120 лет со дня рождения Ильи Старинова
Будем откровенны: к диверсантам у большинства из нас отношение двоякое. С одной стороны, провести грань между диверсией и терактом не всегда просто; ибо в результате диверсий слишком часто гибнут посторонние люди.
Но с другой стороны, на войне против врага хороши все методы; ну или почти все. Ради уничтожения конкретного опасного врага можно случайными жертвами пренебречь… Лишь бы соотношение этих жертв – заслуживавших гибели и попавших под раздачу по невезению – оказалось в «нашу» пользу.
Правда, кощунственно и цинично звучит?.. Но только это не я так считаю: в истории данному утверждению мы знаем слишком много примеров.
Поэтому диверсанты высокого класса всегда пользовались особым спросом в армиях всех стран – у них эффективность проведения спецопераций максимально высокая. И мы знаем имена наиболее известных из них.
Правда, в силу особенностей отечественного менталитета, имя, скажем, того же Отто Скорцени у нас известно куда шире, чем Ильи Старинова.
Между тем, такое положение дел навряд ли можно считать справедливым: Илья Григорьевич по праву входит в число самых выдающихся теоретиков и практиков диверсионной работы мира. По образованию он был инженером-транспортником, что помогало ему в работе – в частности, он сам разработал очень удачную мину для организации диверсий на транспорте…
Илья Григорьевич воевал в Испании, где провёл множество успешных диверсионных операций, в числе которых взорванные мосты, тоннель, пущенные под откос эшелоны… Одной из самых удачных операций стало уничтожение всего штаба вражеской авиационной дивизии.
Подобного же успеха достиг Старинов уже во время Великой Отечественной войны, когда взрывом радиоуправляемой мины уничтожили штаб гитлеровской дивизии, расположенной в Харькове.
…Будучи курсантом Донецкого военного училища, я даже реферат писал по той харьковской диверсии. Чтобы её успешно осуществить, советские специалисты провели большую предварительную работу. Ведь требовалось сделать так, чтобы гитлеровцы разместили штаб именно в данном здании; и к тому же имитировать там ложное минирование, на которое и купились вражеские сапёры, обнаружив «обманку» и обезвредив её, на чём и успокоившись…
Узнав о случившемся, Гитлер пришёл в ярость. Вроде как даже объявил советского диверсанта своим личным врагом. Оно, конечно, фюрер слишком многих одарил честью числиться в «личных врагах», вроде как целый список таковых имеется, и список не маленький, тем не менее, включение в него является признанием заслуг человека в борьбе с гитлеризмом. Согласны?..
В том своём давнишнем реферате я не упомянул о факте, о котором сейчас расскажу – я просто не знал о нём.
Когда советской разведке стало известно об обезвреженном гитлеровцами фугасе, особый отдел арестовал Старинова – вопрос для следователей состоял лишь в том, сознательно ли он сорвал диверсию или по халатности… Чтобы гарантированно не допустить утечки информации, Илья Григорьевич на допросах молчал о многодовости комбинации. И только после того, как задуманное свершилось, и фугас по радиосигналу взорвался именно в нужный момент, унеся в преисподнюю в полном составе штаб дивизии вермахта во главе с генерал-лейтенантом, руководитель операции раскрыл замысел операции.
Только тогда его освободили. И благо, что следствие тянулось долго…
Рассказывают, что до конца дней его Илью Григорьевича терзала совесть – гитлеровские зондеркоманды за ту диверсию казнили огромное количество мирных жителей; и Старинов считал себя виновником трагедии.
…Впрочем, в годы войны основной задачей Ильи Старинова стала подготовка диверсантов, а не личное участие в практической работе. Хотя и на фронт выезжал неоднократно, где руководил возведением фортификационных сооружений – в районы Ростова-на-Дону, Новороссийска, на Кавказ…
С августа 1942 года Илья Григорьевич входил в состав Центрального штаба партизанского движения, где занимался подготовкой подрывников. Участвовал в разработке партизанских операций на территории Украины, Польши, Югославии… Ну а после войны занимался разминированием Германии…
Вполне понятно, что имени Старинова в моём училищном реферате не значилось. Насколько я сегодня могу судить, на тот период, когда я его писал, Илья Григорьевич служил преподавателем в легендарном КУОС – Курсы усовершенствования офицерского состава, сверхсекретном подразделении КГБ, на основе которого впоследствии сформировали Группу «Вымпел»…
Рассказывать о Старинове можно бесконечно.
…Родился Илья Григорьевич 2 августа 1900 года и прожил ровно век, покинув наш мир в ноябре 2000 года.
К слову, хотя эта реплика и не имеет отношения к теме.
Всякий раз, когда я вижу кинохронику с летящими с моста или под откос поездами, когда читаю о сотнях, а то и тысячах подорванных в годы войны железнодорожных составов, всегда думаю о машинистах паровозов. Уж они-то были нашими соотечественниками, волею судьбы оказавшимися заложниками ситуации. Оно, конечно, при массовых лесозаготовках о щепках не задумываются… Но только те машинисты выбора-то не имели – гитлеровцы с ними не церемонились, водить паровозы их обязали, как бы каждый из специалистов поездной бригады ни относился к оккупантам. Машинист, конечно же, осознавал, что своей работой помогает врагу, только что он мог поделать?.. Вот и вели составы, хотя и понимали, что каждая такая поездка могла стать для них последней. И самое главное – что убить могли (и убивали) свои же партизаны или диверсанты…
Паршивая это штука – война!
***
Дополнения:
Рассуждения о случайных жертвах: http://starodymov.ru/?p=24389
Об Отто Скорцени я не писал, и только упоминал его, хотя в связи вот с этим событием: http://starodymov.ru/?p=10974
О Донецком ВВПУ: http://starodymov.ru/?p=25095
О людях, которых Гитлер объявлял «личными врагами», я писал неоднократно; и о некоторых из них идёт речь в данной публикации: http://starodymov.ru/?p=31052
О Центральном штабе партизанского движения: http://starodymov.ru/?p=22692
О КУОС и Группе «Вымпел»: http://starodymov.ru/?p=25504
По поводу Старинова… Вернее, по немцу, которого он взорвал в Харькове. По радиосигналу из Воронежа был взорван дом в Харькове по адресу ул.Дзержинского, семнадцать, где расположился штаб 68-й пехотной дивизии вермахте. Погиб весь штаб во главе с командиром дивизии и по совместительству начальником харьковского гарнизона генерал-майором Георгом фон Брауном (Не успел немецкий генерал стать генерал-лейтенантом, как указал автор в своей информации). Кстати, на месте взрыва образовалась воронка глубиной в 10м и шириной около 20м.
В источнике, который читал я, указано, что успел. Однако приказа, конечно, я в руках не держал, так что доказывать свою правоту не стану.
Спасибо, Александр!