СПЕЦЭФФЕКТЫ ЕСТЬ… ДУШИ НЕ ХВАТАЕТ

Некоторые мысли о современном отечественном кино

Не слишком много, но парочку фильмов, которые раньше не видел, посмотрел в праздничной программе. Несколько слов о двух из них.

«Т-34». Смотрел я его и как-то так и не смог сформулировать о нём конечное мнение. Вот ведь: вроде и фильм неплохой, и идея выигрышная, и съёмки на уровне… А чего-то не хватает. За внешней зрелищностью глубина не видна, что ли… Вроде проявления чувств и эмоций налицо, а сами чувства и эмоции подразумеваются, да не особо видны… Хотя… «Чувства» и «эмоции» – это практически синонимы… Ну ладно, пусть остаётся – в моём представлении некоторое различие между ними имеется.

(Пользуясь случаем, напомню об истории, связанной с танком: http://starodymov.ru/?p=26586 )

О том, что случай, подобный тому, что мы увидели на экране, имел место в истории – это факт. Когда гитлеровские танкисты учились стрелять по советскому танку, которым управлял экипаж из числа военнопленных, и этот танк вырвался с полигона и навёл паники среди германского обывателя… Имена тех героев остались неизвестными. Об этом, в частности, писал Владимир Карпов (см.: http://starodymov.ru/?p=1092 ), об этом был снят ещё чёрно-белый советский фильм.

В общем, факт такой имел место. Только развивались события иначе. Но как именно – толком неизвестно. Что, в общем-то, без сомнения, предоставляет простор для творчества.

О том, что та версия, которую нам показали в фильме «Т-34», не выдерживает никакой критики – это ладно: мало ли нынче таких военных картин, которые в погоне за голливудскостью игнорируют здравый смысл (например: http://starodymov.ru/?p=26995 ). Показанная версия неубедительна, она шаблонна, она несерьёзна как-то… Не знаю даже, что ещё добавить – не кинокритик всё же.

И даже любовная линия не вытягивает картину. Более того, она, эта любовная линия, порождает скорее скабрёзные мысли: как ни суди, а четверо изголодавшихся по женщине идущих на явную смерть мужчин, и одна, тоже не слишком-то уверенная в завтрашнем дне… Как-то слишком слащаво и умилительно смотрятся взаимоотношения внутри этого танкового квинтета.

Впрочем, данная реплика – ладно, не главная. Главное, что всё в целом увиденное неубедительно!

И ещё «Салют-7». (Я уже упоминал о нём: http://starodymov.ru/?p=26322 ) Фильм совершенно иного ряда. И главное тут – о том, как реально развивались события, хорошо известно: пусть не всем, пусть информация ещё частично закрыта, однако общая канва уже стала достоянием гласности. Так что на любое замечание о неубедительности создатели могут парировать: и летали эти парни, и станцию спасли, а то, что авторы чуть приукрасили – так на то и искусство. Допустим. Впрочем, что значит «допустим»?.. Это факт!

Что мне в фильме понравилось больше всего! Это гибкость ума, умение героев не опускать руки, не сдаваться, не пасовать, их способность находить самые нестандартные пути выхода из самой безнадёжной ситуации. Вот это – самый важный, самый центральный, самый наиглавнейший урок, который преподаёт картина!

Эта картина – современный перепев старинной байки про лягушку, взбившую масло! Причём, данную аналогию я провожу в самом уважительном смысле: за жизнь нужно бороться!

Запас кислорода на исходе. Где его взять в космосе?.. Нет тут подзарядных станций!.. Положение безнадёжное!.. Но ведь находят же выход космонавты!.. Совершенно нежданный!..

И чем ремонтируют станцию?.. Как у нас водится – кувалдой!.. Отчаялись было… А потом вспомнили об эффекте температурного перепада, вернее, реакции металла на него… И снова взялись за кувалду. Как говорится, отремонтировали при помощи лома и какой-то матери!.. Но ведь отремонтировали же!..

Пожар на борту космического аппарата!.. Как тушить?.. Ну очевидно же: средства специальные, огнетушитель… Но это – для нас, людей, мыслящих трафаретно!.. А герой, мгновенно оценив опасность, просто открывает люк – и пламя задыхается в вакууме, в космическом пространстве.

…И так – на протяжении всего фильма! На каждом этапе развития сюжета герои следуют неожиданным вариантом пути – и именно потому достигают успеха. Если бы это было выдумкой, авторов можно было бы высмеять за неуёмную фантазию, однако эпопея по спасению «Салюта-7» имела место, и спасение его состоялось! Исключительно за счёт нестандартных решений.

Кто-то из космонавтов рассказывал о таком показательном примере. Якобы в американском сегменте МКС сломался какой-то прибор – если не ошибаюсь, кондиционер. Янки сидели и ждали, что им скажем по этому поводу Хьюстон – им предписано выполнять приказы и как можно меньше проявлять инициативы. А наш космонавт просто взял и отремонтировал агрегат.

А они нам за это стенку просверлили… Впрочем, это так – просто вспомнилось. (см.: http://starodymov.ru/?p=29298 )

Но вернёмся к моему поверхностному кинообозрению.

Забавно… Впрочем, не то это слово… Показательно – вот точнее.

Ближе к финалу обоих фильмов посрамлённый противник (в одном случае явный враг, в другом – относительно нейтральный соперник) салютует советскому победителю. Ура!

А вот что вызвало досадливое неприятие… Это лёгкость, с которой советский ЦУП приговаривает космонавтов к смерти – сначала обоих, потом одного… И генералы, и чиновники, и рядовые сотрудники, и даже симпатичная медичка… Один только руководитель полёта искренне переживает по этому поводу – остальные относятся к ситуации как к абстрактной ситуации, как к некой компьютерной игре: как будто для них космонавты и не люди вовсе, а программы – приложения к ситуации… Не понравилось мне это!

Ну а финал – именно тот, что мы привыкли видеть в голливудских картинах: все обнимаются и рукоплещут. Хэппи-энд…

Вот такие впечатления о картинах. Без анализа – просто мысли и эмоции.