16 марта 1870 года – В России запущена первая мартеновская печь.

Казалось бы: ну мне-то что до того!.. Однако ж вот заинтересовала меня эта дата.

Я уже писал о том, что Россия в общемировом техническом прогрессе всегда почему-то оставалась в отстающих, и в лучшем случае, догоняющих. (см.: http://starodymov.ru/?p=25539 ) В духовном отношении – тут ничего не скажешь: в былые времена мы могли любой другой цивилизации форы дать!.. В науке – тоже. Сейчас, правда, и тут всё больше пробуксовываем… (см.: http://starodymov.ru/?p=31716 )

А вот в технике, в применении научных знаний и открытий на практике – тут у нас как-то не складывалось на протяжении веков.

Изотерики утверждают, что у России-де душа иного склада, приземлённые материалисты – что в отставании повинно подзатянувшееся крепостное право… Не знаю. Но только ведь об этом не только я говорю – это факт, с которым не поспоришь (см.: http://starodymov.ru/?p=933 )…

Впрочем, мы сейчас – о металлургии.

Так вот, почему данный факт меня заинтересовал.

Дело в том, что учился-то я в Донецком военном училище (см.: http://starodymov.ru/?p=2878 ) – городе не только шахтёров, но и металлургов. В этом городе шутка бывала: почему-де в Донецке живут весёлые люди? – Потому что в какую сторону ветер дует, там люди плачут, зато с трёх остальных сторон смеются… Это был намёк на металлургический исполин, расположенный в черте города, трубы которого изрядно портили экологию мегаполиса и его окрестностей…

Мне как-то довелось побывать на ДМЗ – Донецком металлургическом заводе, посмотрел, что это такое!.. Я видел, что такое исполинские печи, в которых варится металл, видел, в каких условиях работают люди… Помните фрагмент фильма «Весна на Заречной улице» (см.: http://starodymov.ru/?p=30550 ), в котором учительница приходит на завод?.. Так вот это всё я видел своими глазами!..

Учебный центр нашего училища примыкал к исполинскому шлаковому отвалу, на который ежедневно вывозили отходы этого производства; сколько раз мы наблюдали, как с высокой насыпи специальные вагоны (огромные такие ковши на проворотных цапфах), приезжавшие по проложенным по верху рельсам ссыпали тот самый шлак, и раскалённые песок и валуны сползали-катились по склону… Этим шлаком хорошо было мостить дорожки – прочные они получались…

А потом мне многократно доводилось бывать в Жданове-Мариуполе. Въезжавший в город поезд спускался в долину речушки и долго тянулся вдоль бесконечной вереницы заводских цехов, над которым пиками торчали трубы, трубы, трубы, из которых тянулись разноцветные хвосты дыма. Металлурги утверждали, по их цвету могли определить, какую сталь сегодня варят… Это были корпуса исполинов «Азовсталь» и завода им. Ильича.

А с городского пляжа было видно, как от этого промышленного монстра мутная туча смога сползает на водную гладь Азовского моря…

Так что информацией о юбилее появления в России мартеновских печей я просто не мог не заинтересоваться!..

…Создание во Франции в 1864 году первой мартеновской печи стало поистине прорывом в мировой металлургии; оно подняло металлургическую промышленность на принципиально новый уровень. Промышленность Европы нуждалась в высококачественной стали, и мартеновские печи её дали! В частности, во многом именно благодаря мартенам стало возможно бурное развитие железнодорожных сетей – рельсы и колёсные пары с рессорами стали намного прочнее, и производство их вышло на новый уровень.

Первую мартеновскую печь в России построил на нижегородском Сормовском заводе российский подданный греческого происхождения Дмитрий Бенардаки; непосредственно руководил работами инженер Александр Износков. 16 марта 1870 года она запущена в эксплуатацию.

Ну а несколько лет назад эту историческую реликвию «успешные менеджеры» нашего времени варварски уничтожили… Им ведь память не нужна, у них иные приоритеты… (Хотя и есть некоторые основания для оптимизма: http://starodymov.ru/?p=25725 )

(Фото, понятно, из интернета)