Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции

КАК НАПИСАТЬ ДЕТЕКТИВ?

Мой добрый товарищ, Аскар Мукаев из Казахстана (см.: http://starodymov.ru/?p=26728 ), прислал любопытный текст, с просьбой его опубликовать. Что я и делаю.

Посмотрите, друзья мои, быть может, кого-то заинтересует?..

По большому счёту, попытка упорядочить творческий процесс всегда заслуживает внимания.

Кто убил?

Сюжетные схемы детективных произведений

Относится ли рассказ, повесть или роман к детективному жанру, одному из самых интересных в мире, но, увы, уже исчерпавшему все свои возможности, легко угадать по главной отличительной черте детектива, свойственной только этому жанру: в таком произведении всегда ведётся расследование преступления. Правил написания детектива немного, составлены они автором детективных романов и президентом Английского детективного клуба Рональдом Ноксом.
I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить. То есть автор книги, рассказывающий о расследовании, никак не может быть замешанным в убийстве, иначе у читателя пропадет доверие и к автору, и к книге.
II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил. Дух, призрак, человек со сверхспособностями, мутант, робот, инопланетянин – увы, ребята, вы не герои детектива. Вам в другую дверь, в мистический или научно-фантастический отдел. И дверь за собой закройте, пожалуйста.
III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода. Не надо запутывать читателя, он устал за день и сел читать Вас только с одной целью: отдохнуть.
IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги. Это не научная фантастика, не трактат, объяснять что-либо, помимо мотивов убийцы, и философствовать здесь ни к чему.
V. В произведении не должен фигурировать китаец. Почему? Это довольно интересный факт. На заре детектива новые классики боролись с засильем дешевых второсортных романов, в которых в качестве злодеев выступали негры и азиаты, особенно набил оскомину гроза преступного мира Фу Манчу, часто появлявшийся в романах нескольких ныне забытых детективщиков. Дело в том, что китаец-убийца  - слишком примитивная схема. Убийцей должен оказаться дворянин или буржуа, который как правило является интеллектуалом. А китаец в викторианской Англии обычно ассоциировался с грузчиком или носильщиком. По той же причине он не мог быть сыщиком.
VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией. Фортуна и шестое чувство – это опять же мистика, а принципиально необъяснимых вещей в детективе быть не должно.
VII. Детектив не должен сам оказаться преступником. Читатель доверяет сыщику как себе и такой сюжетный поворот может обескуражить и испугать его. Пропадет доверие к любому детективщику и вообще детективному жанру. Вы хотите оставить без работы себя и своих коллег?
VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю. Не утаивайте ничего от читателя, не считайте его недалеким и глупым, может быть, он не такой гениальный, как автор, но поиграть в сыщика тоже может.
IX. Глуповатый друг детектива, Ватсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю. Сыщик, который умнее читателя – это норма. Но Ватсон, Гастингс или Разумихин, который умнее читателя – аномалия.
Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому. Не усложняйте, будьте проще. Ну, зачем Вам неотличимые друг от друга родственники, Вы ведь и сами можете запутаться. И уж тем более не должно быть брата-близнеца у сыщика.
Почти все эти правила были нарушены мэтрами жанра (позднее мы увидим, что при построении сюжетных схем писателями неоднократно нарушались первое, второе и восьмое правила, так родились экзотические схемы «Убийца – автор», «Убийца – сыщик», «Убийца – потусторонняя сила» и «Убийца – существо из области научной фантастики»). Особенно любила нарушать правила Нокса Агата Кристи, за что была исключена из Английского детективного клуба. Схем построения сюжета детективного произведения так ничтожно мало, что писатели часто невольно копируют друг друга, демонстрируя кризис детективного жанра. В одной из лекций Дмитрия Быкова говорилось о 8 сюжетных схемах детектива, но я нашел гораздо больше. Всего их 19. Кто найдет еще больше, пишите, будет очень интересно. Не ко всем схемам удалось подобрать литературные произведения, в описании 6 и 18 схем пришлось привести в пример произведения кинематографа. В объяснении 15 схемы приводится произведение, больше подходящее к 6 схеме. Так что жду отзывов и дополнений к сказанному.
19 схем детективного сюжета:
1. Один человек убит, убил кто-то один из узкого круга свидетелей (Сирил Хейр. «Чисто английское убийство»).
2. Убивают всех по очереди, убил кто-то один из узкого круга свидетелей (Агата Кристи. «Десять негритят»).
3. Один человек убит, убил тот, кто не относится к узкому кругу свидетелей (Мери Райнхарт. «Дверь»).
4. Убивают всех по очереди, убил тот, кто не относится к узкому кругу свидетелей (Силвиу ди Абреу. «Новая жертва»).
5. Один человек убит, убили все из узкого круга свидетелей (Агата Кристи. «Убийство в Восточном экспрессе»).
6. Убийца – сам убитый, то есть самоубийца (увы, в литературе подобного случая я не нашел, но в американском сериале «Вечность» был эпизод, в котором самоубийство долго принимали за убийство, пока это дело не разгадал доктор Генри Морган).
7. Убийца – тот, кто расследует преступление (Агата Кристи. «Мышеловка». Борис Акунин. «Левиафан».).
8. Убийца – тот, кто рассказывает нам историю (Агата Кристи. «Убийство Роджера Экройда». Антон Чехов. «На охоте»).
9. Убийца – животное (Эдгар Алан По. «Убийство на улице Морг». Артур Конан Дойль. «Собака Баскервилей»).
10. Убийца – потусторонняя сила (Андрей Синявский. «Любимов»).
11. Убийца – существо из области научной фантастики, то есть инопланетянин, разумный вирус, искусственный интеллект, человек со сверхспособностями (Айзек Азимов. «Роботы зари»).
12. Убийца – несчастный случай, стечение обстоятельств, природная стихия (Агата Кристи. «Прилив»).
13. Убийца известен с самого начала, известен мотив, мы наблюдаем за тем, что происходит с внутренним миром преступника или за тем, как убийца пытается замести следы (Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание». Если приводить в пример произведение кинематографа, то яркий образец здесь – сериал «Коломбо», но в нем убийцы, в отличие от Раскольникова, лишены угрызений совести).
14. Убийства не было, это либо инсценировка, либо недоразумение (Лев Толстой. «Живой труп». Братья Стругацкие. «Отель «У погибшего альпиниста»).
15. Убийца – Вы, уважаемый читатель (обычно приводят в пример пьесу Джона Пристли «Инспектор Гулл», поскольку инспектор в обвинительной речи укоряет все общество и обращается напрямую к зрителям, говоря залу: «Вы все – убийцы», хотя здесь больше подходит схема «Убийца – сам убитый». Если общество и виновно в гибели девушки, то только косвенно, в плане ответственности каждого за всех, ведь ты связан со всеми людьми невидимыми нитями социума. На самом деле для того, чтобы схема «Убийца-читатель» была выполнена, нам нужен роман с эффектом присутствия, в котором читатель будет полноправным героем. Такого произведения, насколько я знаю, пока нет).
16. Убийца, точнее, убийцы – организованная группа людей, убивающая профессионально, мафия (Конан Дойль. «Последнее дело Холмса», «Пустой дом»).
17. Убийство так и не раскрыто (Чарльз Диккенс. «Тайна Эдвина Друда». Станислав Лем. «Расследование». И такое бывает. И ведь оба романа, написанные гениальными писателями, ничего не потеряли от того, что убийца остается в тени).
18. Убийство задумывается, но не осуществляется (в литературе соответствующего произведения не нашел, но есть голливудский фильм «Исходный код», где герой предотвращает убийство, правда, реализуется это фантастическим способом).
19. Убийца убивает не сам, а через других людей, манипулируя их эмоциями. Вместо него убивают другие, даже не зная, что их кто-то направляет, тогда как истинный убийца всегда остается вне подозрения (Агата Кристи. «Занавес»)
Отдельное слово о самом непревзойдённом мастере детективного жанра, новаторе и разработчике новых сюжетных схем. Агата Кристи оставила без работы многих честолюбивых авторов, не желавших копировать чужие работы. Её перу принадлежат несколько оригинальных сюжетных схем детектива. В нашем обзоре она обладает патентом на 2, 5, 7, 8 и теперь 19 схему. Снимаю шляпу перед Вами, ведь Вы абсолютный чемпион по части написания гениальных детективных произведений, миссис Агата Кристи.
Ну, и разумеется, в истории жанра было много замечательных мастеров, избегавших штампов и повторов чужих идей. Их имена и произведения указаны в объяснениях сюжетных схем.

Напоследок хочется посоветовать. Будьте осторожны. Пусть каждая из 19 схем отражается в книге, а не в Вашей жизни.