ГЕРОЙ УШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

1.

Талант стать метеором

В ясную ночь на небе можно увидеть примерно шесть тысяч звёзд – по три тысячи над каждым земным полушарием. Они, звёзды, разнятся по колеру, по яркости, по целому ряду других признаков. Где-то они расположились рядышком, плотной группой, где-то складываются в замысловатые фигуры, ну а где-то разнесены между собой зияющими провалами ничем (во всяком случае, по мнению человеческого зрения) не заполненного Космоса. И если не можешь отличить Сириус, скажем, от Проксимы Центавра, то и не отыщешь их без подсказки.

А потом вдруг на этом звёздно-тёмном, по-ночному сияющем небе  вдруг проносится стремительная сияющая строчка. Она словно перечёркивает  всю эту неохватную статику небосвода, привлекая к себе все без исключения взоры. Все эти престарелые «сверхновые», амбициозные белые карлики, солидные красные гиганты, слившаяся в единое крошево звёздная бесконечность Млечного пути – всех их вдруг затмевает вырвавшаяся неведомо откуда стремительная искра, перед сиянием которой меркнет всё!

Ведь это поистине удивительно!.. Ещё недавно эту космическую неприметность было не разглядеть на фоне всё того же звёздной безграничности. И вот теперь, соприкоснувшись с тем же миром, в котором обосновался человек, вчера ещё никому, кроме профессионалов, неведомая величина  вдруг привлекает всеобщее внимание. Пусть на мгновение!..

Она – извечная статика – своё ещё вернёт; вернёт, едва угаснет вспыхнувшая звёздочка. Но мы-то, мы – мы навсегда запоминаем именно этот стремительный яркий просверк!

Учёные уже давно подметили взаимосвязь между появлением подобных внеочередных, так сказать, небесных тел с социальными катаклизмами на Земле. В физическом Космосе первичны метеоры.

А в Космосе социальном именно социальные потрясения вызывают к жизни сполохи проявления талантов выдающихся людей.

В данном случае, о чём пойдёт речь, талантов публицистических, талантов писательских.

Советский творческий мир проявил себя чрезвычайным богатством талантов. Однако к периоду распада Союза привычные звёзды прочно обосновались на творческом небосводе, и не особо допускали к себе новых авторов (читай: конкурентов). И только когда надвинулись разрушительные катастройки, вот тут-то и вспыхнули на писательском небосклоне новые имена, новые личности. По векторам направленности – очень разные, но таланты!

Когда-то давно-предавно, ещё в той жизни, которая безвозвратно канула в Лету, я прочитал замечательную книгу Сабита Муканова «Промелькнувший метеор», из которой узнал о жизни и деятельности знаменитого казахского учёного и просветителя Чокана Валиханова. Именно с тех пор это сравнение человека с космическим объектом пополнило моё представление об образности письменного изложения своих мыслей и чувств. (Немного об этой книге: http://starodymov.ru/?p=1749 )

…Эк, затравочка для публикации получилась заумная!.. Ну да ладно – не переписывать же!

В былые времена, если бы готовил текст для газеты, отдавал бы себе отчёт, что всё, написанное выше, пойдёт под ножницы саркастически ухмыляющегося редактора. А сейчас – интернет переварит.

2.

Кто есть Карэм Раш?

Итак, к чему это я?..

Советские офицеры старшего поколения хорошо помнят имя Карэма Раша. Его имя ярко воссияло во всесоюзной прессе на излёте 80-х. И на протяжении какого-то времени именно он, Карэм Раш, являлся символом, знаменосцем той части нашего общества, которая осознавала, насколько грандиозную допускает ошибку государство, разрушая собственные Вооружённые силы. Моё утверждение может кто-то оспорить, но лично для меня, человека, который служил в те времена в далёком Туркестане (об этом: http://starodymov.ru/?p=7935 ), именно Карэм Раш стал тем человеком, который первым забил в СМИ тревогу по поводу нарастающего шельмования армии.

Мы, офицеры отдалённых гарнизонов, видели, чувствовали, что в обществе происходит что-то не то. Однако вера в то, что во главе государства и армии стоят дальновидные и прозорливые люди, довлела над нами. Осознание того, что и в самом деле нарастает беда, пришла к нам в значительной степени благодаря публикациям Карэма Багировича.

Поразительно! Но именно он, курд по национальности, на тот момент оказался куда более русским человеком, чем значительная часть моих единокровных соотечественников! Он, человек, большая родина которого  уже много веков остаётся разодранной на части более сильными соседями, оказался куда большим патриотом Советского Союза, чем мои соотечественники, предки которых столетиями по кусочку складывали наше большое Отечество! Он, человек сугубо штатский, показал себя куда более болеющим за Советскую Армию, чем мы, присягавшие ей!

Получив очередной номер газеты, просматривая её, если мы видели его подпись, первым делом читали именно данную публикацию.

«Что вы творите?! – взывал Карэм Багирович к государственным мужам. – Куда тянете страну и армию?!.»

Мы, военные журналисты Туркестана, начали вторить ему – но это произошло с отставанием! Мы в своих публикациях оказались вторичны по отношению к нему! (Пример этого: http://starodymov.ru/?p=2078 ). Именно Раш в те годы оказался во главе стремительно редеющей колонны публицистов – патриотов Советского Союза.

И поверьте, друзья мои, я так пишу вполне искренне, а вовсе не потому, что в связи с неким событием, о котором сейчас пойдёт речь, должен говорить именно так. Вовсе нет! В моей памяти имя Карэма Раша изначально было и остаётся именем нарицательным человека, первым вступившимся за Армию, шельмование которой начиналось на излёте 80-х годов.

Несомненно, заслуги Карэма Багировича перед нашим Отечеством несравненно значимее, чем то, о чём я написал. Однако согласитесь, что у каждого имеется свой личный критерий, по которому он оценивает другого человека.

Карэм Багирович Раш ушёл из жизни летом 2016 года. Ушёл тихо, незаметно, без помпы…

Хотел написать что-то по поводу того, что культурный мир современной России проигнорировал эту трагедию… А потом подумал: ну и хорошо, что проигнорировал! Та сфера нашего бытия, которая в нынешние времена именуется «культурой», из трагедии привыкла утраивать шоу, парад томного саморисования на фоне траура… Нынче уход в мир иной человека чистого, не замешанного в скандалах, не вызывает ажиотажа. И это – едва ли не самая высокая оценка личности!

Но всё в этом мире взаимосвязано, всё преходяще, и законы диалектики отменить невозможно! В нашем стремительно меняющемся мире, заполненном пустопорожними суетными хлопотами, именно скромные люди, сколь ни велики их заслуги в прошлом, забываются куда скорее, чем иное эпатирующее ничтожество!

3.

Хранители Памяти

Вот тут-то и пришла пора сказать доброе слово в адрес Михаила Ненашева, общественного деятеля и моего стародавнего доброго товарища, возглавляющего созданное им же Общероссийское Движение Поддержки Флота… (Например, о нём: http://starodymov.ru/?p=76 ).

О деятельности ДПФ я уже немного рассказывал. Но сейчас напомню только один аспект: здесь уже не раз проводили мероприятия, посвящённые памяти деятелей культуры былых времён, и в частности, писателей. Например, довелось мне присутствовать на Меншиковских чтениях – речь идёт о знаменитом публицисте рубежа XIX-XX столетий Михаиле Осиповиче Меншикове, морском офицере, который сыграл грандиозную роль в создании отечественной авиации (см.: http://starodymov.ru/?p=15370 ).

В этот раз ДПФ выступило с инициативой проведения Первых Всероссийских чтений, посвящённых литературно-публицистическому наследию Карэма Раша. Открыл их Ненашев.

В своём выступлении Михаил Петрович задал общую тональность обсуждению вопроса. В частности, много говорил о литературе и литераторах, что, к сожалению, происходит нынче не так часто (об этом: http://starodymov.ru/?p=25187 ), упоминал о Валентине Пикуле (см.: http://starodymov.ru/?p=25770 ), о Валентине Распутине (см.: http://starodymov.ru/?p=24905 ), о Викторе Конецком (см.: http://starodymov.ru/?p=14328 ), других авторах…

Чтения состоялись на территории Военного университета Министерства обороны России.

Мне в этих стенах довелось учиться, да и потом случалось посещать его неоднократно (см.: http://starodymov.ru/?page_id=1957 ). Однако в этот раз, признаться, здорово подивился. Там имелся проходной дворик, такой неуютный, неухоженный… Так вот, нынче его огородили, накрыли крышей, получившееся помещение утеплили – и получился вместительный конференц-зал. Оно и правильно: зачем пропадать пространству?..

В этом зале и проходили чтения.

Открыл мероприятия Михаил Ненашев, председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан 1 ранга, кандидат политических наук. (Здесь и далее регалии участников я привожу по розданной программке). Он же выступил и с основным докладом.

На чтениях выступили:

Валерий Шевцов, заместитель начальника Военного университета, доктор философских наук, профессор;

Святослав Рыбас, писатель, публицист;

Андрей Колясников, начальник отдела Главного управления по работе с личным составом Вооружённых сил России, полковник;

Иван Васильев, адмирал, заместитель Главнокомандующего ВМФ России (1991-1999 гг.), Советник заместителя Министра обороны России;

Александр Пылаев, журналист, капитан 2 ранга;

Николай Мороз, заместитель Главнокомандующего РВСН и 12-го Главного управления Министерства обороны России по воспитательной работе (1991-2002 гг.), генерал-лейтенант;

Алексей Кравченко, советник заместителя Министра транспорта России – Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта;

Константин Могилевский, директор Департамента Объединённой судостроительной компании;

Полина Раш, дочь Карэма Багировича

и многие другие.

В данном разделе своих заметок я только приведу некоторые характеристики, высказанные в адрес Карэма Раша.

«Это историк-энциклопедист… Он курд по крови – русский по духу…» (Михаил Ненашев).

«В современной информационной войне нам остро не хватает такого трибуна!» (Валерий Шевцов).

«Книга «Время офицеров» Карэма Раша для меня является настольной». (Иван Васильев).

«По словам Раша, курды – это героический народ, который уже пять столетий не выходит из битвы». (Александр Пылаев).

«Это подлинное счастье, что я был знаком с Карэмом Багировичем… Он оставил после себя такое духовное наследие, которое ещё предстоит осмыслить». (Николай Мороз).

«Мысль Раша по-прежнему живёт, побуждает мыслить и нас, приглашает к диалогу…» (Алексей Кравченко).

«Карэм Раш – едва ли не первый, кто вступился за флот в начале 90-х». (Константин Могилевский).

Когда организаторы мероприятия подготовят и опубликуют официальный отчёт, я помещу у себя ссылку. А пока – только несколько мыслей, возникших в ответ на выступления участников.