280 лет началу экспедиции Витуса Беринга

В 1740 году с верфи дальневосточного Охотска, что на речке Охта, сошли два корабля – пакетботы «Св. Пётр» и «Св. Павел». В истории сохранились фамилии строивших их корабелов – Козьмин и Рогачёв. На этих судах 8 сентября отправилась в плавание Великая Северная (или иначе Вторая Камчатская) экспедиция, которую вели командор Витус Беринг и лейтенант Алексей Чириков.

В который уже раз хочется выразить восхищение мужеством и стремлением познать неведомое этих людей!..

…Мы настолько привыкли к неким благам цивилизации, что принимаем их как должное. Но ведь в середине XVIII столетия многого, да практически ничего из – повторюсь! – привычного нам попросту не существовало!.. Ни надёжных карт, ни современных средств навигации, ни холодильников, ни опреснителей воды, ни двигателей, ни эхолотов или каких других средств измерения глубин… Даже электричества не существовало в потребительском понимании этого слова!.. Хронометр, секстант, да подзорная труба – вот и все приборы, которые имелись в распоряжении капитана и штурмана…

Но есть же в душе у человека некая потребность, которая влечёт, манит, гонит его на поиски Terra Incognita!

Есть такая шутка. Отправляясь навстречу приключениям, помни, что и приключения отправляются навстречу тебе. Обывателя эта встреча пугает, землепроходцев и других исследователей – манит…

…Достигнув до наступления холодов восточных берегов Камчатки, мореходы перезимовали в бухте, которую назвали по именам кораблей Петропавловской, заложив тем самым нынешнюю столицу края. В наступившем году корабли отправились на поиски «земли да Гаммы», т.е. Америки. Вскоре пакетботы в густом тумане потеряли друг друга и впредь продолжили плавание раздельно.

Каждый самостоятельно, они достигли западного побережья Америки, руководители экспедиции и исследователи описали несколько участков суши, ряд прибрежных островов.

Тут-то и случилась беда. В ходе исследований пакетбот «Св. Пётр» потерпел крушение и экипаж оказался на безлюдном острове. Опытные моряки из остатков разбитого судна построили некое плавсредство, на котором будущим летом смогли пересечь море, которое со временем получит имя руководителя экспедиции, и достичь берегов Камчатки.

Из 77 членов экипажа домой вернулось только 46; среди умерших от цинги оказался и командор Беринг.

В числе вернувшихся хочется особо отметить Георга Стеллера (тот самый, по имени которого названо описанное морское животное, впоследствии уничтоженное человеком). Нет ни грана преувеличения в утверждении, что этот человек совершил поистине великий научный подвиг. В тяжелейших условиях, когда уцелевшие участники экспедиции буквально боролись за жизнь, когда спутники один за другим умирали от холода и цинги, учёный продолжал работать, изучая климат, флору и фауну земли, на которую его забросила судьба. А впоследствии он сумел вывезти результаты своих исследований… Дальнейшая судьба Стеллера и его научных работ трагична, но об этом – в другой раз.

Какие люди!.. Какая тяга в неведомое!.. Какое стремление к познаниям!..

***

Об исследователях и землепроходцах: http://starodymov.ru/?p=255

Ещё о Витусе Беринге: http://starodymov.ru/?p=28736

Ещё об Алексее Чирикове: http://starodymov.ru/?p=27179

Примерно в описываемый период в Охотск прибыл сосланный сюда из-за интриг Бирона будущий генерал-губернатор Сибири Фёдор Соймонов: http://starodymov.ru/?p=34231

О Георге Стеллере: http://starodymov.ru/?p=29097