240 лет назад родился Александр Степанов,

первый Енисейский губернатор

А главное – интересный разносторонний человек с богатой биографией. Потомственный военный, штатский чиновник, писатель и публицист, краевед… Судьба его несколько неровна, изобилует резкими извивами, не всегда последовательна… И оставила нам несколько вопросов, на которые я не нашёл вразумительных ответов.

Когда я знакомился с жизнью Александра Петровича, не раз думал: хорошо, что у него имелась наследственная усадебка, от которой он мог кормиться в периоды, когда оставался не у дел и без государева жалования…

А ещё я в очередной раз думал о «синдроме распространённой фамилии»: даже в моём окружении есть несколько Степановых, а что уж говорить об историографии родимого Отечества!.. Каждый конкретный Степанов, сколь ни был бы выдающихся качеств, теряется среди своих однофамильцев и родственников; и попробуй ещё нащупать какие-то точки, которые смогли бы выстроить ассоциативную цепочку, которая бы помогла его идентифицировать!..

Именно этим я и попытаюсь заняться, рассказывая о нашем юбиляре – он родился 4 мая 1781 года.

Биография Александра Петровича началась с армейской службы. Степанов участвовал в Италийском походе, преодолел Альпы и Чёртов мост… Его выделил сам Суворов, правда, больше за его сочинения, назвав «наш маленький Демосфен». Затем участвовал в войне 1812 года и Заграничном походе, правда, по тыловой части – дело очень важное, даже необходимое, однако оно вроде как напрямую с боевыми действиями не связано…

И вообще, судя по всему, хозяйственная деятельность оказалась ему ближе, чем строевая служба.

С 1823 года начинается период его губернаторства в Красноярске – пожалуй, самый деятельный отрезок биографии Степанова. Енисейская губерния только образовалась, и сюда направили человека, имевшего большой опыт именно хозяйственной деятельности.

Прежде всего, он провёл ревизию вверенного его попечению хозяйства. К сожалению, я не нашёл данных о численности населения края в указанный период; потому отмечу только, что в 1856 году в самом Красноярске проживало 6400 человек. При этом, по данным Александра Петровича, в губернии содержалось 25 тысяч ссыльных, из которых четыре тысячи женщин. Грамотных на всю губернию насчитывалось 1221 человек. В крае имелся 101 храм.

Впоследствии в Красноярский край прибыло несколько декабристов; о их житье-бытье можно прочитать в знаменитом романе Владимира Чивилихина.

В период губернаторства Степанова в Красноярске появились: аптека, больница, четыре богадельни, городской сад, библиотека, типография… Особо хочется отметить факт, что Александр Петрович проявлял особую заботу о ссыльных: организовал шесть работных домов, чтобы они могли зарабатывать средства для более или менее достойное проживание, строил для них специальные посёлки, открывал школы. Заботился о коренных хакасах, отстаивал интересы местных крестьян, боролся с мздоимством и ростовщичеством – это не пустые слова, о том имеются документальные подтверждения…

Как уже отмечалось, Степанов относился к разряду истинной российской интеллигенции. Это проявилось уже в том, что он организовал в Красноярске научное общество «Беседы о Енисейском крае», поддержал выпуск литературно-публицистического «Енисейского альманаха» (в одной публикации я встретил упоминание, что издание стало первым подобным в Сибири, но усомнился, и потому не утверждаю).

…Я – человек, который прожил и повидал уже немало. И давно уже подметил характерную закономерность: когда кто-то начинает большое и важное дело, рядом с ним далеко не всегда оказывается достаточное количество соратников-единомышленников; зато когда процесс наладится, когда он пойдёт успешно, когда начнёт набирать обороты и приносить дивиденды, число критиков тут же стремительно нарастает, равно как множатся и желающие оттеснить первосоздателя и возглавить кем-то налаженный успешный процесс.

Как нетрудно догадаться из сказанного выше, после того, как становление новорождённой губернии стабилизировалось, Степанова «ушли», да ещё и грязно, нехорошо.

Вот тут и впору вспомнить пресловутое: Хорошо иметь домик в деревне. Оставшись не у дел, Александр Петрович в своём имении занимается литературным трудом. Поэма «Суворов», романы «Тайна» и «Постоялый двор», двухтомник «Описание Енисейской губернии», стихи…

Впоследствии некоторое время служил саратовским губернатором, однако н там у него что-то не пошло… А вскоре он и вовсе покинул наш мир.

…Прочитал я об этом человеке, и подумал, что Красноярск должен хранить память об этом человеке. Заглянул в интернет, и оказалось, что в городе обсуждается проект памятника. Что ж: по заслугам и честь!

В завершение замечу, что Александр Степанов поддерживал приятельские отношения с Михаилом Глинкой, Карлом Брюлловым, декабристом Гавриилом Батеньковым.

Ну и как не сказать несколько слов о потомках Александра Петровича, коль это всё колоритные личности!..

Сын Николай стал художником-карикатуристом.

Сын Пётр – генерал от инфантерии и Георгиевский кавалер, участник нескольких войн, общественный деятель, проявлявший большую заботу о раненых «нижних чинах»; автор нескольких сочинений мемуаров.

Можно много рассказывать о каждом из внуков… Однако отмечу только один факт. Именно внук нашего юбиляра, Филипп Петрович, камергер и прокурор Московской Синодальной конторы, стал первым публикатором знаменитых (или пресловутых – кто как оценивает) «Протоколов сионских мудрецов».

.

О моей командировке в Красноярск: http://starodymov.ru/?p=16041

Италийский поход: http://starodymov.ru/?p=29147

Декабристы в ссылке: http://starodymov.ru/?p=11073

О завистниках (пример): http://starodymov.ru/?p=36029