ТРАГЕДИЯ В ПЕРМИ…

Мой скепсис подсказывает:

НЕ ПОСЛЕДНЯЯ

В Перми случилась жуткая трагедия. Почему и как такое могло случиться?..

Этот вопрос в «Прямом эфире» обсуждали вечером 15 января на телеканале «Спас». Надо отдать должное организаторам – команду экспертов для обсуждения подобрали интересную, хотя и очень разноплановую. Впрочем, именно разнородность экспертов сделала передачу ещё интереснее.

И вот ведь что обращало на себя внимание.

Когда-то я видел такую ироническую картинку. Лежат рядом две книги: толстенная-претолстенная, которая называется «Кто виноват?», а рядом тонюсенькая, в несколько страничек, называется «Что делать?».

Вот спросите у меня, отчего в нашей повседневности происходит столько безобразий?.. И я ведь тоже накидаю причин – будь здоров сколько! А вот как исправить ситуацию?.. И что тут скажешь?.. Так ведь поезд уже ушёл!.. У нас уже целое новое поколение выросло на ценностях (или отсутствии таковых) безвременья конца 80-х – 90-х годов! Это настолько мощный диэлектрик в воспитательном процессе между тем, что было и тем, что стало, что его никто и ничто не в силах пробить!

Сколько бы мы ни ратовали за советскую систему образования и воспитания, да только не вернуться к ней никак! Другое время, другие ценности, другие технологии, в конце концов. Да, я считаю, что в дни моей молодости даже климат был лучше. Однако и понимаю, что время протекает только в одном направлении, и возврата в прошлое не существует. Таково свойство Времени. (См.: http://starodymov.ru/?p=20603 )

Так что постальгировать немного, конечно, не возбраняется (см.: http://starodymov.ru/?p=2864 ). Однако на вопрос «что делать?» приходится всё же отвечать на основании реалий сегодняшнего дня.

И вот слушал я экспертов, и мне хотелось высказаться почти по каждому выступлению.

Довольно забавно выглядел эпизод, когда два участника дискуссии начали обвинять друг друга в демагогии. А я смотрел со стороны, и думал, что больший или меньший элемент демагогии имелся в выступлениях каждого участника. Нет-нет, здравые (на мой взгляд!!!) мысли звучали также практически у каждого, однако и демагогии хватало.

Ведь что такое, с моей точки зрения, демагогия?.. Это когда речь идёт о том, что следует повышать нравственность и моральность у молодёжи. Да кто бы спорил! Вопрос в том, каким образом это сделать, какой комплекс мероприятий провести, какие конкретно ресурсы задействовать?.. Если звучат ответы – разговор предметный, если декларации – демагогия.

Вот буквально несколько мыслей, возникших у меня в качестве реакции на услышанное.

Все говорили о том, насколько пагубное воздействие оказывают на молодёжь интернет и всевозможные гаджеты. Это – бесспорно! Я уже писал о том, насколько опасна ситуация, когда ребёнок с пелёнок вырастает на электронных игрушках, в которых ему изначально гарантируется несколько жизней. Думаю, даже убеждён, что эта фраза – «у меня в запасе есть пять жизней» – впивается у нынешнего молодого человека в подкорку, в изначальное отношение к действительности (см.: http://starodymov.ru/?p=10452 ).  Для ребят – во всяком случае, значительной степени – виртуал и жизнь сливаются в единое целое, и разделить их трудно.

Участники дискуссии говорили о том, что родители обязаны контролировать, где в виртуале обитают их чада. Что тут скажешь?.. В идеале – так оно и есть, это азбука родительской опеки! А в практике?.. Прежде всего, у современных родителей для этого нет времени – его, этого времени, для пребывания в Сети у ребёнка куда больше, чем у взрослого. А потом, молодёжная субкультура всегда засасывала сверстников – пусть в былые времена это происходило и не столь активно. Родители в идеале обязаны помимо служебных обязанностей отслеживать весь комплекс ситуаций, окружающих ребёнка; на практике же они не имеют для этого ни времени, ни реальной возможности. Декларация с практикой редко совпадают.

Вот, скажем, в Паутине создаются специальные группы, в которых специалисты проводят инструктажи, как спровоцировать учителя на какие-то действия, заснять происшедшее на камеру и обнародовать в Сети. Что противопоставить этому явлению?..

А виртуальные «клубы самоубийц»?..

А всевозможные другие «мастер-классы» в интернете, которые подталкивают молодёжь на неадекватные поступки, на экстремальные действия, на нарушения закона?..

А наша реклама, нацеленная на развитие самых низменных проявлений человеческой натуры?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=25184 )

Один из участников дискуссии только заикнулся по поводу цензуры – на него тут же накинулись остальные: низзя, мол!.. Низзя?.. – Так получите!

Своё отношение к цензуре я уже высказывал. Я – за цензуру. Разумную, взвешенную, целесообразную… Правда, вопрос тут же упирается в другое: цензуры абстрактной не бывает – у неё обязательно должны быть конкретные носители, которые получат право держать и не пущать. И снова мы упираемся в то же: несовпадение декларации и практики. (см.: http://starodymov.ru/?p=17870 )

…О том, что ситуацию может выправить религия, тоже говорили.

Не хочу сейчас развивать эту тему. Просто отмечу, что не верю в то, что уроки православного просвещения в школах и в самом деле окажут серьёзное воздействие на воспитание молодёжи. Это не значит, что я против их проведения – в этом деле, как говорится, каждое лыко в строку. Однако верно, на мой взгляд, высказался один из участников дискуссии: Где вы столько подготовленных священников возьмёте?..

Поднимался вопрос и о том, что, мол, как они, эти малолетние преступники, проникли в школу с оружием?.. И это – тоже, вроде как правильно! Ату охранника!..

Только нужно и в этом вопросе оставаться реалистом! Каждый день в школу приходят сотни и сотни ребят. Как отследить, что вот сегодня эти двое пришли убивать?!. Вывод прост: охранник тоже должен уметь определять потенциального убийцу!.. Теоретически – бесспорно, а на деле?..

Нет-нет, конечно же, в ходе часовой дискуссии поднималось несколько вопросов, против которых у меня не возникло особых возражений. Например, о штате школьных психологов, которые бы определяли «группу риска» среди детей… Правда, в силу своего непробиваемого скепсиса, сомневаюсь, что в это подразделение образования попадут истинные профессионалы, а не «свои люди»… Но это уже вопрос, как говорится, из другой оперы.

О необходимости более тесного сотрудничества школы и правоохранительных органов разговор заходил только вскользь. На мой взгляд, напрасно. Равно как и о неотвратимости наказания за нарушения общественного порядка – на мой взгляд, отсутствие такового здорово разлагает ребят. (Например: http://starodymov.ru/?p=24483 ).

И ещё.

Не скрою, я человек немного суеверный. Я знаю, что судьбу лучше не дразнить, что она этого не любит.

Один из участников дискуссии очень уверенно, очень назидательно, очень поучающее рассказывал, что воспитывать детей следует по тому образцу, как это делает он сам. Его сыну 15 лет и – по словам отца – он именно такой, каким и должен быть современный юноша; и о том, насколько у них взаимное доверие и образцовое взаимопонимание, тоже рассказывал…

Не знаю, ох, не знаю… Воздержался бы папаша от подобных громогласных самовосхвалений! Отец – в середине жизненного пути, юноша – в самом начале… Мы же не знаем, какими принципами руководствуются Высшие силы, раскладывая рытвины на нашем пути…

Впрочем, пусть у них всё будет хорошо!

…Короче говоря, дискуссия получилась – из тех, над которыми думаешь. Однако ощущения, что выход из ситуации найден, она не породила.

Директора школы, понятно, накажут строго. И охранника тоже… И того, что отвечает за безопасность… И это правильно.

Однако что следует в целом делать в вопросе воспитания молодёжи?.. На этот вопрос ответа не знает, думаю, никто.