КРУИЗ-2019

Город ВОЛХОВ

Основное предприятие города: алюминиевый завод

и предприятие по производству удобрений

Начну с курьёза почти полувековой давности.

В Донецкое военное училище с первой попытки я не поступил: конкурс составлял 12 человек на место, и мне не хватило полбалла до проходного. Отработав на Житомирской фабрике музыкальных инструментов, на следующий год я отправился в то же училище вновь.

И тут вдруг выяснилось, что относительно минувшего года введено одно новшество: среди вступительных появился новый экзамен, о чём меня военкомат не известил. И этот экзамен – география. Причём, так выпало, что для группы абитуриентов, в которую включили меня, именно он оказался первым.

В школе географию я знал неплохо. Однако экзамен – есть экзамен: как бы хорошо ни знал предмет, а к нему готовиться надо. А тут… В общем, шёл я сдавать злосчастную географию, а у самого чемодан уже стоял собранный. Более того, я экзаменатору так и сказал: не готовился, мол, не знал-с… Тот вздохнул сочувственно, и ответил что-то в том духе: сдавать-то всё равно нужно…

Какое это отношение имеет к Волхову?.. Да уж имеет. (Начало о Волхове: http://starodymov.ru/?p=30174 )

Первый вопрос, который мне достался, это «Алюминиевая промышленность СССР». А я всего-то и помнил, что для выплавки этого металла требуется много электроэнергии, и что сырьём для него являются бокситы. Я и начал перечислять крупные ГЭС, расположенные в регионах, которые по какой-то причине считал рудными. Как оказалось, почти попал… Второй вопрос оказался знакомым, по каковой причине я его не запомнил – и получил я твёрдую «четвёрку».

(Подробнее об этом: http://starodymov.ru/?p=2878 )

Так вот, на тот момент я не знал, а теперь, после завершившегося описываемого круиза знаю, что самый первый алюминиевый завод в Советском Союзе построили именно в городке Волхов, на энергетической базе свежеотстроенной ГЭС. Случилось это в 1932 году, причём, металл выплавлялся здесь очень высокой степени чистоты. Для Советского Союза той поры пуск в строй предприятия имело поистине стратегическое значение.

Об этом и ещё много о чём интересном рассказал нам Виктор Астафьев, историк и краевед, проводивший экскурсию по музею данного промышленного предприятия.

Впрочем, сегодня корпуса, и вообще промышленная база бывшего алюминиевого завода стала собственностью предприятия, входящего в объединение Фосагро. Чуть ниже я немного расскажу о нём. А пока отмечу только, что причин перехода собственности в другие руки нам назвали две: истощение местных залежей бокситов, и высокая себестоимость получаемого металла, которая не выдерживала конкуренции, скажем, с братским…

Обо всём этом, и ещё много о чём я узнал во время экскурсии по музею предприятия. Ох, братцы, сколько ж там всего интересного!

Собственно музей принадлежит нынешнему предприятию, производящему удобрения для сельского хозяйства. Однако руководство сочло за правильное максимально сохранить память и почившем в бозе алюминиевом предприятии. На первом этаже музея можно ознакомиться с макетом оборудования для производства металла, с историей завода, с выдающимися производственниками былых времён… Здесь представлены некоторые образцы продукции, в том числе выпущенные к каким-то памятным датам…

Право слово: давненько я не получал столько интересной информации, как здесь.

А на втором этаже расположился музей нынешнего предприятия Фосагро.

Здесь также много чего интересного. И столь модный ныне интерактивный стенд, на котором наглядно показываются химические процессы, в результате которых получается необходимая продукция. И образцы этой самой продукции. И фотографии людей, внёсших значительный вклад в становление и развитие производства. И нефелин в прозрачной ёмкости, с описанием его роли в производстве продукции – минерал, о котором я ранее и не слыхал…

И много ещё чего…

Но центральное место в зале занимает большущая карта мира с обозначением государств, которые являются покупателями производимых в Волхове удобрений. (Что меня несколько озадачило, так это обстоятельство, что на карте единый для Атлантический океан разделён на два: Северный Атлантический и Южный, соответственно, тоже Атлантический).

И вот тут у меня появились серьёзные сомнения.

Согласно карте, продукция отсюда поставляется поистине по всей планете, включая далёкую Латинскую Америку. Как тут не вспомнить древнюю логистическую мудрость насчёт заморской телушки стоимостью в полушку?..

Вот скажите мне, братцы: во сколько раз возрастает цена производимого на Волхове удобрения, пока оно в трюмах сухогрузов достигнет берегов Амазонки или Параны, да ещё со всеми промежуточными перегрузками? Неужто это настолько уж выгодно латиноамериканским латифундистам, не говоря уже о тамошних малоземельных пеонах?..

Или причина тут во вредности производства?..

Нет-нет, это исключительно только вопрос, и никак не обвинительный выпад в адрес предприятия и надзирающих за ним экологических служб. Просто вот возникло у меня такое сомнение.

Во время Второй мировой войны из Аргентины в гитлеровскую Германию поставлялось гуано – сырьё, которое служит для производства пороха и взрывчатых веществ (см. об этом: http://starodymov.ru/?p=571 ). Это, вполне понятно, было жизненно необходимо для военпрома рейха, не имеющего собственной сырьевой базы, и приходилось идти на материальные затраты по транспортировке (не говоря уже о военной опасности)… А теперь вдруг на континент, обладающих залежами гуано, являющегося прекрасным естественным удобрением, везут питательные (для земли) гранулы из России?..

Согласитесь, что как-то нелогично…

Вместе с тем, по рассказу Виктора Васильевича, предприятие Фосагро делает для ставшего родным города очень много полезного: и жилищный вопрос, и городская инфраструктура, и стипендии для талантливых учащихся, и дома творчества, и много ещё чего… Ну что ж, хоть так…

В любом случае, от души желаю добра жителям Волхова – мне городок понравился.