УКРАСТЬ БРАТИШКУ

Ругать современное кино – нынче правило хорошего тона. Более того, я считаю, что это в значительной степени оправданно! Однотипная киноштамповка выдаёт на гора фильмы из серии «увидеть – и забыть» просто в немыслимых количествах. Стандартные сценарии, трафаретная режиссура, неубедительная игра актёров… Тем более, что и отбор актёров на роли сегодня вызывает недоумение: небольшая группка их кочует из одного сериала в другой, играя всё подряд и всех без разбора, без каких-либо психологических изысков. Да что там говорить – достаточно телевизор включить!

И тем более радуют душу фильмы, которые выпадают из этого безликого кинопотока.

В частности, хочу несколько добрых слов сказать о картине «Снегирь», которую показывали вечером 4 февраля по каналу «ТВ-1000. Русское кино».

Сюжет вроде как немного с криминальным подтекстом. Но в конце концов, не жанр ведь определяет качество произведения!

Если коротко, то суть фильма такова. У 17-летнего парня по фамилии Снегирёв и с уличным прозвищем, соответственно, Снегирь, в роддоме умирает мать и оставляет сиротой новорождённого сына (сына для матери, и брата для героя картины). Юноша приходит проведать братца, и становится свидетелем конфликта между пожилой грубой медсестрой (или нянечкой) и её молоденькой  коллегой из-за того, что юная медсестричка перепутала младенцев.

Тогда Снегирь похищает своего новорождённого братика. С этого момента начинается череда приключений. Но главное заключается в том, что на первый план выходят не собственно приключения, убегания и погони, а изначальная доброта юноши, проклюнувшееся женское начало его подруги, дружеская поддержка его товарищей… Всего сутки потребовалось Снегирю, чтобы понять: своим поступком он совершил глупость, что младенца нужно вернуть… В общем, понял, что его порыв был лишь мальчишеской выходкой! Но какие это были сутки!

И люди в фильме – самые простые, из тех, что окружают нас в повседневной жизни. Снегиря они все жалеют и сочувствуют ему. Кто-то и помочь старается… Только действуют все по-разному. Не знаю, как кого, а меня лично это подкупает – потому что нет трафаретного деления людей на хороших и плохих: у каждого человека в душе имеется  что-то хорошее и то, что нам не по душе!

Есть среди действующих лиц женщина-врач из роддома. Она ищет похитителя, чтобы вернуть младенца (спасти его!), и готова для этого пойти даже на нарушение закона, только совершает при этом глупость за глупостью. Ну и попадается, естественно, на первом же шаге!.. В самом деле, если в «ментовском» сериале рыцарь без страха и упрёка во имя справедливости нарушает статью Уголовного кодекса, то у него волею сценариста обязательно имеется индульгенция в виде любовницы-прокурора или свято верящего в его честности начальника. А в данном фильме показан эпизод, как на такое же нарушение идёт простой человек… Не знаю, преследовали ли авторы фильма таковую цель, или же она стала побочным, так сказать, эффектом… Но только они словно протестуют против той лёгкости, с которой манипулируют статьями кодекса герои приключенческих фильмов, словно предостерегают зрителя от необдуманных поступков.

Есть среди действующих лиц милиционер (пардон, полиционер). Не оборотень, не взяточник, не крышеватель местной бандитской группировки… Простой человек, который знает Снегиря лично. Он до последнего оттягивает момент, когда придётся открывать по данному факту «дело», потому что жалеет парня, и понимает, что с момента, когда он зарегистрирует первую бумажку по данному факту, Снегирь будет обречён, и жизнь у него пойдёт под откос, ибо за похищение, пусть даже и родного брата, полагается статья…

Да, мне кажется, что этот полицейский неправильно повёл беседу с малолетними друзьями Снегиря. И его интерес к проглядывающему из-под одежды красивой женщины нижнему белью вроде как говорит не в его пользу. А потом оставляет ту же понравившуюся ему красивую женщину в одиночестве с её проблемами. Да и откровенный шантаж с его стороны по отношению к велосипедистам…

Всё так. Только в моих глазах, и это также плюс фильму. Да, полицейский сочувствует Снегирю. Только у участкового и без него масса дел, море хлопот. Он не уклоняется от спасения младенца, но и не может заниматься только этим делом. Согласимся, что в жизни нередко так и случается!

Да, я бы некоторые эпизоды снял иначе, я бы что-то усилил, кое-что добавил бы… Но я ведь не режиссёр! Я зритель! А ведь хорошо известно, что зритель куда лучше режиссёра разбирается в том, как следует делать кино, и значительно эффективнее Капеллы и Адвоката смог бы готовить сборную России по футболу!

Но вернёмся к фильму. Несмотря на то, что в основе сюжета лежит трагедия, фильм сам по себе светлый. Даже когда девушка ночью приходит к нашему герою – как замечательно снята сцена! Ведь несопоставимое большинство современных режиссёров сделали бы здесь сексуальную сцену – пусть и красивую, но обязательно, как говаривали в наше время, «с картинками». Здесь – иное. Юная девушка отваживается только коснуться пальчиками любимого. И жутко смущается, когда он это замечает. Сколько ж всего в этом несмелом жесте: и желания, и готовности, и страха… И любви! Только похоти нет!

Есть в фильме и отрицательные персонажи. Но и они не какие-нибудь мерзавцы, а тоже люди из нашего окружения, просто представление о том, что такие хорошо, а что такое плохо, в их мировосприятии несколько смещено относительно нашего.

…Мне не понравился финал. Слишком шаблонный, узнаваемый, предсказуемый, слащавый – мы такие финалы видели в разных вариациях неисчислимое множество раз.

А во всём остальном фильм «Снегирь» мне понравился.