказан за свою излишнюю доверчивость по отношению к нашему молодому соседу…

Фраза выглядит как-то слишком вычурно, вряд ли она прозвучала именно так, но от этого не теряет своей горькой актуальности.

Итак, война окончилась Парижским миром. Молодой император Александр Николаевич тотчас после его подписания уволил Нессельроде в отставку. Только-то и всего!

…Публикация началась с того, что Крымская война именуется Крымской весьма условно. На самом деле её география значительно шире. В 1853-1854 годах несколько сражений произошло на Дунайском театре военных действий. Ряд жестоких сражений состоялось в Закавказье. Штурм Соловецкого монастыря на Белом море в июле 1854 года – отлично подготовленный и экипированный английский десант, высаженный после двухдневного обстрела монастыря из 60 корабельных орудий, успешно отражён силами монахов, богомольцев и крохотного гарнизона при поддержке 10 стареньких пушчонок. В августе 1954 года на Тихом океане франко-английская эскадра попыталась захватить Петропавловск, имея трехкратный перевес над гарнизоном, которым командовал военный комендант Василий Завойко, однако понеся большие потери, вынуждена была ретироваться…

На фоне грандиозных сражений этой войны теряется один, казалось бы, весьма малозначительный факт. 5 ноября 1853 года произошёл морской бой русского 9-пушечного колёсного пароходофрегата «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Григория Бутакова, и турецкого 10-пушечного парохода «Перваз Бахри». После трёхчасового боя турецкому кораблю пришлось сдаться, его доставили в Севастополь, где он вошёл в состав Черноморского флота под названием «Корнилов». Так вот, это боестолкновение зафиксировано как первое в истории сражение паровых кораблей!

…И всё же, несмотря на мужество защитников, несмотря на отдельные успехи русской армии, войну Россия проиграла.

18 марта 1856 года в Париже был подписан мирный договор. В подписании участвовали делегации России, Англии, Франции, Турции, Сардинии, Австрии и Пруссии. Согласно договору, Россия возвращала Турции с таким трудом взятый Карс. Молдавии отходили устье Дуная и часть Бессарабии. Чёрное море объявлялось нейтральным – по нему могли свободно плавать корабли любых стран.

Считается, что именно столь трагическое начало царствования подтолкнуло молодого императора к проведению в стране широкомасштабных реформ. Которые, как мы знаем, далеко не всем пришлись по душе.

…Реванша пришлось ждать больше двадцати лет. В результате войны 1877-1878 годов турецкая армия оказалась на грани разгрома, и Россия имела все шансы овладеть вожделенными Проливами. Однако вновь Европа нанесла нам удар в спину, не позволила воспользоваться плодами наших побед.

Впрочем, это случится потом.

…Крымская война продлится долго. Так что в ближайшее время мы ещё вернёмся к этой теме.

А в завершение – ещё одна реплика. На мой взгляд, «Севастопольские рассказы», которые по личным впечатлениям написал Лев Николаевич Толстой – это образец военного очерка, отправная точка, от которой ведёт отсчёт данный жанр творчества, который можно считать переходным от публицистики к литературе.

.

Смерть Николая I: https://starodymov.ru/?p=41581

Александр II: https://starodymov.ru/?p=36775

Николай Муравьёв-Карский: https://starodymov.ru/?p=34689

Карл Нессельроде: https://starodymov.ru/?p=35854

Высадка десанта и попытка захватить Петропавловск-Камчатский: http://starodymov.ru/?p=34305

Парижский договор: https://starodymov.ru/?p=21548

«Севастопольские рассказы»: http://starodymov.ru/?p=27876