13 сентября 1812 года – состоялся судьбоносный Военный совет в Филях.

Вопрос стоял один: дать Наполеону ещё одно сражение, или же продолжить отступление и оставить Москву без боя.

Первым выступил на Совете генерал Леонтий Беннигсен.

Он предлагал дать Наполеону ещё одно решительное сражение, высказав мнение, что оставление столицы подорвёт боевой дух армии, сделает бессмысленным кровопролитие в Бородинском сражении, а также приведёт к огромным материальным потерям для Российского государства. Леонтий Леонтьевич предлагал начать атаку на «Великую армию» ночью, исходя из того, что французы также устали, и никак не ожидают такого поворота событий.

Беннигсена поддержали:

Генерал Алексей Ермолов: https://starodymov.ru/?p=37286

Генерал Пётр Коновницын:

Генерал-адъютант Фёдор Уваров:

Генерал Дмитрий Дохтуров:

Оппонентом вполне закономерно выступил генерал Михаил Барклай-де-Толли: https://starodymov.ru/?p=39617

Михаил Богданович высказал точку зрения (привожу её в предельно кратком изложении), что само по себе сохранение Москвы не прекратит войну, но может привести к потере всей армии; при том, что именно армия оставляет Отечеству надежду на спасение.

Его поддержали:

Генерал Александр Остерман-Толстой:

Генерал Николай Раевский: https://starodymov.ru/?p=38683

Генерал Карл Толь:

Таким образом, точка зрения за новое сражение получила на один голос больше. Но Главнокомандующий – свежеиспечённый генерал-фельдмаршал Михайло Кутузов – приказал отступать: https://starodymov.ru/?p=11901 .

В Совете принимал также участие дежурный генерал Паисий Кайсаров, который, как я понял, права голоса на совещании не имел.

С этого момента оставление Москвы стало неизбежным.

В ходе спешно проведённой эвакуации из города вывезено до 25 тыс. раненых, однако (по разным данным) от двух до десяти тыс. несчастных героев Бородино и других сражений на подступах к Первопрестольной осталось, большинство из которых погибло при пожаре.

Вывезено также немало и другого имущества. В частности, пожарное оборудование, что впоследствии поставят в укор властям – грандиозный пожар окажется нечем тушить.

Не вызывает сомнения, что если бы о своём решении оставить город Кутузов известил Ростопчина раньше, эвакуация прошла бы более организованно, и спасти смогли бы куда больше…

В очередной раз адресую читателей к запискам Фёдора Ростопчина. Конечно, вельможа в них всячески старается себя обелить… Даже не так: не вельможа, а как любой нормальный человек, Фёдор Фёдорович в воспоминаниях чуть смещает акценты в свою пользу.

См.: https://starodymov.ru/?p=25582

Но в целом, если объективно оценивать события, работу по эвакуации города он и в самом деле провёл поистине грандиозную. Хотя и ошибок, конечно, наделал немало. Другой вопрос, а кто бы их наделал меньше?.. Большой вопрос!..

.