ЗАМЕТНАЯ В СИЯНИИ ВЕЛИКОЙ

28 марта 1743 года родилась Екатерина ДАШКОВА

Екатерина Романовна, в моём представлении, по праву входит в число выдающихся женщин России – её присутствие на знаменитом памятнике в Новгороде Великом вполне уместно и заслуженно. Она – единственная женщина, кто хоть в какой-то степени оказалась в силах конкурировать по популярности на международной арене со своей блистательной венценосной тёзкой Екатериной Великой; причём, обладая куда меньшим административным ресурсом.

Образование она получила в духе времени, т.е. весьма поверхностное. В середине XVIII столетия в России и среди мужчин эрудитов сыскалось бы не так много, а уж среди представительниц прекрасного пола – и вовсе особо и не вспомнишь… Однако любознательность и любовь к чтению, да и честолюбие, ввели нашу юбиляршу в круг образованнейших женщин Европы. Самообразование в условиях, когда легко можно обойтись и без него – право, трудно придумать что-то более достойное уважения для женщины той поры.

Общеизвестно, что княгиня Дашкова являлась активнейшей участницей заговора, в результате которого её великая тёзка на гвардейских штыках вознеслась на российский престол. Однако при этом нередко как-то упускается из вида следующее обстоятельство. Дело в том, что родная сестра Дашковой Елизавета Воронцова была любовницей Петра III – причём, любовницей, насколько можно судить по историческим документам, любящей и любимой. Опять же, по общепризнанной версии, Пётр Фёдорович намеревался по восшествии на престол заточить свою власто- и сластолюбивую супругу в монастырь и жениться на возлюбленной. В этом случае Екатерина Романовна становилась бы сестрой императрицы, что, глядя со стороны и сквозь два столетия, представляется вроде как более для неё выгодным. Однако случилось иначе: Дашкова поддержала заговор, полагаясь, по всей видимости, на женскую дружбу больше, чем на сестринскую привязанность.

Считается, что Дашкова впоследствии сочла себя обойдённой благодарностью, почему между Екатеринами возникло взаимное расхлаждение, и княгиня отправилась в длительное заграничное путешествие. Не считая себя тонким знатоком женской психологии, рискну, тем не менее, предположить, что молодая императрица, по всей видимости, и в самом деле ревниво относилась к фрейлинам, считая их уделом оставаться только фоном для неё… Екатерина-младшая (по статусу) стоять в общей шеренге придворных куриц не желала.

…Путешествуя, княгиня посетила ряд европейских столиц, в частности, её хорошо принимали в Париже – конечно же!.. Во время путешествия Екатерина Романовна познакомилась со многими известными людьми, имевшими высокую репутацию на международной арене – одно лишь перечисление которых заняло бы слишком много места.

Российская императрица внимательно (и, думаю, что угадаю, ревниво) следила за этим вояжем, и в конце концов решила, что умную, обаятельную и завоёвывавшую популярность в Европе Дашкову лучше иметь в союзниках. И пригласила экс-подругу вернуться.

Откровенно говоря, если принять во внимание, что княгиня знала о судьбе несчастных Ивана Антоновича, мнимой княжны Таракановой и истинной княжны Владимирской, я бы не удивился, узнай о том, что от приглашения Екатерина Романовна отказалась бы. Однако путешественница вернулась – по всей видимости, рассудила, что состоять в свите великой императрицы всё же престижнее, чем кочевать по Европе в роли полуизгнанницы-полубеглянки… И, как показало будущее, не прогадала.

Встреча двух Екатерин состоялась самая сердечная, после чего Дашкова стала первой в мире женщиной, которой доверили руководить национальной Академией наук. Одна из целей, которые ставила перед собой Дашкова, и которую горячо поддержала императрица – это сделать русский язык одним из популярных литературных языков Европы… На протяжении двух веков так оно и оставалось, а вот сейчас мы позиции стремительно утрачиваем – надеюсь, пока не безвозвратно…

Император Павел, взойдя на престол после кончины матери, вполне логично тотчас удалил подругу ненавидимой родительницы от двора, отправив её в ссылку – и только заступничество Марии Фёдоровны (которую со временем станут льстиво именовать «министром благотворительности») заменило глухую провинцию на Москву.

Скончалась Екатерина Дашкова 4 (16) января 1810 года.

Как видим, до наполеоновского нашествия княгиня не дожила. И не увидела, что творили в Белокаменной некогда обаявшие её французы.

Но это уже другая история.

Замыкая текст, повторюсь: Екатерина Романовна Дашкова сделала для России, для российской культуры много доброго! Мир её душе!

.

Ещё о Екатерине Дашковой: http://starodymov.ru/?p=31921

Екатерина Великая: https://starodymov.ru/?p=40883

Пётр III: http://starodymov.ru/?p=24199

Иван Антонович: http://starodymov.ru/?p=39521

«Княжна Тараканова»: http://starodymov.ru/?p=37652

Матушка Досифея: http://starodymov.ru/?p=32291

Павел I: http://starodymov.ru/?p=36849

Мария Фёдоровна: http://starodymov.ru/?p=31695

Буква Ё: https://starodymov.ru/?p=30601