Борис Подопригора,
участник афганской войны,
литератор
Ещё раз про маразм…
…а не про любовь. Хотя название фильма «Мухаббат» так и переводится. Почему ещё раз? Потому, что за три месяца до «мухаббата» мы уже познакомились с другим телесериалом – «Крепость Бадабер», тоже посвящённым афганской войне (см.: http://starodymov.ru/?p=26523 ). «Биографический» к ней интерес даёт мне право лаконично оценить оба «кинотворения»: маразм. Что вообще-то комментариев не предполагает. Но если без них не обойтись, тогда…
Начну с того, что года три назад на пике читательского внимания к нашему с Андреем Константиновым афганскому роману «Если кто меня слышит» у меня состоялся телефонный разговор с собеседником, представившимся узнаваемой кинематографической фамилией. Мне были заданы несколько странных вопросов: мог ли курсант военного института быть старше 30 лет? (а если он уходил в академический отпуск?), существовали ли в нашем афганском контингенте штрафные роты? Или ещё интереснее: могла ли подруга воина-интернационалиста приехать в Афганистан, чтобы вдвоём попутешествовать по этой стране? Встретив моё, мягко говоря, недоумение, а заодно узнав о моём тогдашнем местожительстве – в Карелии, собеседник дал понять, что найдёт более осведомлённого консультанта, притом, в Москве, а не на «задворках империи». И напоследок, помнится, пожелал мне удачной рыбалки. Теперь я понимаю, что оказался, так сказать, на дальних подступах к ныне «киносодеянному» и жалею, что не среагировал на готовящуюся фальшивку.
Ещё одно обстоятельство, также имевшее отношение к давешнему разговору, мне представляется более важным. Дело в том, что судьбы выпускников Военного Краснознамённого института (ранее известного как Военный институт иностранных языков – ВИИЯ), давно заслуживают литературного и кинематографического осмысления. Причем, выбор жанров повествования может быть предельно широким – от историко-эпического до детективного. Ведь, многие из моих коллег-переводчиков выросли в учёных, дипломатов, политиков, иных профессионалов высшего уровня, не говоря о том, что большинство виияковцев прошли по несколько горячих точек – часто ещё до получения диплома. Поэтому упоминание в «киномухаббате» самого института, пусть и его юридического факультета, требует уважения хотя бы к ауре, в которой воспитывались, например, непревзойдённый переводчик генеральных секретарей Виктор Суходрев, писатель Аркадий Стругацкий, журналист Всеволод Овчинников и многие другие, не уступающие им в известности. Канун 9 мая даёт повод вспомнить и одного из старейших выпускников ВИИЯ известного питерского театрального деятеля подполковника в отставке Исаака Штокбанта.
Мы вот о чём: должен же кинотворец, берущийся даже за военно-романтическую тему, чувствовать разницу между самым боевым и интеллектуально ёмким военным вузом советского времени и, образно говоря, курсами по служебному собаководству! А если этой разницы он не улавливает, то не заждались ли его мухтары? Ибо и дрессировщик вправе рассчитывать на более вдумчивое отношение к своему внутреннему миру.
И, пожалуй, главное: приближаются 30-летие вывода наших войск из Афганистана, 25-летие начала чеченского лихолетья. Понятно желание многих кино- и литературных творцов подвести полюбившийся им сюжет под памятную дату нашей недавней истории. Ведь, о Великой Отечественной, тем более Гражданской – мало кто скажет что-то новое, тем более убедительное. Только такое, вот, «творческое приспособленчество» убивает Память. Живую – для ещё многочисленных наших сограждан, кому не всё равно, что ещё осветит замутнённый телеэкран. Самому участнику-очевидцу редко предоставляется возможность рассказать миллионам, как это было. Да и конец 80-х-начало 90-х оказались не лучшим временем для формирования о том же Афгане даже «народно-памятных» представлений. Солдатам Победы в этом смысле повезло больше. Тем временем шустрый киноделец уже спешит со своей «собачьей» «мухаббат»-версией. Ему, по большому счёту, наплевать на Историю. Ту, что соткана из воспоминаний, чувств, надежд, трагедий, слёз невесты, катящихся на улыбку, и проклятий вдовы, всего, что не коснулось его самого, но о чём он «врёт как свидетель».
Коль скоро самая «афганская» оценка фильма звучит как «бред больного гепатитом», нужно ли говорить об отдельных сценах? Не о том речь, что «горы с афганским оскалом» совсем не похожи на Осетию, где, судя по анонсу, проходили съёмки. И не про то, что в 1984 году, как бредят кинотворцы, никакого Наджибуллы во главе страны не было – он возглавил Афганистан в конце 87-го и до середины 88-го назывался Наджибом, а лекарства, поданные как политически окрашенная контрабанда, поступали афганцам (а через них, увы, и моджахедам) совершенно легально – их шурави привозили в кишлаки ради установления полезных контактов с местным населением. И никогда граждане Афганистана не работали в наших воинских частях. И никаких курсантов (кроме переводчиков) в Афгане не было. А Ташкент на офицерском жаргоне называли «оперой» – по позывному штаба ТуркВО. И советник самого Горбачёва, который, кстати, пришёл к власти годом позже, никогда бы не допустил самокомандирования своего сына в ограниченный контингент. Если он, конечно, не предатель. Хотя при сущностном рассмотрении сюжета это, конечно же, детали. Если бы авторам удалось передать пусть художественную, но правду…
Но правда состоит в предательском извращении духа времени и места, которыми, повторю, живут ещё многие «афганцы» и их близкие. Ну, а любовные на этом кинофоне терзания (ходульные как набившие оскомину сцены с понятыми, вытирающими руки о фартук-подол) дешевле ограничить пространством уютной дачи одного из кинотворцов. Там и изощряйтесь. Только не трожь обугленную память Нашего Афгана! Какую память? Например, такую: досрочно вернувшийся из Союза отпускник – пьяный, плачущий, потом натужно смеющийся и снова рыдающий: «приехал домой, а у жены последняя стадия… рак (и зачем мне врала?), «езжай, говорит, обратно, не хочу, чтобы ты видел меня мёртвой», а сама смеётся, смеётся – «запомни меня такой» – может, надо было остаться?»…
Беда в другом: какой опыт, по замыслу кинотворцов, вынесет зритель? Про то, что диссидентский флёр вкупе с властной вседозволенностью раскроет любые любовные шлюзы? Правда, актуально и поучительно? Особенно сегодня. Ещё пара-тройка подобных «мухаббатов» и современники поверят, что 40-я армия в Афганистане (только ли там? и только ли она?) представляла собой воистину ограниченный контингент похотливых идиотов и безмозглых авантюристов. И, поверьте, найдутся те, кто ради этого стерпит обвинение в маразме. Ибо на кону – богатый улов.
http://starodymov.ru/?p=26523
Абсолютно согласен с автором статьи. Моё первое впечатление при просмотре: бред, неужели толковых консультантов не было?! Но при дальнейшем просмотре понял: “…”Муххабад” – это то, что раньше называли идеологической диверсией. Но одно дело, когда этим занимаются спецслужбы наших “партнеров”, и совершенно другое, когда подобное “варят” доморощенные недоумки, а точнее – хитрецы с недвижимостью в Майами и т.п.
Согласен с тобой, Сергей, по каждой написанной тобой букве.
Я, наверное, не открою секрета, если скажу, что все эти лицедеи и им подобные выбирают зачастую сытость и достаток вместо честного взгляда на события.
Кто платит, тот и заказывает. Отсюда вывод, кому-то это выгодно. Вопрос на который очень и очень сложно найти ответ, остаётся открытым: а где же наше министерство культуры, где наши “патриоты”? Они, как во все времена, с народом, только вот не уточняют, где есть и кто есть этот народ. Твари!
Мы живы, мы знаем правду, и пусть они задохнуться от своего бабла, полученного таким пошлым и бессовестным обманом и искажением Правды. Пока мы есть, хрен им удастся обмануть Историю.
У этого племени есть только одно название: готовые Коллаборационисты. Пишу с большой буквы, пусть знают своё истинное имя.
С наступающим Днём Великой Победы!
Смерть врагам Отечества!
На встрече ветеранов дивизии ко мне подходили знакомые, выражали поддержку автору в его позиции
От Хайдара:
Да, Николай, степень издевательства на нашей историей зашкаливает. В эти предпопебдные дни столько грязи вываливают по всем каналам на крупных деятелей времен войны, трясут их личную жизнь с неприглядной стороны. А об этом ли сейчас речь, когда враг по сути опять у ворот. Сталин лучшее в наших предках-военных вспомнил в начале войны.
То же и с афганской темой. К сожалению, эту войну с самого начала не сопровождали современные Симоновы и Твардовские по заданию партии. То, что рождалось самостийно, имело весьма низкий уровень – порой полуприблатнённый, полукиплинговский. Т.е. большие мастера не запечатлели эти дни эпохи, не задали тон восприятия этой войны, да и время наступило подлое переломное с охаиванием не только дня текущего, но и всего прошлого, а задним числом изголяться на потребу бизнеса и идеологической диверсии нынешние борзописцы горазды.