РАЗРУШИТЕЛИ ОТ КУЛЬТУРЫ НАСТУПАЮТ…

Мы сидели за сдвинутыми столами. Выпивали – кто вино, кто сок, а кто и просто водичку… И разговаривали.

Говорили обо всём. И всё же – об одном и том же: о том, как здорово, что мы имеем возможность встретиться и пообщаться. Согласимся: это ж всегда замечательно, когда люди могут преодолеть расстояние в две государственные границы и полторы тысячи километров, и поговорить о насущном!

Когда за одним столом собираются люди одного социального пласта, непременно всплывают некие общеизвестные знаковые имена и фамилии. Так случилось и на этот раз. Кто-то упомянул Ивана Переверзина.

Олеся Рудягина

И один из гостей тут же разразился в адрес Ивана Ивановича гневной тирадой, в которой содержались слова, за которые или морду бьют, или в суд подают. ЗаПереверзина тут же вступилась Олеся Рудягина. Она сказала, что от души признательна Международному сообществу писательских союзов, благодаря которому бывает в Москве, бесплатно проживает в Доме творчества «Переделкино», встречается с интересными людьми из разных стран, завязывает полезные знакомства… Её поддержала Наталья Новохатная, которая также побывала в Москве по приглашению МСПС… Ну и я, разумеется, не остался в стороне.

Наталья Новохатная

Не ожидавший такого дружного отпора «обличитель» замолчал… А по окончании вечера подошёл ко мне, начал объяснить, что ничего «такого» не хотел сказать, что выпил, мол, вот и понесло…

Что тут скажешь?..

Выпил – не выпил, понесло – не понесло… Главное – значит, именно так и думает, раз высказался!

Иван Иванович среди генералов от писательского мира и в самом деле фигура неоднозначная. И, право, имеются позиции, по которым к нему могут возникнуть вопросы. Да что там могут – возникают!

И всё же…

Давайте попробуем разобраться в ситуации по возможности объективно.

Иван Переверзин возглавляет МСПС уже около восьми лет. И всё это время подвергается постоянной критике со стороны целого ряда лидеров государственных иобщественных организаций, а также некоторых известных писателей. Я не стану повторять всё, что ставят ему в вину – в конце концов, если разобраться, повторение чужих клевет не шибко-то отличается, в принципе, от самого наговора. Напишу только несколько аргументов в его защиту.

Не потому, что я работаю в его команде, вовсе нет. Мне за данную публикацию не достанется ни премии какой, ни каких иных дивидендов. Скажу даже более: очень может быть, что никто из моих коллег по организации данные записки даже не заметит – далеко не все из них посещают мой сайт.

Просто я считаю, что кривда сильна сама по себе, в то время как за правду следует вступаться.

И ещё. Разумеется, с какими-то из выпадов в его адрес можно было бы и согласиться. Однако говорить о них не стану: я человек команды и поддерживать недоброжелателей не позволяют нормы корпоративной этики.

А вот отповедь по поводу несправедливых обвинениях – напишу.

Начнём.

Посёлок писателей «Переделкино». На сегодняшний день он ещё существует именно благодаря Ивану Ивановичу.

Что собой представляет этот посёлок? Всё просто. Как известно, товарищ Сталин уделял огромное внимание развитию культуры в стране, и в частности, литературному процессу. Ещё в 30-е годы он придумал такую штуку. В ближнем Подмосковье, в тихом уютном месте выстроили сотню дач, которые предоставляли лучшим писателям страны. Вполне понятно, что в слово «лучшим» я вкладываю определённую долю сарказма – ибо и сама по себе оценочная шкала в творчестве суть вещь относительная, и лояльность к власти при распределении дач тоже играла не последнюю роль. Так что за восемь десятилетий существования посёлка здесь проживало немало писателей самого разного уровня дарования.

И всё же список выдающихся мастеров художественного слова, которые создавали здесь свои шедевры, получается огромным! Право же, очень жаль, что нет реальной возможности создать единый биографический справочник об именитых «переделкинцах»!..

Механизм предоставления дачи, сиречь творческой мастерской, действовал такой. Существовала комиссия, которая выделяла дачу кому-то из претендентов. Писатель получал жильё во временное пользование, а именно до – так уж устроена жизнь! – ухода из нашей земной жизни. А семья обязывалась после этого печального события сдать её, вернуть организации, которой дача принадлежит. И на освободившуюся площадь заселялся следующий постоялец – на тех же условиях, то есть пожизненно.

Согласимся, что при всём некотором цинизме такого порядка, в основе его всё же логическое обоснование имелось. Государство заботилось о возможности для автора продуктивно трудиться – в этом и состояла основная роль писательского посёлка.

Вполне понятно, что прижившимся в этих стенах домочадцам не хотелось покидать их и возвращаться в городские квартиры, в которых к тому времени нередко проживали их взрослые дети! Однако договор составлялся заранее, его пункты не допускали никаких двойных толкований, и оспорить его не могли бы самые изощрённые адвокаты.

Да и кто стал бы бодаться с Законом в советские времена?!.

Всё изменилось в 90-е! Когда на страну обрушилась обвальная волна приватизации, наиболее оборотистые из чиновников от писательского цеха быстренько провернули сделки, и значительная часть общеписательской собственности оказалась в частных руках. В собственности МСПС, который принял на себя роль правопреемника Союза писателей СССР, остались лишь жалкие крохи всей недвижимости, которая некогда возводилась и впоследствии содержалась на средства всего писательского сообщества.

В частности, что особенно актуально для темы нашего разговора, успел перевести свои дачи из коллективной собственности в собственность личную и кое-кто из литераторов, обитателей Переделкино. Кто-то начал возводить на своих участках дополнительные строения, что запрещено делать…

Короче говоря, ситуация грозила тем, что в короткое время весь посёлок мог бы оказаться в руках частников! Было НАШЕ – стало МОЁ!

Именно Иван Переверзин, возглавив МСПС, положил конец преобразованию коллективных творческих мастерских в личные дачки. Вот с этого момента и поднялась против него волна критики…

Подчеркну: процесс приватизации (читай: разворовывания!) дач происходил до его прихода во власть! Всё, что расхищено из общественной собственности, схомячили до него – что бы там ни утверждали его нынешние хулители!

Сегодня в домишках, которые по-прежнему остаются в общественной собственности, проживают писатели. Хорошие и плохие, востребованные или исписавшиеся, лояльные или строптивые, «патриоты» или «демократы» – это уже вторично! Главное – творческие мастерские по-прежнему служат своей первоначальной цели!

…Не так давно по телевидению показывали сюжет по поводу связанного с посёлком скандала. Дачу, которая ещё в советские времена была выделена известному писателю – представителю ныне суверенного государства, его семья после смерти патриарха от литературы не желала освобождать. Наше демократическое и толерантное телевидение освещало ситуацию с вполне определённых позиций: мол, бедных несчастных бездомных выгоняют на улицу!..

Но давайте взглянем на ситуацию с другой точки зрения. А точнее – с точки зрения закона!.. Представим: кто-то сдаёт в наём свою дачу. И потом, по истечении срока договора, на вполне законных основаниях требует его собственность освободить и вернуть владельцу. Что же, наши демократические СМИ также встали бы на защиту арендаторов?.. Думаю, что нет.

А тут… Получается, по их логике, что у общественной организации что-то присвоить можно! Где это, кажется, в «Республике ШКИД» герой считал, что у Детдома украсть можно, потому что государство «ещё даст».

Между тем, нашему Сообществу никто ничего не даёт! Если дачу не желают освобождать незаконные насельники, она не переходит в пользование следующему очереднику – законному! Незаконно присвоенное строение попросту выпадает из «оборота», ущемляя интересы всех литераторов, записавшихся в очередь на получение творческой мастерской.

К тому же, возвращаясь к данному конкретному случаю, отметим, что у владельцев доставшейся в наследство мастерской в Москве имеется неплохая квартира, и на исторической родине…

И вообще: разваливая Советский Союз, все республики захотели жить раздельно. Так живите! Почему же граждане теперь уже бывших союзных республик продолжают получать блага за счёт России?..

Впрочем, я отвлёкся на частный случай. Просто чтобы описать ситуацию вокруг посёлка.

А теперь вот государство и вовсе решило отобрать весь посёлок у писательского сообщества. Якобы в неком документе пятнадцатилетней давности стоит неправильная подпись… То, что не смогли сделать нечестные оборотистые дельцы, теперь делает государство.

…Итак: дачный посёлок хотели приватизировать, и кое-кто успел это сделать. Именно Иван Переверзин сумел остановить этот процесс.  За то на него и ополчились, в первую очередь те, кто этого сделать не успел!

Дальше – особняк по улице Поварская,52. Дом Ростовых или усадьба Соллогубов…

Та же картина. Здание не приватизировано, не продано, и по-прежнему служит мировой культуре именно благодаря всё тому же Переверзину.

Более того, оно частично отреставрировано! Опять же, за счёт организации. Между тем, средства на реставрацию ушли огромные!

Когда в апреле 2016 года рано поутру в здании проводились обыски бригадой Следственного комитета, опять же, по телевидению журналист поёрничал по поводу того, что крылья особняка сдаются под рестораны. Я не хочу повторять то, о чём уже писал. А именно: что именно за счёт этой аренды и существует организация, и не только существует, а действует!

http://starodymov.ru/?p=22001

…Тому своему собеседнику я тогда сказал примерно следующее.

Хорошо, допустим, добьётесь вы своего, особняк у нас отберут… В этом случае редакция, которую ты представляешь, станет проводить международные форумы руководителей писательских организаций?.. А нам-то это на фига?.. – ответил он. А совещание молодых писателей с приглашением представителей ста авторов из тридцати государств?.. Да с публикацией целой серии книг по его итогам… А совещания писателей, пишущих на военные темы?.. А форумы писателей-переводчиков?..

Мы всё это организовывали и проводили! Именно благодаря доходам, получаемым от аренды!

Тут ещё уместно напомнить, что именно наша организация первой выпустила сборник художественных произведений писателей Донбасса о событиях 2014-2015годов «Строки мужества и боли».

http://starodymov.ru/?p=17792

Нам говорят о каких-то махинациях, о «двойной бухгалтерии», о неучтённых доходах…

Как человек, не имеющий к дележу пирога никакого отношения, заявляю сразу: ничего об этом сказать не могу. Только на мой взгляд, если и впрямь имеют место какие-то финансовые махинации, то искать нужно их, и пресекать их, а не гнобить всю организацию.

В конце концов, угробить структуру не так уж сложно – если за это дело взялся Следственный комитет!

Только кто теперь пригласит на международную встречу ту же Олесю Рудягину, о которой шла речь в самом начале публикации?.. Для неё, руководителя Ассоциации русских писателей Республики Молдова, связь с писательским миром России просто необходима! А ведь в Сообщество входит десятки писательских структур из многих стран Европы и Азии, в том числе из тех, где официальные власти к России относятся и негативно! Кто, скажите на милость, выиграет от того, что МСПС перестанет существовать?..

Проигравшие будут – великое множество писателей России и СНГ! А выиграет от этого только кто-то, кому достанется наш особнячок. Дело же, большое, важное и нужное дело проиграет!

Как человек немало повидавший и глядящий в будущее весьма пессимистично, я считаю, что рано или поздно это случится. Вот тогда все недруги довольно потрут ручки и радостно вздохнут: ура, мол, мы победили!.. Глупцы! В чём проявится ваша победа?.. В том, что свалили неприятного вам человека?.. Невелико достижение! А вот то, что вместе с этой «победой» исчезнет одно из немногих оставшихся звеньев, которые, несмотря на нынешнее безденежье и нарастающее обескультуривание «общества потребления», пытается сохранить международные культурные связи, на это вам наплевать!

Если уж позволено будет сказать пафосно…

Несмотря на все издержки и недостатки, Международное сообщество писательских союзов, во главе которого стоит Иван Переверзин, способствует сохранению культурных связей между писателями разных стран и регионов России. Несмотря на отдельные частные пункты, с которыми можно согласиться и которые не мешало бы устранить, люди и силы, которые стремятся разрушить МСПС, в целом опосредованно способствуют разрушению культуры.

Мы можем верить в Небесный суд, или не верить. Мы можем как угодно относиться к понятию Высшего возмездия за содеянное в период нашего столь скоротечного пребывания на белом свете. Мы можем вымерять свою деятельность по шкале любого божества или пророка.

Но что не вызывает сомнения, так это факт, что после каждого из нас в Мирозданье остаётся след. Пусть даже самый маленький, самый незаметный, но – но след остаётся после каждого!

Так вот. Есть глобальные вопросы, которые мало зависят от того, сделаю ли я что-то или не сделаю. А есть дела, в которых важен каждый голос, деяние каждого его участника. Того самого человека, который смотрит на тебя из зеркала, когда ты стоишь перед ним.

Люди-созидатели и люди-разрушители…  На  их противоборстве зиждется развитие цивилизации. Конфликт между ними извечен. И этот конфликт сегодня клокочет вокруг «Дома Ростовых», МСПС и лично Ивана Переверзина.

Мы стараемся сохранить организацию, которая приносит пользу литераторам российских регионов и русскоязычных диаспор Ближнего, да и Дальнего Зарубежья. Уже по этому признаку мы – созидатели. Ну а наши супротивники стараются нашу организацию разрушить. Так что и след после их пребывания в нашем мире останется соответствующий.

Признаю, что отнюдь не каждый сторонник МСПС являет собой эталон рыцаря без страха и упрёка. Равно как и признаю, что среди активистов супротивной стороны имеются люди, которых я считаю честными и порядочными. Но не это главное. Главное, к какой цели кто из нас стремится: одни стоят за сбережение добра, другие представляют собой служителей деструктивных сил.

В конце концов, лично к Переверзину можно относиться как угодно. Но из неприязни к нему целенаправленно губить то хорошее, что делает он и возглавляемая им организация – нехорошо это, неправильно.

По-моему, так!