26 октября 1941 года – погиб великий детский писатель Аркадий Гайдар.

Удивительный автор! Такие прекрасные книги, такие замечательные рассказы… Забыт, забыт…

.

См.: http://starodymov.ru/?p=26491

.

Приведу биографическую справку об Аркадии Петровиче, которую я подготовил для сборника «Бессмертный полк Отечественной литературы». Непременно прочитайте воспоминания о нём – это ж истинно подвиг: и пребывание Голикова на фронте, и его гибель.

См.: http://starodymov.ru/?p=35584

.

ГАЙДАР Аркадий Петрович

(Настоящая фамилия – Голиков)

9(22).01.1904 г., Курская губ. – 26.10.1941 г., Черкасская обл.

Проза

Участие в войнах:

Гражданская – на фронте с 14 лет; воевал на разных фронтах, окончил командные курсы, в 18 лет стал командиром полка, командовал отрядом ЧОН, участвовал в подавлении антисоветских выступлений; неоднократно ранен и контужен; уволен в запас с диагнозом «травматический невроз».

Великая Отечественная – на фронте с самого начала в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда»; попал в окружение, примкнул к партизанам; погиб в бою.

***

Боевые награды:

Орден Отечественной войны 1 ст. (посмертно)

***

Награды за литературную и общественную деятельность:

Орден «Знак Почёта»

***

Творчество:

Основные военные литературные произведения относятся к периоду Гражданской войны.

В период Великой Отечественной войны написал только несколько очерков.

***

Память:

Во многих городах СССР имя Аркадия Гайдара носят улицы, парки, учебные заведения, различные детские  учреждения, библиотеки, открыты музеи и мемориальные доски.

Имя Аркадия Гайдара присвоено астероиду.

Имя Аркадия Гайдара носит морской корабль, а также именной трамвай.

***

О писателе:

Первое заявление с просьбой направить на фронт Гайдар подал 23 июня 1941-го. Военкомат отказал, как инвалиду Гражданской войны. Тогда Аркадий Петрович заявил (но уже в редакции «Комсомолки»), что хочет попасть в район боевых действий в качестве корреспондента. Когда же он появился на передовой, под Киевом, всем стало очевидно, что он приехал воевать.

Вместе с бойцами комбата И.Н. Прудникова он ходил в немецкий тыл за «языками», подымался в атаку и в одном бою вынес из-под огня самого Прудникова, который потерял сознание от контузии. Перед падением Киева Гайдару предложили место в самолете, который улетал в Москву. Аркадий Петрович отказался. «Почему?» «Стыдно!» Сталин и Буденный бросили под Киевом лучшую тогда 600-тысячную армию. Но это были его читатели. Гайдар не нашел для себя возможным тоже их кинуть.

Находясь в глубоком немецком тылу, Гайдар услышал, что под деревней Семеновка в лесу собралось 3000 или даже 4000 бойцов. Он проник в лес и застал уныние, близкое к отчаянию. Не было продуктов, бинтов, не хватало даже воды. Но главное: никто не представлял, что делать дальше? В соседнем селе Гайдар отыскал комсомольцев. Те приехали на подводах и увезли часть раненых. После этого он стал искать в лесу людей, которым знакомы эти места, и нашел покалеченного капитана-сапера по фамилии Рябоконь. Тот разъяснил, как выйти из леса и куда безопасно двигаться. Вместе с летчиком-истребителем, полковником А.Д. Орловым, они сформировали три штурмовые колонны и с боем вырвались из леса, вышли к болотам, а там начали расходиться мелкими группами. В ту ночь Гайдару и Орлову удалось спасти более 3000 человек.

Вскоре группа окруженцев во главе с Гайдаром и Орловым нашла партизанский отряд. Лагерь и отряд оказались ненадежными. Орлов с частью бойцов и командиров направился к линии фронта, пришел к нашим и провоевал до конца войны. Гайдар идти с Орловым отказался…

Он задумал создать свой партизанский отряд, но уже армейского типа. Сегодня очевидно, что у бывшего командира полка Голикова-Гайдара была реальная возможность создать партизанское соединение раньше будущих дважды Героев Сидора Ковпака и Алексея Федорова. Оставалось только запастись провиантом на дорогу в Черниговские леса.

Утром 26 октября 1941 года Гайдар с четырьмя товарищами возвращался с продуктовой базы во временный лагерь. Не доходя, сделали привал. Гайдар вызвался зайти к знакомому путевому обходчику попросить хлеба или картошки. Для этого поднялся на высокую железнодорожную насыпь и увидел засаду.

Оставалась возможность спастись. Для этого нужно было всего лишь рывком пересечь одноколейную насыпь. Гитлеровцы были готовы позволить партизану, который стоял на возвышении, уйти. Немцам были нужны «языки», а не трупы. Гайдар имел возможность совершить любое действие, но только одно.

- Ребята, немцы! – крикнул он.

Раздалась пулеметная очередь. Гайдар погиб, а четверо товарищей остались живы. Судьба двоих мне лично неизвестна. Лейтенант Сергей Абрамов, который сопровождал Гайдара 26-го числа, стал позднее главным подрывником у Ковпака. Другой лейтенант, Василий Скрыпник, дошел до Берлина. Я дружил с обоими. Однажды, когда мы собрались вместе, Абрамов сказал Скрыпнику:

- Знаешь, Василий Иванович, если бы не Аркадий Петрович, не было бы у тебя твоих дочек, а у меня моих сыновей.

Борис Камов,

биограф Аркадия Гайдара

(«Военная тайна. Какого Гайдара мы потеряли: жесткого командира или прекрасного детского писателя?», РГ от 27.10.2011 г.)