ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА

В этом году исполнилось 410 лет Бабиновой дороге – первой государственной дороге России

Николай СТАРОДЫМОВ

Это было грандиозным событием в истории нашей Родины – событием, которое вряд ли смогли в полной мере оценить современники, и напрочь забыли мы, неблагодарные потомки. Между тем, в называя открытие дороги историческим событием, нет ни грана преувеличения. Потому что на протяжении полутора веков этот тракт был единственным, по которому можно было доставлять за Урал хлеб!

Итак, когда в середине XVI века к России была присоединена Казань, до самого Урала не осталось серьезной силы, которая могла бы противостоять русским полкам. Каменный пояс, Югорский камень, как тогда называли Уральский хребет, с одной стороны, оказался неисчерпаемой кладовой природных ископаемых, а с другой, преградил первопроходцам дальнейший путь «встречь солнца». Мы помним о походе Ермака Тимофеевича. Слов нет, путь в Сибирь он проложил, но насколько ж тяжек был тот путь! Не заполучив возможности без больших трудов преодолевать хребет, об освоении богатств Сибири не могло идти и речи.

В Средние века, как и сегодня, мощь государства определялась его богатством. У Московского царства источников богатства было несколько. Основным среди них являлись меха. За ними-то в первую очередь и отправлялись за Урал промысловики. Однако это были лишь отдельные разрозненные партии, которые, преодолев Каменный пояс, оказывались напрочь отрезанными от России.

Поначалу группы первопроходцев вынуждены были весь припас брать с собой. Скажем, для постройки Мангазеи казаки и охочие люди за тысячу верст везли с собой даже гвозди! А ведь громоздкие скобяные изделия до этого требовалось еще переправить через Урал! Оно, конечно, горы здесь не Кавказские, не Тибет, однако это вовсе не значит, что преодолеть их с громоздким тяжелым грузом легко и просто!

Тем не менее, постепенно поселенцы за Уралом осваивались. Научились плавить железо. Построили солеварни. Стали выращивать овощи…

И только два жизненно важных вопроса не могли быть решены без помощи России: обеспечение первых сибиряков огнестрельным оружием, и хлебом! Причем, обеспечение хлебом было куда важнее – без пищали опытный охотник обойтись может, а вот без хлебушка…

Дорога через горы была просто необходима!

И тут на помощь явились такие важные качества человека, как наблюдательность, любопытство и находчивость. Да и предприимчивость тоже.

Как-то соликамский (или сольвычегорский – за право считаться его родиной соперничает целый ряд населенных пунктов края) посадский человек Артемий Бабинов обратил внимание на то, что местные жители вогулы (манси) легко преодолевают Уральский хребет. Смекалистый мужик сообразил, какую выгоду можно извлечь из этого открытия. Он проследил за вогулами, следуя за ними по пятам и обламывая ветки по пути, чтобы не заблудиться. Вернувшись обратно, он доложил о своем открытии. Доклад Бабинова имел такой резонанс, что ему по именному указу царя Федора Иоанновича были дарованы грандиозные льготы – большие земельные наделы и освобождение от уплаты налогов. Правда, на него же была возложена обязанность построить дорогу, на что выделены средства и люди.

Артемий (иначе Ортюшко) Бабинов с задачей справился успешно. Дорога от Соликамска до зауральского Верхотурья составляла всего 273 версты, будучи в четыре раза короче, чем существовавший до того путь по рекам, да с переволоками.

Она была принята и пущена в эксплуатацию летом 1599 года. В народе, а потом и официально, ее так и называли – «Бабинова» или «Бабиновская». На полтора века этот путь стал единственным связующим звеном между Сибирью и Россией. За счет его Соликамск вошел в десятку крупнейших и богатейших городов России. А Верхотурье называли воротами Сибири: здесь стояла таможня, которая жестко контролировала поставки из Сибири мехов, а в Сибирь – зерна и других товаров. За счет этой дороги была решена проблема обеспечения Зауралья всем необходимым. Более того, это стало рентабельным! Поставки зерна в Мангазею, несмотря на все издержки, окупались в 15–20 раз!

Несколько слов о Мангазее. Это был первый в мире заполярный город, основан в 1601 году. За пушное богатство края его называли «златокипящая Мангазея» – хотя золота тут отродясь не водилось. Город просуществовал всего семь десятилетий, однако местные жители сумели сделать так, что полностью обеспечивали себя всем: выплавляли железо, из крапивьего волокна ткали полотно, за короткое лето выращивали овощи… Однако каждое лето с юга по Оби, по Мангазейскому морю (Обская губа), по реке Таз шли дощаники с зерном – без них самому богатому промыслу России того времени было бы не выжить.

Право же, даже трудно себе представить: весь необъятный сибирский простор был соединен с Россией единственной пуповиной – дорогой всего трех аршин шириной. Правда, на крестьян окрестных сел лежала повинность поддерживать ее в исправности, ремонтировать, помогать караванам преодолевать спуски и подъемы.  О том же, каким был поток грузов по ней, свидетельствует сохранившаяся запись в таможенной книге Верхотурья. За зиму 1742/43 годов по Бабиновой дороге проследовало более тысячи подвод, 9666 лошадей, которые везли товары из 37 городов России.

Так что этот тракт по праву именуют дорогой, которая создала Россию. Во всяком случае, если есть в этом титуле некоторое преувеличение, не такое уж оно большое.

(2009 год)