ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ –

ПЕРВАЯ СВЯТАЯ СЛАВЯНКА

Мне, человеку советских времён, досадно, даже тоскливо наблюдать за процессом отмежевания современной России от остального славянского мира. В дни моей молодости с вопросом славянского единства также не всё обстояло благополучно, однако же оно культивировалось, пусть, нередко, и как-то топорно.

Сейчас мы и остальное славянство оказались по разные стороны нововозведённого железного занавеса.

И тем ценнее для меня публикации, подобные той, которую я предлагаю вниманию своих читателей. Мой стародавний знакомый (по сути, заочный) Зденек Опатрил прислал текст о Св. Людмиле – чешской святой, которая, по его утверждению, первой среди женщин, чешек и вообще славянок, удостоилась такого признания.

Я не стану предвосхищать публикацию и пересказывать то, новое, что я из неё узнал. Прошу только обратить внимание на обстоятельства убийства Людмилы. Когда я читал данный фрагмент публикации, в памяти всплыли подробности убийства нашего Павла Петровича – удивительно, но есть некоторое сходство. А борьба за влияние на внуков – тоже извечная тема, проводится параллель с нашей Екатериной…

Ну а факт строительства церкви над могилой убитой святой и вовсе поражает своим цинизмом…

Между прочим, памятник Людмиле Чешской имеется и в Москве.

Ну и ещё несколько ссылок предварительно.

.

Зденек Опатрил: http://starodymov.ru/?p=37349

О современной изоляции России: http://starodymov.ru/?p=29968

Людовик Немец, которого упоминает автор – это Людовик II, внук Карла Великого и сын, соответственно, Людовика I; напомню, что при распаде империи Карла её восточные территории со временем и стали нынешней Германией: http://starodymov.ru/?p=36103

Об убийстве Павла: http://starodymov.ru/?p=36849

***

Святая Людмила (* ок. 860 г. – † 15 сентября 921 г., городище Тетин) происходила из племени пшован. Она была женой первого подтвержденного историческими документами чешского князя Борживоя I Пршемысла, матерью князя Вратислава I, бабушкой св. Вацлава (Вячеслава) и первой в истории канонизированной женщиной, славянкой и чешкой.

Происхождение св. Людмилы

Людмила родилась около 859 года, вероятно, в Пшовском замке,  находящемся на месте нынешнего замка в г. Мельник, над слиянием рек Эльбы и Влтавы. Ее отец Славибор был князем небольшого племени пшован, жившего на плодородных землях по берегам Эльбы. Это племя происходило из сербского Мильска, т. е. Верхней Лужицы. Не исключено сербское происхождение пшован. Исторически доказано, что предшественником Славибора на троне князя Милчанского был Честибор (лат.: Zistibor; * 9 век? – † 859), лужицко-сербский князь, живший в замке близ Гёрлица в 856 году. Честибор был не только вассалом франкского короля Людовика Немца, но он убеждал и даже принуждал князей других славянских племен подчиниться Людовику Немцу. Он заплатил за это рвение, будучи убитым в 859 году его же сербами. Защитой от германизации лужицких сербов должно было стать избрание Славибора, который был союзником Борживоя, князя чехов.

Битва у Влтавы ( 872 год)

Против  франков объединились многие. Согласно Фульдским летописям, в 872 году в неизвестном месте у реки Влтавы произошла битва славянских князей против франкских войск во главе с архиепископом Майнца Лютбертом. Славянское войско возглавляли князья Святослав, Витислав, Герима, Спитимир и Мойслав. Возможно, даже Борживой, имя которого было внесено в  Фульдские летописи дополнительно.

Сообщений о Святославе нет, даже неизвестно, выжил ли он в бою на Влтаве.

Витислав (лат. Witizla или Utizla; * 9 век? – † 10 век?) -  чешский дворянин, возможно, из семьи Славниковцев, жил в конце 9 века. Исторические источники свидетельствуют о том, что Витислав, вероятно был уважаемой и влиятельной личностью. Он был одним из немногих, кто выжил, несмотря на проигранное сражение.

Герима (чеш. Heřman; * 9 век? – † 9 век?) – славянский князь, упомянутый только в Фульдских летописях в связи с его участием во Влтавской битве. Однако о его судьбе ничего больше не известно.

Спитимир (лат. Spoitimar или Spoimar; * 9 век – † 955). Был славянским князем Зличан из семьи Славниковцев. В Фульдских летописях также ничего не говорится о его судьбе. Некоторые более поздние историки, такие, как Рудольф Турек, допускают возможность того, что Спитимир – это одно и то же  лицо, что и  князь Строймир, который позже, возможно, в 879 году, восстал против князя Борживоя. Он погиб, вероятно, от рук вршовцев вместе с  тремя братьями. От нападавших удалось спастись его брату  Адальберту (св. Войтеху), второму епископу Пражскому, Либицкому князю Собеславу и их сводному брату св. Радиму, первому архиепископу Гнезденскому.

Мойслав (лат.: Moyslan или Myslan; * 9 век? – † 9 век?) – славянский князь, живший в 9 веке и, вероятно, отец Доброславы. Не исключено, что князь Мойслав был ранен или даже убит в этой битве. Другие письменные источники, относящиеся к Мойславу, неизвестны. Согласно русскому словарю исторических славянских имен, Мойслав был не чехом, а князем белых хорватов, которые тогда жили в северо-восточной Чехии и северной Моравии.

Очевидно, отец Людмилы князь Славибор в битве не участвовал, хотя авторы исторических романов утверждают обратное. Князю Славибору на момент сражения было около сорока лет. Вероятно, князь Мойслав перед битвой передал ему на попечение свою дочь Доброславу, у которой в то время уже не было матери. Так что князь Славибор отвечал не только за свою дочь Людмилу, которая тоже была наполовину сиротой, но и за Доброславу. Следовательно, он не мог участвовать в сражении.

Крещение Борживоя и христианизация Богемии

Важно знать, что славянские князья на территории современной Чехии во второй половине 9 века не исповедовали христианство, как в Великой Моравии. Христианство проникало на территорию Богемии очень медленно. Согласно Фульдским летописям, в 845 году 14 славянских князей с территории более поздней Чехии были крещены, но, вероятно, без особого значения. Эти князья приняли христианство скорее всего по принуждению, а не по собственной воле. Принятие христианства не означало только  отказ от политеизма и принятия веры в единого Всемогущего Бога, замену языческих символов символами христианскими. В то время христианство ознаменовало революционные изменения в общественной и частной жизни, изменение государственных, административных, экономических и социальных условий. Оно предполагало отказ от существующего образа жизни, традиций и обычаев. Наступавшее христианство назвало тогдашний образ жизни греховным, унизительным и варварским. Все мы знаем, что мышление людей имеет и имело и в далеком прошлом консервативный характер. Только одна церковь не могла это все изменить. Для этого ей нужен был союзник. Часто требовалось насильственное вмешательство правителей в эти процессы. Принятие христианства в Чехии в те времена было делом не только благочестивых проповедников, рассказывающих о чудесной доброте Бога, но, в большей степени, делом князей и правителей, которые поняли преимущества христианства и христианского образа жизни и заставляли верить своих подданных. Борживой и его жена Людмила сделали первый реальный шаг к христианизации Богемии. Поскольку Борживой умер очень молодым, чешское христианство больше ассоциируется с Людмилой, которая вела длительную борьбу за его продвижение многие годы после смерти Борживоя.

История крещения Борживоя упоминается не только в легенде Кристиана1), но и в чешской хронике Козьмы2). По словам Кристиана, Борживой был приглашен ко двору короля Великой Моравии Святополка I Великого в 869-872 годах. (Примечание: здесь Кристиан ошибся. Верно 869-870. С 871 по  875 г.  Мефодия в Моравии не было. Он был арестован и находился  в бенедиктинском монастыре в Эльвангене, Швабия, в открытой яме, закрытой только решеткой.) Здесь был устроен пир, тогда еще язычник Борживой, судя по всему, должен был сидеть на земле. Архиепископ Мефодий выразил сожаление и спросил у Борживоя, не стыдно ли ему, такому знатному человеку, сидеть на земле. В результате Борживой принял решение креститься. (Эта история не очень правдоподобна, хотя запрет язычникам седеть за одним столом с христианами был обычной практикой в ​​Каринтии и Паннонии.)

Крещение совершил сам архиепископ Мефодий в Велеграде, крестным отцом Борживоя, вероятно, был моравский король Святополк I Великий. Затем Святополк и Мефодий щедро одарили Борживоя – в том числе дали ему в услужение священника Павла Кайха, вероятно, для того, чтобы новокрещеный князь мог выполнять свои христианские обязанности. Принятие крещения князем Борживоем следует рассматривать как крещение всех его подданных.

Крещение было очень важным для чехов, потому что именно с 845 года, когда 14 чешских князей приняли крещение, племена, живущие на территории современной Чехии, стали относиться к западной сфере влияния. Именно крещение Борживоя подтвердило принадлежность молодого чешского княжества к могущественной Великой Моравской империи и поворот к восточному христианству.

Свадьба Людмилы и Борживоя

Около 875 года тогдашний 22-летний чешский князь Борживой I женился на молодой, четырнадцатилетней Людмиле, дочери и наследнице князя Славибора Пшовского, владельца обширных территорий и знаменитого Пшовского замка, который   находился в окресностях нынешнего города Мельник. Благодаря своим личным качествам и  имуществу жены Борживой стал самым могущественным князем, чем-то вроде короля чехов. Тем не менее, он зависел от политики своих могущественных соседей и родственников св. Растислава и Святополка I Великого, которые правили Великой Моравией именно в таком порядке. Брак Людмилы с Пршемысловичем Борживоем свидетельствует о том, что у обеих семей установились прочные связи.

Некоторые источники утверждают, что свадьба состоялась раньше. Если это так, то она происходила на территории, населенной чехами или пшованами, то есть по языческому обряду. Это могло быть не позднее 874 года, когда Людмиле было 14 лет. Но нет сомнений в том, что после возвращения архиепископа Мефодия в Моравию в 875 году их брак был заключен повторно. Христианский брак они заключили, скорее всего, в моравском Велеграде.

К 875 году Борживой и Людмила основали свой двор и резиденцию в известном замке Левы Градец (ныне Розтоки недалеко от Праги). Внутри замка Борживой построил небольшую церковь, посвященную св. Клименту3). «Это была первая церковь в Богемии», – говорит Легенда Кристиана, добавляя:  «Она стала местом  крещения его жены Людмилы …».

Позже исследователи занимались судьбой юной Доброславы, осиротевшей после смерти князя Мойслава и его жены. Князь Мойслав выдал свою старшую дочь Свянтожизню за могущественного Святополка I Великого. Вторую дочь, Доброславу, он вверил в 872 году накануне битвы на Влтаве под покровительство князя Мильчанского и Пшовского Славибора, отца Людмилы, которая вышла замуж за чешского князя Борживоя. Разница в возрасте между двумя девочками была невелика,  они росли вместе как сестры и расставаться им было бы очень тяжело. Таким образом Доброслава стала приемной дочерью князя Борживоя и его жены Людмилы. Девочки росли вместе в замке Леви Градец, где их воспитывал капеллан Павел Кайх, давший им образование.

Крещение Людмилы и Доброславы

Крестились они, вероятно, в 877 году в Левом Градеце, когда Людмиле было 17, а Доброславе – 13 лет. В некоторых легендах говорится, что Людмила крестилась вместе с Борживоем, и есть даже картины, изображающие это крещение. Это не похоже на правду. Борживою пришлось креститься раньше, потому что еще до брака с Людмилой он начал строить замок Леви Градец и церковь св. Климента. В то время с ним  при дворе уже работал ученик св. Мефодия Павел Кайх. Исторические источники утверждают, что Людмилу крестил архиепископ Мефодий, но Кристиан утверждает, что она была крещена в Левом Градце. В таком случае ее крестил, скорее всего, Павел Кайх. Вероятно, рассказ о крещении Людмилы непосредственно архиепископом Мефодием был написан в более поздние годы, чтобы подчеркнуть серьезность этого обряда.

Людмила стала типичным представителем первого этапа христианизации Богемии. Согласно легенде, сначала она была язычницей, приносившей в детстве жертвы языческим богам, а затем стала образцом христианских добродетелей. Княгиня Людмила погрузилась в новую веру со всем пылом юной души, со всей силой и преданностью, с осознанием  подавленной язычеством женственности. Людмила, как и Борживой, понимала политическое значение новой веры, которая обеспечила будущее господству Пршемысловичей над другими князьями славянских племен. Христианство также означало освобождение женщины от языческих догм и своим принципом моногамии оно социально поставило ее рядом с мужчиной.

Здесь следует подчеркнуть, что священники при дворе Борживоя и Людмилы были исключительно славянами, среди которых лидирующее положение занимал архипресвитер Павел Кайх. Это были священники, пришедшие вместе с Мефодием, а во второй волне также те, кто после смерти Мефодия бежал из Моравии от преследований Святополка, которого они справедливо считали предателем. Позднее это стало причиной отделения Чешского княжества от Великой Моравии.

Семейная жизнь Людмилы

Брак Борживоя I и Людмилы был благословлен тремя сыновьями и тремя дочерьми – потомки, умершие в младенчестве и не упомянутые в источниках, не включаются. Известны только имена двух сыновей Спитигнев (* 875– † 915) и Вратислав (* 888– † 921), оба по очереди  занимали княжеский престол.

Сначала после смерти отца правил старший сын Спитигнев I, а после него младший Вратислав I. Вратислав женился на Драгомире, происходившей из славянского племени стодоран.

Сын Вратислава и Драгомиры Вацлав (Вячеслав) был передан бабушке на воспитание. Людмила повлияла не только на образование Вацлава,  она позаботилась и о его воспитании. Разногласия между княгиней  Людмилой и ее невесткой   Драгомирой, происходящие из христианского воспитания бабушки и дальнейшего влияния на молодого Вацлава, а также по политическим причинам, привели к решению Драгомиры убить Людмилу.

Государственная роль Людмилы

Первую историческую роль княгиня Людмила стала выполнять после смерти своего мужа, затем во время правления их сыновей, и особенно после их смерти.

Людмила правила как регент и оказывала влияние на своих сыновей Спитигнева I и Вратислава I, а после них также на внука Вацлава. После смерти Вратислава регентшей стала его вдова, княжна Драгомира из племени стодоран. Однако Людмила пыталась влиять на воспитание Вацлава. Но это было одной из причин противоречий между свекровью Людмилой и невесткой Драгомирой. Ситуация была намного сложнее: Людмила защищала право Вацлава на княжеский престол как первенца, а Драгомира выдвигала своего второго сына Болеслава, который, вероятно, родился порфирородным, то есть в 915 году, когда Вратислав уже был князем.

Кроме того, Людмила выступала за ориентацию княжества на короля Баварии Арнульфа, в то время как Драгомира категорически отрицала признание этого политического сдвига. В данном случае на Людмилу, вероятно, повлияли ее советники во главе с архипресвитером Павлом Кайхом, выходцем из епископального монастыря св. Эммерама Регенсбургского в баварском Регенсбурге. Княгиня Людмила прекрасно понимала, что в одиночку чешское княжество не сможет противостоять нашествию диких кочевых племен, и поэтому, несомненно, благодаря большим дипломатическим способностям, ей удалось заключить союз с королем Баварии Арнульфом. Таким образом, давний враг моравских славян стал союзником чехов. И не только это. Княгиня Людмила договорилась с Баварским епископатом о терпимости к славянскому языку во время богослужений и другим обычаям моравского церковного обряда.

Драгомира, очевидно, крестилась до замужества с Вратиславом, но ее вера не проникла в ее сердце так глубоко, как у Людмилы. К этому добавились дворяне, которым были нужны не только «молящиеся правители», но прежде всего рыцари и воины. Было бы ошибкой думать, что Людмила пренебрегала рыцарским воспитанием внуков. Она просто поставила его на второе место. При осмотре останков святого Вацлава были обнаружены следы более старых травм, полученных им в ходе сражений. Это доказывает, что  Вацлав был настоящим рыцарем. В конце концов, он в последний раз продемонстрировал свое боевое искусство незадолго до смерти, когда пошел в церковь без оружия и сумел выхватить меч из руки  брата и повалить его на землю.

Драгомира поддерживала языческую ориентацию государства, а не его вассальные отношения с баварами. Так родилась  предпосылка возникновения конфликта.

Добровольное изгнание и мученичество

Авторитет княгини Людмилы был настолько велик, что после смерти Вратислава чешская знать решила забрать его сыновей у  матери Драгомиры и передать их бабушке – княгине Людмиле. Мальчикам было вероятно тринадцать (Вацлаву) и семь лет (Болеславу). Внуки Людмилы получили образование в славянском вероисповедовании и славянском духе. В то время провинциальные дворяне решили доверить Драгомире регентство в стране, что вызвало разногласия между двумя женщинами. И это было началом будущего конфликта между двумя авторитарными княгинями.

Спор между  княгинями в итоге привел к отъезду Людмилы в замок Тетин.

Таким образом, в 920 году, примерно после четырех лет правления княгини Людмилы, в Чехии произошел переворот, в ходе которого Драгомира захватила власть и вернула себе своих детей.

Княгиня Драгомира наконец разрешила спор убийством  свекрови, которое произошло в ночь с 15 на 16 сентября 921 года. По словам Кристиана, она поручила двум членам своей свиты, Туну и Гомону, совершить убийство. Это были иностранцы, вероятно, викинги, приехавшие в Чехию из Киева. Таких воинов охотно нанимали в свиту за их воинственность, жестокость и бесчувственность.

Согласно легенде, Людмила была задушена собственным шарфом, который впоследствии и стал ее символом  (в других источниках написано, что веревкой). Людмила умоляла своих убийц отрубить ей голову, потому что, только, пролив кровь, она могла стать мученицей и святой войти в рай, как пишет ее правнук летописец Кристиан. Убийцы, очевидно, знали об этом, поэтому они постарались сделать так, чтобы ее кровь не пролилась. Но произошло символическое и значимое для церкви «кровопролитие». Задохнувшись,  Людмила упала на пол и несколько капель ее крови из раны на голове упало на камень, на котором она обычно стояла на коленях во время молитвы.

После ее убийства Павел Кайх, верный священник Борживоя и Людмилы, бежал из Чехии, и таким образом благочестивой, первой исторически известной чешской княгине Людмиле даже не устроили церковных похорон. Слуги погребли ее тело под стеной. Над местом убийства Драгомира решила перестроить жилой дом Людмилы на церковь св. Михаила (ныне св. Иоанна Непомуцкого), согласно легендам, чтобы чудеса, происходящие на месте смерти Людмилы, приписывались не Людмиле, а св. Михаилу.

Этот второй переворот в Чехии означал истребление последователей Людмилы и преследование ее духовенства. Борьба продолжалась между старой языческой и новой христианской культурой между братьями Вацлавом, последователем ориентации его бабушки Людмилы, и Болеславом, последователем курса его матери Драгомиры. Эта борьба завершилась 28 сентября 935 года вторым преступлением, когда Вацлав был убит дружинниками Болеслава.

Поклонение святой Людмиле

Вскоре после восшествия на княжеский престол  Вацлав изгнал свою мать из Праги (возможно, в Будеч), а 10 ноября 924 года при участии епископа Михаила  перенес останки  бабушки в церковь св. Георгия в Пражском Граде, где и по сей день находится гробница св. Людмилы. При церкви Болеслав II и преподобная Млада основали первый чешский монастырь и ввели в него бенедиктинок, которые заботились о распространении культа первой чешской святой. Однако это  было документально подтверждено только с конца 11 века.

Во время правления Карла IV над ее могилой установлено надгробие, имеющее высокую художественную ценность. Когда в 1981 году гробница была открыта, среди останков  обнаружили белую шелковую ткань с переплетенным геометрическим узором – без сомнения, шарф, которым замужние женщины покрывали головы.

Во всех сохранившихся документах княгиня Людмила описывается как добрая, милосердная и ревностно набожная женщина. Св. Людмила, чешская первомученица, стала не только покровительницей виноделов, бабушек, матерей и христианских просветителей, но и, прежде всего, покровительницей чешской (прим.: вместе со своим внуком святым Вацлавом). Ее  часто называли матерью чешских земель.

Смертью княгини Людмилы закончилась ее земная жизнь. Но вскоре к новой жизни пробуждается святая мученица, украшенная поэтической магией легенд. Какой образ  святой Людмилы нам важнее? Жившей на самом деле или той, которая нам веками изображается в мифе ее святости? Даже, если допустить, что легенды часто далеки от реальности, они все же отражают не только благородную душу Людмилы, но и душу чешского народа X – XI веков.

В трактатах XI века восхваляется ее вдовство: «…после смерти своего мужа Борживоя, первого христианского князя чешских земель, раба Христова, блаженнейшая Людмила вплоть до конца своей жизни всегда очищала свое тело». Ее добродетель и чистота – это победа христианского идеала над греховными человеческими наклонностями.

Постепенно княгиня Людмила, христианская мученица, становится национальной святой и благородным символом, покровительницей чешского народа при небесном престоле.

В самые трудные моменты жизни чешского общества в людях пробуждается национальное самосознание, пропитанное мощными толчками «святого национализма», и в чешских святых люди находят символы спасения своего национального бытия.

С этой точки зрения действительно сложно решить, кто для чешского народа важнее – княгиня Людмила или святая Людмила.

Причисление к лику святых

Канонизация Людмилы произошла очень скоро, еще при жизни ее внука, князя  Вацлава. В то время для этого было достаточно решения князя и разрешения епископа с учетом мнения народа (лат. vox populi).

Святость княгини Людмилы подтверждают  чудеса,  происходившие в Тетине. Сладкий аромат исходил от ее могилы, и семь раз за ночь можно было видеть, как на нее  опускаются огненные факелы, указывая на яркость веры, которой она сияла при жизни. Кроме того, больные у ее могилы обретали здоровье, слепые – зрение, и хромые нормальную походку. Убийцы блаженной Людмилы вскоре различным способом ушли из жизни и никого из их родни не осталось.

Когда через три года после ее смерти – 10 ноября 924 года – гробница была вскрыта, чтобы  перевезти ее останки в Прагу для помещения в достойном месте в церкви св. Георгия на Пражском Граде, ее тело и одежда оказались нетленными, что в церкви считается важным доказательством святости умершего. Все эти факты привели ее внука, князя  Вацлава, к решению канонизировать  любимую бабушку. И он  велел священникам написать на славянском языке «Легенду о святой жизни и мученической кончине святой Людмилы».

Ее причисление к лику святых  было официально признано в 1143–1144 годах, когда в Праге находился папский легат Квидо кардинал ди Кастелло. При епископе Данииле I части ее останков были помещены в несколько алтарей Пражской епархии, и епископ Даниил II. Внес ее имя в перечень почетных покровителей в своей рукописи «De civitate Dei».

Увековечение памяти

В литературе

Легенда о святой жизни и мученической кончине св. Людмилы. Была написана по инициативе князя  Вацлава неизвестным славянским священником на славянском языке. Эта легенда – старейшее чешское литературное произведение.

Легенда Кристиана (Legenda Christiani. Vita et passio sancti Wenceslai et sancte Ludmile ave eius.)

Легенда «Когда росла христианская вера» Crescente fide Passio s. Venceszlai incipiens verbis Crescente fide christiana.

Легенда Гумпольда – одна из старейших рукописей  сохранилась в так называемом Оттоновском освещенном кодексе Вольфенбюттеля, созданном до 1006 года по приказу жены князя Болеслава II княгини Эммы4). Этот кодекс содержит самые старые из сохранившихся изображений князя Вацлава, в том числе сцену его убийства в г. Стара Болеслав.

Проповедь святой Людмилы с конца XI века, взывающая к уважению к святой Людмиле. Проповедь была широко распространена в чешских землях. Этому несомненно способствовал ее патриотический характер, что привело к укреплению национального самосознания. Самые старые тексты относятся ко второй половине XIII века, прочие – к XIV и XV векам. Впервые была опубликована благодаря Йозефу Добровскому5).

В изобразительном искусстве

Святую Людмилу обычно изображают в длинном платье с покрытой головой  или в княжеской шапке. Ее главный атрибут – вуаль, фата или шарф на шее. Ее часто рисуют вместе с маленьким внуком Вацлавом, которого она учит. День ее памяти отмечается 16 сентября, а ее последним пристанищем является базилика св. Георгия (св. Иржи) в Пражском Граде.

-   Иллюминированные рукописи: Фрагмент летописи Далимила, Библия Велислава.       -        Реликварий – бюст Святой Людмилы (для хранения черепа святой) из позолоченного

серебра –  часть Сокровища святого Вита

-    Рукав – мощевик св. Людмилы

-    Лестничный цикл (роспись стен) в замке Карлштейн

-    Доска Мастера Теодорика с росписью и реликвиями в раме, часовня  св. останков

замка Карлштейн

-    Каменное надгробье на могиле с рельефом лежащей святой Людмилы – в базилике

св. Георгия на Пражском Граде

-    Верайкон Святовитский – она изображена среди святых, написанных на раме – часть

Святовитского сокровища

-    Готическое панно – алтарная роспись из Дубечека – св. Людмила – в Национальной

галерее в Праге

-   Статуя св. Людмилы, позолоченная резьба по дереву, автор – Франтишек Прейс, 1699

г., главный неф Собора св. Вита в Праге

-   Св.св.Вацлав и Людмила на мессе, картина, масло, автор  – Франтишек Ткадлик -

Национальная галерея в Праге

-   Святая Людмила, помощница бедных – картина, масло, автор – Йозеф Войтех

Хеллих, Церковь св. Людмилы в Праге, Краловские Винограды

-   Убийство св. Людмилы, мраморная статуя работы Эмануэля Макса в часовне св.

Людмилы,  Собор св. Вита в Праге

-   Статуя св. Людмилы – часть памятника св. Вацлаву в Праге на Вацлавской  площади,

автор –  Я. В. Мыслбек

-   Скульптура св. Людмилы у церкви св. Николая в центре Москвы, работа чешского

скульптора Михала Моравца. Подарок Чешской Республики московским

верующим от 26 сентября 2012 г. по случаю 1091-й годовщины ее мученической

смерти, в знак дружбы между чешским и русским народами.

В музыке

-   «Святая Людмила» – оратория Антонина Дворжака

-   «Страдания мученицы Людмилы» – Fuit in Provincia Bohemorum – легенды Х – ХII  веков

-   «Прамать Людмила» – кантата из цикла «Чешское небо» Яна Застеры на текст Марии

Долистовой.

Послание народу чешских земель

«О, чешская земля, если бы ты осознала, каким драгоценным подарком ты задумана, какой яркий свет тебя озарил лучами, какой у тебя могущественный заступник на небесах, ты бы танцевала от радости! О, счастливая земля под покровительством такого могущественного  патрона! Сколько стран и народов не получило такой блаженной защиты! И если бы она была у них, они бы непременно танцевали от радости!» Проповедь святой Людмилы, ст. 9 – XI век

———–

Примечания:

  1. Легенда Кристиана – это сокращенное название произведения: Жизнь и страсти святого Вацлава и его бабушки святой Людмилы, на латыни: Vita et passio sancti Venceslai et sancte Ludmile ave eius, X века. Некоторые исследователи приписывают ее авторство Страхквасу (Ztrahquaz) т.е. Кристиану († 996), чешскому священнослужителю, младшему сыну князя Болеслава I Грозного и его жены Биаготы, правнуку св. Людмилы и племяннику св. Вацлава. Было много споров по поводу подлинности этой легенды. Если легенда соответствует действительности, то это самый старый исчерпывающий очерк истории Чехии, в котором автор описывает истоки чешского христианства как продолжение великоморавской традиции Кирилла и Мефодия.
  2. Чешская Хроника Козьмы (лат.: Chronica Boemorum, точный перевод - Хроника чехов) – старейшая чешская хроника. Первоначальный текст был написан на латыни, а его автором был Козьма – декан пражского капитула Святого Вита, который, вероятно, написал хронику между 1119 и 1125 годами. Она относится к самому началу чешской историографии и обычно считается одним из самых важных литературных произведений в чешских землях в средние века. В то же время это один из важнейших исторических источников для изучения чешского раннего средневековья.
  3. Святой Климент I Римский считается в традициях католической церкви четвертым епископом Рима и, следовательно, четвертым папой. Его понтификат восходит к 88/92 – 97/101 годам. Останки святого Климента были найдены в Крыму святыми Кириллом и Мефодием и поэтому связаны с зарождением христианства в Великой Моравии и Чехии. Привезли их в Чехию, в Левы Градец, в церковь св. Климента, построенный князем Борживоем. Оттуда их перевезли в Рим. Его останки сыграли важную роль в признании древнеславянского языка литургическим наряду с латинским и греческим папой Адрианом II. Останки св. Климента I хранятся в базилике Святого Климента в Риме, примерно в 300 метрах к востоку от Колизея, где похоронен и св. Кирилл.
  4. Княгиня Эмма (* около 948 г. – † около 2 ноября 1006 г.) была третьей женой чешского князя Болеслава II, от которого я нее был сын – Ольдржих. Ее происхождение не совсем ясно и восходит к Бургундии, Англии или Франкской империи. На известных монетах из г. Мельник она названа Эмма Регина, то есть Эмма Королева. Таким образом, в последние годы историки, а также нумизматы склоняются к мнению, что Эмма Регина  - это  западно-франкская королева – вдова Эмма Итальянская (Франция). Принцесса Эмма была дочерью короля Лотара II Итальянского и святой Аделайды Бургундской (Adeleida / Adelheid), принцессы Бургундии и королевы Италии, во втором браке римской императрицы, королевы Германии и Италии.По словам летописца Козьмы, Эмма пользовалась в народе большим уважением. Ей был симпатичен культ пршемысловича св. Вацлава. Она стала его благочестивым распространителем, о чем свидетельствует Кодекс Вольфенбюттеля, связанный с ее именем. В Чехии она получила от мужа Болеслава II, в частности,  укрепленное поселение Пршемысловичей с замком Мельник, а также право чеканки собственных денариев с королевским титулом Эмма Регина (то есть королева, а не княгиня). Они похожи на денари, отчеканенные во Франции Эммой Итальянской и впервые найденные в 1963 году. А поскольку этим высоким титулом, естественно, могла пользоваться только правящая или овдовевшая королева, этот факт свидетельствует о ее первоначальном статусе. Похоронена она, вероятно, в Пражском Граде.
  5. Йосеф Добровский (чеш. Josef Dobrovský, * 17 августа 1753—† 6 января 1829)—  чешский  филолог,  лингвист,  литературовед,  фольклорист,  историк  и просветитель, одна из важнейших фигур Чешского национального возрожде-ния.  Считается основателем славянского языкознания как науки, ещё  при  жизни его называли отцом, патриархом славистики. Внёс основополагающий вклад в изучение старославянского и кодификацию чешского литературного языка.