300 лет Указу Петра I об увечных воинах
К теме заботы государства о своих вооружённых защитниках, о служивых, получивших ранения и увечья, я обращаюсь постоянно. Потому что убеждён: патриотическое воспитание молодёжи невозможно без уверенности человека в том, что, случись с ним беда, государство его не оставит!
В стародавние времена такого понятия как государственная пенсия для военнослужащих, не существовало вовсе. Мужчина, которого забрили в рекруты, отрывался от родного дома, от семьи, от близких… В лучшем случае, он после 25 лет службы возвращался целым и невредимым…
Даже если в результате ранения или заболевания он становился инвалидом, его будущность не гарантировалось каким-то неукоснительным государственным документом.
И вот 3 мая 1720 года Пётр повелел воинов, которые больше не могут служить (по ранению, болезни или возрасту), определять в монастыри и назначать им содержание в размере, какое они имели в период службы. Этот указ стал грандиозным прорывом в деле, как бы мы сказали сегодня, социального обеспечения военнослужащих. (см.: http://starodymov.ru/?p=145 )
Правда, через два года Пётр значительно урезал выделяемую из казны на содержание инвалидов сумму – решил, что погорячился, и что монастыри должны содержать защитников Отечества из милости. А ещё через какое-то время выяснилось, что в монастырях с этими казёнными деньгами прокручивают различные махинации – и такое случалось…
В общем, эксперимент не удался. Однако тот факт, что о судьбе увечных воинов правители задумались, уже сам по себе дорогого стоит!
Уважаемый Николай Александрович, во-первых, спасибо за книгу, подаренную мне на острове…
И по теме. Не знал о указе Петра I, но инстинктивно в Свирском монастыре, церковь Преподобного Иоанна Дамаскина 1716 года, примечательно, приземистую с невысоким порогом, называемую также “больничной”,отнес к заботе о калеках-воинов периода Северной войны.
И, получается, после Великой Отечественной войны, идея организации, в закрытых для иноков монастырях, интернатов для инвалидов войны не была новой….
Я постоянно себя уличаю в том, что чего-то не знаю. Так хочется знать – если не всё, то почти…