НА ЮБИЛЕЙ ВЫСОЦКОГО СОБРАЛАСЬ МОЛОДЁЖЬ

Организатор этого празднества, Александр Бутрин, пообещал прислать информацию по мероприятию, вот тогда и выставлю. А пока – только беглые личные впечатления!

Итак, в Доме Высоцкого, что на Таганке, (о Доме: http://starodymov.ru/?p=21840 ) состоялся музыкально-поэтический фестиваль памяти Владимира Семёновича, посвящённый 80-летию со дня его рождения (см.: http://starodymov.ru/?p=26244 ). На подобные мероприятия я хожу исключительно редко – но тут как раз и решил сделать то самое исключение. По нескольким причинам.

Прежде всего, я действительно с глубоким уважением отношусь к творчеству Владимира Высоцкого. Подробнее об этом чуть ниже, а пока только отмечу, что феномен этого автора и исполнителя поистине уникален! И навряд ли объясним с рациональной точки зрения. Тут что-то из области непостижимого, выходящего за рамки разума и взлетающее в ту непостижимую реальность, которую учёные и мистики глубокомысленно назвали «тонкой материей».

Во-вторых, мне личное приглашение прислал организатор празднества Александр Бутрин. Некоторое время назад мы с ним немного разошлись во мнениях по поводу некоторых вопросов взаимоотношения творческого люда разных возрастов… (См.: http://starodymov.ru/?p=24727 ) И тут вдруг – такой поворот! Молодёжный фестиваль, посвящённый кумиру молодёжи даже не вчерашнего дня, а вовсе канувшей в Лету эпохи!.. Так что не прийти было бы попросту неправильно!..

Ну и опять же, к организации торжества причастен Сергей Сальников, а его приглашение тоже немалого стоит – сколько он делает доброго (см.: http://starodymov.ru/?p=26266 )! Конечно, я просто не в силах принять все приглашения, которые поступают от него, однако если учесть два уже приведённых пункта… В общем, надеюсь, причины, по которым я приехал на улицу Высоцкого, понятны.

И вот фестиваль состоялся.

Должен сказать, нечасто я получаю от музыкально-поэтических мероприятий такое удовольствие. Ладно, пришедшие и выступившие исполнители более старших поколений – их уважение к Высоцкому вполне объяснима. Но совсем ещё юные девушки и юноши – читали стихи (и как читали!) и исполняли песни (и как исполняли!) человека, который ушёл из жизни почти сорок лет назад!.. Человека, творившего в эпоху, которую нынешние молодые люди не знают, не понимают, в эпоху, которую нынче принято только охаивать, а защитников которой презрительно именуют «совком»!.. И при этом юные таланты наполняли своё исполнение светом, каким-то оптимизмом, искренней верой в будущее… Даже грустные произведения звучали в мажоре!..

Что-то ж находят в Высоцком молодые люди сегодняшнего дня, в чём-то он им близок, созвучен душе!..

Как-то стал я свидетелем рассуждений современного поэта как раз о творчестве  Владимира Семёновича.

- Высоцкий – слабенький поэт! – вещал наш современник. – У него рифма везде хромает… Не случайно же его в Союз писателей так и не приняли…

В другой раз довелось мне услышать, как два других современных пиита похваляются количеством песен, написанных на их стихи. У одного таковых насчитывается штук двести, а у другого и вовсе шестьсот.

Думаю, и мысль, которую хочу высказать, особо развивать не требуется. Только народное признание может служить критерием оценки таланта; и никакие количественные показатели тут не при чём…

Рифма, быть может, у Высоцкого и хромает – не берусь судить. Однако в его стихах и песнях имеется поэзия не формально-построчная, а совершенно иного рода: в них есть душа, и смысл, и подтекст, а то и не один, а также ещё нечто такое, чему нет определения в людском языке, но благодаря чему эти произведения  воспринимаются непосредственно душой слушателя.

На том же фестивале я обратил внимание на такой момент. Выходили исполнители – не все даже умели держаться на сцене, не у всех дикция и голос оказались идеальными… Однако то, что они исполняли, оказалось близки и понятно каждому. А вышел один исполнитель, и спел свою песню – и пел прекрасно, и на гитаре играл мастерски… Только вот о чём – непонятно, за мастерством слов оказалось не разобрать!

Вот в том-то и дело! Высоцкий понятен всем! Его глубокий по содержанию текст доминирует, не заглушается музыкой, не сливается в невоспринимаемую слухом красивость.

Всенародная любовь к Владимиру Семёновичу проявляется, в частности, и в том, что ему прощается многое из того, что не простилось бы кому другому. Любовь – она ведь и в самом деле всепрощающа!.. Ну ладно: почти все-…

В дни моей молодости песни Высоцкого пользовались огромной популярностью. (см.: http://starodymov.ru/?p=3091 ) Достаточно сказать, что единственный раз, когда я пробрался на концерт без билета, произошёл, когда в Донецке выступал именно он. (см.: http://starodymov.ru/?p=8559 )

…Пришёл я домой с фестиваля, включил телевизор… А там в студии собрались престарелые кумиры эстрады 70-80-х, и рассказывали о своих былых успехах… (Немного о том же: http://starodymov.ru/?p=26322 )

Я ничего не имею против них – тех, кто и сегодня собирает залы на уже несколько десятилетий не спадающей волне популярности. В конце концов, они ведь и в самом деле не сорвали себе здоровье никакими излишествами, и пожинают вполне заслуженные лавры…

Всё так. Только вот показалось мне очень наглядным такое совпадение, что эти два события культурной жизни пришлись не только на один вечер, но и почти на одно и то же время! Эти преуспевшие кумиры сидели в телестудии пред очима миллионов телезрителей – а молодые люди собрались в небольшом зальце на Таганке. Кумиры говорили о себе – молодые люди своими исполнениями славили вовсе не их.

Ну а теперь, жду обещанный материал о фестивале.

(Фото Сергея САЛЬНИКОВА)