…И СВОИХ БИЛИ, ЧТОБЫ САМИМ ВЫЖИТЬ

В январе 1651 года в отделённом северо-восточном углу Российского царства случилось событие, в общем-то, неординарное. Известный землепроходец и исследователь Арктики Михаил Стадухин ограбил своих товарищей. Местных жителей грабили регулярно – что было, то было; но своих!.. То-то ж и вошёл этот факт в историю…

Прежде, чем продолжить рассказ о происшествии, хочу высказаться вот по какому поводу.

Конечно, мы восхищаемся подвигами исследователей труднодоступных мест на карте нашей необъятной России, совершёнными в былые времена. Ими просто невозможно не восхищаться!

Это ж только представить себе: пара десятков человек, имена которых нам неизвестны, во главе с атаманом, имя которого иной раз запечатлено в хрониках, совершали походы, которые и сегодня представляются чрезвычайно трудными, обследовали территории немыслимой площади… И всё это – в условиях сурового климата, когда всё приходилось добывать и делать самим… И при этом постоянно сталкиваться с местными жителями – когда мирно, а когда и не очень…

Именно благодаря этим походам на карте прорисовывалась береговая линия отдалённых окраин России, появлялись реки и горные хребты…

И всё – ради чего?.. Ради добычи: мехов и «рыбьего зуба»… Которые ещё требовалось переправить в далёкий Петербург, который распоряжался такими трудами добытыми богатствами далеко не всегда рационально.

К чему это отвлечение? – спросите вы. Отвечу. Те меха сносились, поделки из моржового клыка где и сохранились в музеях, утратив функцию платёжного средства… А вот карта Сибири, и особенно её северо-восточного угла, осталась вечным памятником этим отважным людям.

…Так вот, про горстку людей под командой отважного атамана Михаила Стадухина…

Да, они добывали меха: где сами, где собирая ясак с местных жителей, а где и попросту грабили их… Но тут следует учесть: грабёж – дело чреватое!.. Даже миролюбивые народы не слишком охотно расстаются со своим имуществом – а что уж говорить о воинственных (коряках, например, чукчах или юкагирах)!.. Так что приходилось строго соблюдать соотношение кнута и пряника – а то ведь и пищали не помогут, массой задавят.

Скажем, знаменитый Семён Дежнёв, открывший морской пролив между Азией и Америкой, известен как один из самых миролюбивых землепроходцев. И что же?.. Он за период своей арктической эпопеи получил не менее 13 ранений, три из которых тяжёлых…

Так вот, в конце 1650 года Дежнёв с товарищами готовились к зимовке на реке Анадырь. Для этого требовалось пополнить запасы провизии. С этой целью он отправил группу товарищей к местным жителям – прикупить продуктов. Фуражиры уже возвращались обратно, когда на них напали, избили и подчистую ограбили. И что удивительно – совершили это такие же землепроходцы и промысловики, как и они сами. Отряд напавших и возглавлял Михаил Стадухин.

Удивительно, в общем-то!.. Наверное, коль такое случилось, имелась веская причина… Но ведь какую причину ни изобрети, а оправдать подобное навряд ли возможно.

Дело в том, что сам Стадухин – опытный исследователь, сам прошёл более 13 тыс. км, что считается рекордом среди всех исследователей того времени. Считается, что именно он первым из русских землепроходцев побывал на Камчатке – хотя это и не доказано.

В то же время Стадухин зарекомендовал себя одним из наиболее жёстких добытчиков мехов – предпочитал решать вопросы силой, а не добром. То есть грабить, а не договариваться.

Дежнёв с товарищами ту суровую зиму пережили, хотя его партии пришлось и нелегко.

Судя по всему, Дежнёв и Стадухин больше не встречались. Думаю, Дежнёв, при всём своём миролюбии, пятак лихоимцу настучал бы…

В официальной биографии Стадухина сказано, что он, опасаясь нападения юкагиров, спустился по реке к заливу Шелихова. Однако, кто знает, быть может, и описанный инцидент повлиял на данное решение – держаться подальше от отряда, который едва не обрёк на смерть. Перемёрли бы – и всё осталось бы шито-крыто, а так… Чревато!..

…Ну и в завершении.

Летописцы среди русских землепроходцев если и встречались, то исключительно редко. О приключениях отрядов промысловиков мы знаем, во-первых, по официальным отчётам, которые назывались весьма красноречиво: «скаски», а во-вторых, по дошедшим до нас записям третьих лиц.

Как и что конкретно произошло на речке Анадырь в январе 1651 года, доподлинно никем не задокументировано. А потому считаю необходимым завершить данную историю оговоркой: за основу данной публикации взят факт, приведённый в энциклопедическом издании «Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей».

***

Семён Дежнёв и Анадырь: http://starodymov.ru/?p=33000

Григорий Шелихов: http://starodymov.ru/?p=18691

Камчатка: http://starodymov.ru/?p=34928