МЫСЛИ О ВЫСОЦКОМ

Юбилейная дата – это словно как стимулятор для памяти. О том, к чему относится юбилей, мы, как правило, не вспоминали вчера и отодвинем на второй план завтра. А сегодня – поговорим!

Однако имеются в истории некие события и личности, которые всегда с нами, которые нас никогда не покидают. В этом случае в дни юбилейных торжеств градус памяти о них просто зашкаливает за все мыслимые пределы. Владимир Семёнович Высоцкий – из их числа. Таких как он – вовсе единицы! Ну не бывает такого, чтобы человека обожала все люди страны, вне зависимости от политических предпочтений и  социального положения!

А с Высоцким – именно тот случай, которого не бывает и быть не может!

Впрочем, я повторять то, о чём все говорят, не стану. Я выскажу свои личные мысли.

Итак, нынче модно задаваться вопросом, в каком лагере оказался бы Владимир Семёнович сегодня.

Моя точка зрения – из области мистики. Думаю, что Высоцкий по неким, неведомым нам законам мирозданья не смог бы дожить до сегодняшнего дня. Он являлся человеком, детищем эпохи, и ушёл из жизни вместе с эпохой. Даже по-своему символично (трагически-символично, не сочтите, что я кощунствую – боже меня упаси!), что сердце Владимира Семёновича остановилось именно во время Олимпиады – этого последнего в истории СССР столь помпезного празднества. К тому времени уже прозвучали первые выстрелы Афганистана, которые стали предвестниками грядущего крушения державы. Мы, понятно, такое развитие событий провидеть не могли, и понимаем суть происходящего тогда только сегодня, ретроспективно. Да и то – что мы понимаем? Не понимаем, а осознаём.

Так вот, и Высоцкий покинул наш мир именно тогда. Допустим, врачи в тот момент его бы вытащили… И он умер бы он на пару лет позже – по сути, это уже ничего не изменило бы. Дожить до наших времён у него не оставалось никаких  шансов! Соответственно, задаваться вопросом, с кем он был бы сегодня – даже не бесперспективно, а попросту бессмысленно!

И вот ещё о чём я думаю.

В эти дни празднования всё время продавливается мысль о том, что советская система душила этот талант. Да, душила, в том сомнения нет. Но только вот ведь в чём суть: это душение только закалило Высоцкого, мобилизовало его… Борьба за себя, за свой талант, за своё место в этом мире и сформировало того Высоцкого, которого мы знаем и любим!

Я много слушал и смотрел в юбилейные дни о Высоцком по телевидению и в интернете. И отталкиваюсь от того, что узнал.

Владимир в молодости хотел стать актёром театра, а не поэтом и эстрадным исполнителем своих песен. Однако режиссёры его сценический потенциал не оценили. И он стал писать стихи, а через какое-то время принялся их исполнять – сначала в кругу друзей, потом аудитория расширилась… Так вот, если бы он своевременно получил какие-то роли в театре, кого бы мы имели? Неплохого актёра – и не более того! Разговор о том, что такой талант не смог бы пропадать втуне и обязательно проявился бы, у меня лично вызывает сомнение. В театр на Таганке народ повалил «на Высоцкого» уже после того, как его песни зазвучали-захрипели со всех магнитофонов!

Высоцкий писал стихи и исполнял их не благодаря, а вопреки – отсюда у них такая надрывность, такая искренность, такая способность терзать души слушателей.

Как-то так получается, что мне в жизни много встречается демагогов. Вот и сейчас предвижу, что кто-то увидит в сказанном выше, будто я утверждаю: правильно, мол, делали, что в Советском Союзе гнобили таланты! Отвечаю: я всегда за то, чтобы таланты встречали поддержку и от общества, и от государства. Но только если посмотреть без предвзятости, то можно увидеть такую закономерность. Обласканные властью художники (в данном случае – художники слова) нередко достигают неких высот. Но подлинного народного признания куда чаще добиваются именно те творцы, которые идут вразрез «генеральной линии». Исключения, конечно, бывают, но они – исключения!

Часто в эти юбилейные дни (да и в другие тоже) звучала мысль о том, что это советская система толкала Высоцкого в алкоголизм и наркоманию.

Друзья мои, ну давайте без идеологической предвзятости! Даже самый поверхностный анализ покажет, что именно представители творческого цеха в большинстве своём в значительной степени подвержены этим пагубных грехам. Это имело место при царе-батюшке, при советской власти, это процветает и нынче. И не только у нас в стране. В этом как раз Владимир Семёнович – не исключение! Он исключение в таланте – это да, в работоспособности, в особой душевной ранимости и сопереживательности… Но не в пристрастии к рюмке и наркоте – тут он один из многих, имя которым легион!

Опять вопрос о том, что было бы, если бы… Хотя и не люблю я такие ходы.

Вот сегодня для эстрады – полная свобода! И что мы слышим? Шедевры, типа «муси-пусти», «Фаина-фай-на-на» или прочую дребедень, из которой только и запоминается бесконечно повторяющийся михайловский рефрен «тебе».  Сегодня никто из эстрадных авторов не работает над словом – нет нужды, коль пипл хавает и бабло платит!

Вот и нет нынче на эстраде подлинных талантов высокого класса. Вернее, быть может, они и есть, только не напрягаются, жилы из себя не рвут, на износ не работают! Необходимости в том нет!

Высоцкий – иное! Он понимал, что зритель его любит и принимает исключительно  потому, что верит ему, потому что его творчество по душе народу. Нет, не народу, а каждому человеку из этого народа! Если бы Владимир Семёнович написал нечто подобное тому, с чем сегодня выходят к микрофону обретшие ничем не ограниченную свободу эстрадные исполнители – от него отвернулись бы мгновенно!

Несомненная заслуга Владимира Семёновича состоит в том, что он не сломался под давлением системы, а только закалился, научился стоять…

Взять два родственных дерева – ель и сосну. Под напором урагана и то, и другое может погибнуть. Только вот в чём разница: ель можно только вывернуть с корнем, а сосну можно и сломать, и будет она и дальше шишки ронять на землю, исковерканная, но живая. Так и люди: кого-то можно сломать, а другого – только с корнем, не ломается никак!

Ну и ещё раз о наркоте.

Именно она, а не система сгубила Высоцкого. Это я сейчас говорю не как сторонник социализма, а как противник наркотиков. В очень даже неплохом художественном фильме о Высоцком «Спасибо, что живой» подруга бросает ему в лицо, что он уже давно ничего не пишет. И ведь в самом деле, судя по фильму, на излёте жизни Владимир Семёнович занимался (на износ!) «левыми»  концертами и более или менее нормально жил от дозы до дозы. Любой нарколог скажет, что в таком режиме самый могучий организм долго не выдержит!

…Не так давно на меня накатали кляузу. В своей публикации об атамане Шкуро я написал, что любой человек, который пошёл в услужение к Гитлеру, какими бы идеологическими идеалами ни оправдывался, является врагом моего народа. Отталкиваясь от этого, автор кляузы обвинил меня в том, что я оправдываю «расказачивание» и массовые репрессии против казаков, которые проводили красные в 1920-х годах…

Так вот, я прошу увидеть в написанном в данной публикации только то, что написано, и не додумывать то, чего здесь нет!

Я преклоняюсь перед талантом Владимира Высоцкого, и считаю его одним из самых выдающихся людей нашей страны 70-х годов. Я включаю его песни (об истребителе, о баньке, о канатоходце, о конях, о восходе солнца на востоке, об альпинистах, о любви… – все не перечислишь) в сокровищницу отечественного песенного творчества. Его дарование актёра также не вызывает никакого сомнения, хотя как автор-исполнитель он несомненно выше. А уж о работоспособности Владимира Семёновича и говорить не приходится – создать столько поэтических шедевров, да при этом ещё выступать с концертами, играть на сцене, сниматься в кино, писать прозу…

Повторяю: преклоняюсь перед Высоцким!

И всё же хочу обратить внимание вот на что. Только сопротивление системы закалило его, помогло достичь той высоты и отточенности таланта, которые мы сегодня признаём феноменом Высоцкого. Боже упаси: я не одобряю факт наличия этого противодействия, и не призываю к созданию искусственных препон, ни в коем случае! Я только предлагаю признать эту истину!

Помогали ему творить, преодолевать сопротивление системы женщины, водка и наркотики. И это тоже приходится признать. Равно как и то, что женщины, водка и наркотики помогают творческому человеку, да и то не всякому, только до определённого момента – потом они начинают тянуть его вниз.

Вот ведь как получается – хотел ведь только доброе писать о Владимире Семёновиче!..

Творческий человек может быть обласкан властью, незамечаем ею, или же гнобим. Показательно, что отношение народа может совпадать с отношением к творцу властей или же нет в основном по первой и третьей категории – вторую, как правило, не замечают и те, и другие.

Большинство творческих людей прозябает именно во второй категории. У Владимира Высоцкого поначалу имелись все шансы разделить ту же участь. Однако он этим не удовлетворился, он попытался бунтовать – в творческом плане, разумеется. По этому пути в той или иной степени старались идти и другие – многие или не очень, не суть важно! Главное, что на этом протестном поприще успеха добились единицы. Для того, чтобы быть в Советском Союзе «против» и чего-то достичь, требовалось обладать подлинным талантом. Владимир Высоцкий это доказал всей своей жизнью. Помогли ему талант, работоспособность, умение стремиться к цели.

Он был гнобим властью и обожаем народом!

…Мне лично на концерте Владимира Высоцкого довелось побывать всего один раз в жизни. Это было году примерно в 1975-м, когда он выступал во Дворце спорта в Донецке. Я тогда учился в военном училище, и нас, несколько курсантов, пропустила без билетов в зал мама одного из моих товарищей. Мы попались контролёрам, однако к военным в столице Донбасса отношение всегда было отличным, потому выгонять курсантов не стали. Это был единственный случай в моей жизни, когда я на концерт проник без билета!…

Владимир Семёнович Высоцкий – не просто человек. Это явление – нашей эстрады, нашего творческого цеха, нашего общества, нашей страны! Это великая и трагическая судьба. Но сколько ж он сделал для того, чтобы мы сегодня стали такими, как есть! Это не панегирик к юбилею – я и в самом деле так думаю. На песнях, на творчестве Владимира Высоцкого воспитывалось всё наше поколение! И сегодня немало молодых людей по-прежнему слушают его песни, впитывая душой заложенный в них вольный дух.

Так пусть память о нём живёт вечно!