ДВА ПОНРАВИВШИХСЯ МНЕ СПЕКТАКЛЯ,

просмотренные в новогодние праздники

В Российском академическом молодёжном театре РАМТ, что на Театральной площади, мне посчастливилось посмотреть спектакль «Сотворившая чудо». Должен сказать, в названии можно было бы смело использовать множественное число! Творческий коллектив и в самом деле подарил нам, зрителям, подлинное театральное чудо. Насколько же замечательна постановка!

Замечательна сама пьеса, безукоризненна режиссура, прекрасна игра актёров (специально не стану называть никого персонально, потому что все свои роли сыграли безупречно – просто роли не все были главные), отличные декорации… Даже освещение играет на идею пьесы – внушает оптимизм, несмотря на жуткую трагедийную первооснову действа. Право, давно я не получал от спектакля такого истинного удовольствия!

Скажу даже более. Спектакль вызывает из души некоторые вопросы, сомнения в правильности и правомочности происходящего на сцене. Но даже это мне лично понравилось – потому что получилось как в жизни: у сложных вопросов не бывает однозначных прямолинейных решений.

Права ли в своих действиях одна из двух центральных героинь постановки – гувернантка? Не уверен. Но это её путь, это её решение, это её вариант развития ситуации. А неправильное решение лучше, чем отсутствие решения вообще (это я перефразирую Наполеона). Ведь родители второй главной героини шли именно по второму пути – пассивно воспринимая ситуацию как свершившийся факт и не предпринимая нестандартных решительных действий. Между тем, финал показывает, что гувернантка-то и оказалась права!

В двух словах суть сюжета. В некой семье (дело происходит в США, но это не имеет принципиального значения) растёт девочка, которая во младенчестве потеряла зрение и слух, и, соответственно, так и не научилась разговаривать. Актриса Татьяна Матюхова великолепно сыграла эту роль – её героиня трагедийна, она вполне разумна, только наглухо отгорожена от окружающей действительности тем, что не в силах с ней, с действительностью, общаться. Мать и отец очень хотят вылечить ребёнка, куда только ни обращаются… И не хотят примириться с тем, что вылечить девочку уже невозможно, а потому следует учиться с ней общаться именно в этом её состоянии. «Жалеть легче!», – бросает им одна из действующих лиц.

Вот тут и появляется гувернантка (Елена Галибина). И она сразу оказывается втянутой во множество конфликтов: с несчастной девочкой, с её родителями, с их сыном… Здесь вообще много конфликтов – явных и только обозначенных: отец-сын, мачеха-пасынок, юноша-семья, брат-сестра…

Я не уверен, что путь, по которому пошла гувернантка – единственно верный. Но он привёл к результату, во всяком случае, согласно пьесы. И в финале, когда несчастная девочка, наконец, осознаёт, что посредством специально разработанной азбуки пальцами она сможет общаться с окружающим миром – честное слово, у очень многих в зале увлажнились глаза. Да и у меня тоже – чего уж тут скрывать!

Более того!.. Это ж был каникулярный день, и в зале находилось много школьников, в том числе и пришедших небольшими компаниями (билеты распространялись в школах). Как правило, в подобных случаях в зале стоит характерный шумок: кто-то пересмеивается, шуршат обёртки конфет, попискивают кнопки мобильников, отправляя смс-ки… А тут стояла тишина! Самая идеальная театральная тишина, когда зал активно сопереживает происходящему на сцене. Друзья мои, я впервые видел, что в конце и взрослые, и детвора столько времени аплодировали актёрам стоя – и никто не спешил в гардероб!

И вот ещё что понравилось мне в режиссуре. Актёры на сцене появляются за несколько минут до начала собственно действия. Они словно занимаются решением каких-то повседневных мелочей – тем самым исподволь приглашая зрителя поскорее усесться, угомониться, включиться в происходящее на сцене. Действенный способ, должен признать!

И ещё несколько слов.

Я сидел в зале и всё пытался представить себе внутреннее состояние несчастной девочки. Ничего не видит и не слышит, она в состоянии постигать окружающую действительность только посредством осязания. Её все холят и балуют, всё позволяют… Но она всем в тягость – и скорее всего, понимает это.

И вот появляется некто (гувернантка), кто начинает вести себя по отношению к ней совершенно иначе: заставляет что-то делать, чего не хочется, и запрещает то, что вчера ещё разрешалось. Понять это невозможно! Но это ещё полбеды! А потом их двоих – воспитанницу и гувернантку – запирают в незнакомой обстановке на две недели. Вот где ужас для слепо-глухонемого существа! Она ничего не понимает, кроме одного: она вынуждена, она обязана подчиняться, она полностью зависима от своего тирана!

И вот проходит эти две недели. Ура, свобода! Опять вернулись все домашние, которые её любят и балуют. А мучительница собирается уезжать! Это ли не счастье!!!

Только вот ведь какая закавыка! Мучительница уедет. И не станет единственного человека, который пытался ПОНЯТЬ ребёнка сам и стать для него ПОНЯТНЫМ самому. Девочка вдруг осознаёт, что опять останется наедине со своим одиночеством.

…Нет-нет, я не стану рассказывать, чем дело кончилось. Просто рекомендую запомнить название «Сотворившая чудо» и посмотреть этот спектакль. Если кто возьмёт на себя труд посмотреть на моём сайте, то увидит, что я подобную рекомендацию даю редко.

А вот сам для себя я решил обязательно сходить на другой спектакль. Он мне очень понравился. Парадокс, да? Сходить на спектакль, который уже понравился. Ан нет, всё просто.

Вечером 31 декабря по каналу «Культура» показывали спектакль «Kasting/Кастинг». Знаете, друзья мои, я спектакли по телевидению не смотрю вообще. Но ради этой замечательной постановки сделал исключение. Передача шла, наверное, часа два – и я не мог оторваться от неё, несмотря на предновогодние хлопоты.

Сюжет прост до предела – сюжет, но не спектакль! Постановщица мюзикла отбирает танцовщиков для массовки. Приходит десятка полтора претендентов, а требуется всего шесть человек. И руководительница беседует с каждым, а потом просит каждого что-то станцевать – на танец не более одной минуты. Вот и проходит перед нами череда образов – очень разных, очень самобытных, очень различающихся по темпераменту и актёрскому мастерству. Не будет преувеличением сказать, что с появлением каждого следующего претендента на сцене появляется и зародыш нового конфликта. И добавьте к этому вереницу великолепных хореографических этюдов!.. Все играют великолепно. Но главная героиня, постановщица мюзикла, которая всё время находится на сцене и в центре событий, является участником практически всех конфликтных ситуаций – выше всяких похвал! В зависимости от ситуации, она то доброжелательная, то беспощадная, кому-то симпатизирующая, к кому-то предвзятая… И жёсткая, и ранимая… Ей требуется отобрать несколько человек, интересы дела для неё выше личных симпатий и антипатий, и ей приходится отсеивать явно понравившихся претендентов… Право, попробуйте ещё сыграть столь сложный образ!..

Просто браво, браво и браво! Узнаю, где идёт и когда будет спектакль – и схожу обязательно! Уж очень хочется увидеть всё это живьём!

…Братцы мои, не сидите дома! Всего оливье всё равно не съешь! Давайте-ка в театр, а? Право, есть ведь что посмотреть!