МЫСЛИ О ТОМ, ЧТО ПРИХОДИТСЯ ЧИТАТЬ
НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ, А ТО, ЧТО ПРОСЯТ
Когда мой друг Олег Валецкий (см.: http://starodymov.ru/?p=27821 ) обратился с просьбой прочитать и подготовить рецензию на книгу его друга, я встретил предложение без энтузиазма. Сколько приходится читать произведений не потому, что у самого возникает такое желание, а писать отклики не по причине собственной потребности высказаться, а потому что просят, и не можешь в том отказать – никто даже представить себе не может (см.: http://starodymov.ru/?p=27642 ). И если произведение друга-приятеля необходимо хотя бы просмотреть – из чувства товарищества, корпоративной солидарности, ревнивого любопытства, в конце концов, то ходатайство за третьих лиц как-то не вдохновляет вовсе.
Время, друзья мои, настолько загадочная эфемерная субстанция, которая имеет возможность ускорять скорость течения с возрастом. (Понимаю, что «ускорять скорость» – это непрофессионально для человека, мнящего себя литератором, ну да уж больно складно сложилось). Когда впереди уже всё явственнее угадывается финишная ленточка, ценить его начинаешь с нарастающей бережливостью.
Когда-то мне нравился призыв Festina lente – «Поспешай медленно», однако с возрастом позолота на этой броской фразе заметно поблёкла и облупилась, обратившись в легковесную мишуру. Сейчас мне хочется поспешать, но заниматься при этом тем, чем хочется самому.
И читать мне хочется то, что самому интересно, а не то, что предлагают-навязывают другие, пусть и весьма уважаемые люди! (Например: http://starodymov.ru/?p=26491 )
Однако ж, как учили древние, noblesse oblige – положение обязывает. Дружба предполагает претерпеть какие-то неудобства ради человека, с которым ты повязан её узами.
И вот встретился я в метро с представительницей автора, которая и передала мне два экземпляра книги Ильи Горячева «Тьма кромешная» с претенциозным подзаголовком «Опыт прозы приговорённого к пожизненному заключению». Да ещё с предисловием самого Эдуарда Лимонова…
Начал я читать буквально тут же – в вагоне «подземки»… Ехать-то – путь неблизкий, даже по московским меркам…
Сначала читал, потом начал перелистывать страницы…
И постепенно вызревал вопрос: друг мой Олег, ходатайствовавший за книгу, а ты сам-то читал то, что предложил мне?.. И до какого-то момента пребывал в уверенности, что ответ на него получил бы отрицательный.
Именно до какого-то момента. Потому что понял: вот этот текст Олег читал несомненно.
Меня по-настоящему пронзила только одна работа в сборнике – и располагается она в середине томика. В принципе, мог и не дотянуть – честно скажу: добрался до неё только из добросовестности…
Однако ж разве этого мало?.. Сколько я прочитал плодов творчества, после которых вообще ничего не осталось – ни в голове, ни в душе! А здесь – полсотни страниц истинного произведения, прочитав которые хочется вернуться к ним, подумать о них, поделиться с кем-то…
На мой взгляд, высший балл книге – когда прочитавший её советует прочитать и другому. Согласны?
Что я и делаю. Одну небольшую повесть я рекомендую прочитать – не всем, конечно, только части своей аудитории. Какой именно – скажу позже.
Не окажись в томике этих полусотни страниц, извинился бы перед Олегом, да и не стал бы время тратить на подготовку предлагаемого вниманию читателей отклика. Нет-нет, не потому, что тексты плохие – ни в коем случае. Просто они не мои – не сомневаюсь, что каждый книгочей согласится, что книги можно подразделить по такому эфемерному признаку.
Я благодарен Олегу за эту книгу. Я благодарен Илье за это одно произведение, которое легло мне на душу.
Так что же тебя так заинтересовало в этих страницах? Николай! Ты рассказал предисловие “о том как ты получил книгу” – а сами ощущения этих страниц?
Там есть 2-я и 3-я части