ЛЮДИ – НЕ БОГИ
За допущенные ошибки рано или поздно приходится отвечать
Есть такой американский фантастический фильм «Пассажиры». Ни в коем случае не шедевр. Но затрагивается в нём весьма непростая проблема – этическая, психологическая, правовая и ещё какая-то, определения которой как-то не получается подобрать.
Предельно коротко. На исполинском космическом транспорте к далёкой земной колонии летит огромная партия переселенцев. Все в анабиозе, понятно – полёт должен продлиться около ста лет (насколько я помню; впрочем, точная датировка неважна). В результате сбоя программы один из пассажиров просыпается, и оказывается единственным бодрствующим живым существом на корабле. Ему приходится довольствоваться общением только лишь с барменом – роботом, который выше пояса вроде как человек, способный поддержать беседу, а ниже металлическая подвижная конструкция.
Так вот, парень решает вывести из состояния сна себе подружку. Он изучил биографии многих будущих колонисток, и остановится на одной – той, которая по объективным показателям могла бы стать для него идеальной спутницей на все дальнейшие полвека пути. Конечно, в том, что её пробуждение – его рук дело, парень девушке не признался: также объяснил сбоем программы.
Год у этой пары длятся идиллические отношения. А потом бармен поведал девушке правду. Что тут началось!..
Благо, корабль настолько огромен, что в нём двое могут жить, не пересекаясь!.. Но столовая-то – она же бар – только одна!.. То есть хочешь или нет, а двоим пришлось выработать правила взаимоотношений вплоть до графика посиделок за стойкой бара со стаканчиком спиртного… Ну а потом и киношно-космические катаклизмы подоспели – как без них-то…
И вот вопросы.
Конечно и однозначно парень не имел морального права пробуждать девушку по собственному хотению. Это если смотреть на экран с дивана. А окажись умозрительный моралист сам в подобной ситуации!.. Не он же повинен в сбое программы – так что же теперь, постепенно сходить с ума в огромном, но всё замкнутом пространстве?.. спиваться дармовым виски?.. в ядерный реактор броситься головой вниз, чтобы бесследно раствориться в мирозданье?.. Кто согласится, кто выдержит такое испытание – полвека полного одиночества в компании с барменом, пусть обаятельным, но всё же электронным?.. Это не идиома а-ля Маркес – и в самом деле полста лет абсолютного одиночества!..
А тут – вон они лежат: мужчины и женщины, и тебе по силам воззвать к жизни любого, тем более, что ни остановить, ни осудить тебя вроде как и некому!.. Соблазн?.. Конечно!.. И не нужно ребро себе выламывать – только запусти программу пробуждения той, которая тебе идеально подходит по всем показателям!..
А потом, после многих приключений парень понял, что смог бы вновь погрузить подругу в сон до самого всеобщего пробуждения. И тут уже наша героиня оказывается перед выбором: согласиться на его предложение – значит оставить этого несчастного влюблённого в неё парня в полном одиночестве…
…Нет, я не считаю данный фильм шедевром голливудского синематографа. Но на то, чтобы задуматься, он подвигает.
.
Ещё об американском кино: https://starodymov.ru/?p=35700
Не путать с нашими отечественными «Пассажирами» – это совсем иное: https://starodymov.ru/?p=42153
К записи "Голливуд. Некоторые мысли об одном американском фильме" пока нет комментариев