1 февраля 1711 года – убит Владимир Атласов,

один из первооткрывателей Камчатки

Изложу факты, не особо стараясь оценивать происшедшее по шкале «хорошо-плохо». Ибо считал и считаю: если случаются бунты, в них, как правило, неправы обе стороны – хотя в процентном отношении эта неправота может распределяться и неравномерно.

Но начнём всё же не с убийства, а как положено: с рождения.

Итак, Владимир Атласов увидел свет примерно около 1664 года – точнее не установлено… Фамилия красивая, и знаешь, что атлас – это такая мягкая и приятная на ощупь материя. Однако сам Владимир Васильевич мягкостью и приятностью общения не отличался. Судя по описанию, он относился к числу людей, от которых хочется держаться подальше.

Но с другой стороны… Посмотрите на сибирские просторы! Смогли бы мягкие и покладистые люди за какой-то век присоединить их к России?.. Сам Пушкин назвал Атласова «камчатским Ермаком» – а само по себе такое сравнение дорогого стоит… Разве нет?

Вот и поневоле подумаешь крамольное, и мысли эти не вписываются в нормы что христианской, что социалистической морали: только такие, как Атласов, и смогли совершить этот подвиг – в результате движения «встречь солнцу» увеличить размеры царства в десять раз!..

…Отношение к беглым крестьянам в России нельзя назвать последовательным. Если поймали в пределах коренной России – мало беглецу не покажется; если же сумел вырваться за её пределы, влился в ряды казаков-землепроходцев, грех вроде как списывался, на него переставали обращать внимание.

Вот и отец Атласова, крестьянин из Великого Устюга, сбежал… И вот уже сын его, Владимир, служит, и не просто служит, а становится пятидесятником – не такой уж малый чин. Правда, служит он в Анадырьском остроге – подальше от ока государевых чиновников.

И вот на излёте XVII столетия прослышал Атласов про землю Камчатку…

Прошу обратить внимание, что события эти относятся к эпохе, когда ещё никто не ведал, как выглядят очертания восточного края Русского царства – Пётр ещё не помышлял о Великой экспедиции.

Кто из русских землепроходцев первым ступил на камчатскую землю, доподлинно неизвестно – исторически эта честь приписывается по меньшей мере троим. Но первую экспедицию на полуостров организовал именно Атласов. Он же заложил здесь и первый острог – на речке Камчатка, он же водрузил здесь и первый памятный крест, на реке Канучь. Пройдя до южной оконечности полуострова, атаман зафиксировал наличие в океане гряды островов (Курильских), и повернул обратно.

С собой он вёз не только ясак и собранные экспедицией материалы, но и совершенно необычную «добычу» – японского рыбака, который в результате кораблекрушения попал на остров и проживал у местных жителей. Так состоялся первый зафиксированный контакт жителей России и Страны Восходящего Солнца. Помнится, о судьбе этого человека фильм снимали… В документах того времени его называли то татарином, то индейцем, то выходцем из страны Нипон.

По возвращении с Камчатки Атласов отправился в Якутск – лично доложить о совершённых открытиях. Государев приказчик, оценив значимость совершённых открытий, приказал ему отправиться в Москву (Петербурга ещё не существовало даже в замыслах Петра), и пленного японца прихватить.

Атласов предстал пред государевы очи в 1701 году. Пётр щедро одарил казака, возвёл его в чин казачьего головы, пожаловал сто рублёв, и отправил обратно, оставив японца при себе.

Судя по всему, от царёвой милости у новоиспечённого атамана голова-то и закружилась.

Вернувшись на Дальний Восток, он ограбил некоего купца, и захваченную огромную добычу прокутил. Поскольку трофей исчислялся тысячами рублей серебром (ассигнаций-то тогда не водилось), можно себе представить, как гулеванил Атласов!.. За что и упекли его в острог на пять лет.

Кто знает, как бы дальше сложилась его судьба, если бы коряки на Камчатке не подняли бунт.

Друзья мои, вернитесь на чуть-чуть в начало данного материала!.. Мягких и пушистых дяденек среди сборщиков ясака навряд ли водилось… А что такое ясак?.. Это меха, шкуры, моржовые бивни, а если находились, то и бивни мамонта… И вот эту свою добычу непонятно по какой причине следовало отдавать пришлым незваным приказчикам неведомого царя… С какого, как говорится, перепугу?..

Ведь ни коряки, ни чукчи тоже не были безропотными овечками, которых можно безнаказанно обирать.

Короче говоря, взбунтовались коряки. Перебили приказчиков и казаков, острог порушили…

Вот спрашивают у Атласова: ты-де открыл этот край – усмирять отправишься?.. Возьмёшься – отпустим!

И вот уже прибывает он на Камчатку во главе воинской команды при двух пушках, где начинает наводить свои порядки. В результате вскоре настраивает против себя всех – и коренных местных жителей, и уже обосновавшихся в крае казаков, и даже своих сподвижников…

В 1707 году среди русского населения Камчатки вспыхивает небольшая гражданская война – казаки борются за власть. В результате погибло несколько царёвых приказчиков, да и среди казаков растут потери… Следует упомянуть, что Атласова свергают с должности, арестовывают, сажают в тюрьму, откуда он сбегает, однако не скрывается… Но трогать его бунтовщики не решаются: то ли авторитет его довлеет, то ли помнят, что сам царь-батюшка обласкал…

…Дорогой читатель! В этом десятилетие – с 1701 по 1711 годы – столько событий вместилось, что коротко их просто не перескажешь!..

Но в конце концов случается то, к чему дело, по большому счёту, и шло: убили-таки Атласова!..

А пост камчатского приказчика перешёл к Даниле Анциферову – руководителю бунтовщиков…

К сказанному следует ещё добавить, что в некоторых источниках утверждается, что после Атласова в селениях коряков и камчадалов осталось сколько-то его детишек от местных женщин. Но это уже – вполне возможно, что сплетни, оговор.

Ну и совсем уж в заключение… Имя Владимира Атласова носят: улица в Москве, посёлок на Камчатке, а также бухта, остров, вулкан, и даже растение из семейства бобовых.

Вот так: красивая фамилия, неважная репутация, широкая посмертная слава…

***

Из истории освоения Камчатки: http://starodymov.ru/?p=16374

Из истории Анадыря: http://starodymov.ru/?p=36298