Точка зрения

ВНИМАНИЕ: ПРОВОКАЦИЯ!

Николай СТАРОДЫМОВ

Эмоции в сторону, – это первое. И второе: время для глубокого анализа еще не пришло. Просто некоторые мысли о том, что произошло за минувшие три дня на Кавказе. Мысли исключительно личные, не претендующие на то, чтобы претендовать на официальную позицию какого-либо издания.

Факт первый. Рано утром 8 августа 2008 года грузинские силовые структуры начали грандиозную военную операцию против Южной Осетии. Массированному обстрелу из тяжелого вооружения подверглись населенные пункты этой непризнанной республики. Затем в атаку перешли боевая техника и пехота. В Цхвинвали грузины и наемники целенаправленно уничтожали людей – тому масса свидетельств.

Второй факт. Это произошло буквально за несколько часов до начала Олимпийских игр. Как ни крути, а иначе, как вызовом (плевком в физиономию) всему мировому сообществу такое не назовешь.

Последовало вмешательство в конфликт России, ввод войск 58-й армии на территорию Южной Осетии, бомбежка ряда военных объектов собственно на территории Грузии. Это факт третий.

Это, так сказать, «объективка». Теперь начинается трактовка.

Зачем все это нужно было Грузии? Даже не так: зачем все это было нужно Саакашвили? Почему он начал войсковую операцию? И почему именно в дань начала Олимпиады?.. Право же, очень трудно найти этим простым вопросам хоть какое-то разумное объяснение.

Но попытаемся хотя бы порассуждать об этом.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

Саакашвили все это затеял на свой страх и риск, не испросив разрешения у заокеанского хозяина. Это нереально, но допустим, и потому поставим эту версию первой, как абсурдную.

Нынешнему грузинскому руководству очень хочется в НАТО. Однако процессу вступления в блок мешает наличие нерешенного вопроса с Абхазией и Южной Осетией. В самом деле: зачем Северо-Атлантическому блоку брать не себя такой геморрой?.. Не будем разбирать все коллизии проблемы, просто констатируем: Саакашвили решил разделаться с непокорными территориями, чтобы представить свою страну единой и неделимой. Для этого он и решил привести Южную Осетию к полной покорности и управляемости, чтобы этим примером присмирить и Абхазию. При этом Саакашвили исходил из того, что Россия останется в стороне и не рискнет вмешиваться в конфликт. А ООН и мировое сообщество в целом, занятые Олимпиадой, не обратят внимания на конфликт.

Кто поверит в этот бред? Понятно, что никто.

В свое время премьер-министра Англии Блэра называли пуделем Буша. Грузинский лидер на пуделя не тянет, разве что на левретку. Он никогда не позволил бы себе не то что воевать – даже кашлянуть не решился бы без ведома Америки. Так что война началась с ведома и благословения США. Но зачем она дяде Сэму?

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

Америка хотела просто проверить реакцию России на то, что возле ее границ начинается военный конфликт. На осетин, как, впрочем, и на грузин, Вашингтону наплевать, это понятно – ему интересна Россия. Продвижение НАТО к нашим границам дошло до некой критической точки. Нам дальше отступать некуда. Дальнейшие шаги против России должны привести либо к нашей капитуляции, либо к каким-то ответным решительным шагам. Вот и катнули из-за океана пробный шар: а ну-ка, поглядим, как русский медведь отреагирует на нашу провокацию… То, что при этом погибнет сколько-то грузин и осетин, на это наплевать! Главное – на русских посмотреть. К слову, тот факт, насколько легко пошел на подобный эксперимент Саакашвили, говорит о том, что ему на своих сограждан тоже наплевать, коль уж он так легко посылает их убивать и умирать.

Если принять данную версию (а почему бы ее и не принять?), вывод следует тревожный. Можно как угодно относиться к моральным качествам дядюшки Сэма, но дураком его никак не назовешь. Значит, за океаном, давая команду «фас!» своей левретке, просчитывали оба варианта развития событий: и если Россия вмешается, и если Россия вмешиваться не рискнет. Следовательно, приходится признать обидный факт: ситуация развивается по одному из сценариев, предусмотренных Америкой. Значит, у нашего «друга Буша» припасен некий козырь, который он приберег для следующего кона игры. И нам изначально предуготована роль стороны, играющей черными.

Сегодня грузинские войска выбиваются с территории Южной Осетии. Остались руины, разрушенная инфраструктура, остались могилы, умирающие без должной медицинской помощи раненые, осталась смертельная вражда… Если разобраться, это был вполне прогнозируемый итог. Но вторжение состоялось. Значит, это только один эпизод в многоходовой военно-политической комбинации, разыгрываемой Вашингтоном.

ПРОПАГАНДИСТСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Вот тут, надо признать, у Саакашвили, вернее, у его кукловодов, некоторые успехи налицо. Для западного обывателя запущена привычная страшилка-напоминалка о «Пражской весне» и Афганистане. Исторические параллели своей образностью достигают цели легко. Тем более, что СМИ Запада были готовы к такому повороту событий, а потому и подали информацию об участии в конфликте России, замалчивая тот факт, что войну начала грузинская сторона. И стереотип сработал: миф об агрессивном монстре-России и маленькой свободолюбивой Грузии выдавливает слезу сочувствия из глаз  благополучного европейца, спешащего на работу, а потому воспринимающего информацию в том виде, как ее подают, без анализа.

Что тут скажешь? Тоже хочется ответить исторической параллелью. В сентябре исполняется 70 лет Мюнхенскому сговору. Если бы западные лидеры не отдали тогда на растерзание Чехословакию, не было бы и Второй мировой войны. Агрессора нельзя поощрять, его нужно осаживать. А из истории следует делать выводы, а не выдергивать выгодные в данный момент факты.

Вот тут хочется остановиться на довольно щекотливом моменте в сложившейся ситуации. Наверное, многие обратили внимание на то, что подбор терминов, которыми Тбилиси объясняет свою акцию, что-то нам болезненно напоминает. А именно: аналогичные слова и фразы звучали из уст наших, российских политиков осенью 1994 года, когда федеральные войска вошли на территорию Чечни. А именно: «территориальная целостность», «конституционный порядок» и т.д.

Мы сегодня стыдливо замалчиваем тот факт, что некоторую параллель и в самом деле можно провести. Только параллели  – понятие абсолютное исключительно в евклидовой  геометрии, в жизни они более чем относительны. К чему привели события Первой чеченской кампании, развязанной неадекватными российскими политиками и генералами, умеющими воевать двумя полками, общеизвестно. Мы из этого выводы сделали. Так учитесь на чужих ошибках, генацвале! Зачем же наступать на грабли, о которые уже набили синяки другие?

Сколько бы кто ни говорил о превентивных ударах, войну начинает тот, кто первым нажимает на спусковой крючок. Сколько бы ни занимался кликушеством Резун, на СССР напал Гитлер, а не наоборот. Сколько бы ни ссылался на Афганистан Саакашвили, «за речку» советские войска пошли по просьбе законного правительства этой страны. Как бы мы ни относились к событиям осени-94, колонны федеральных сил на территорию Чечни вошли без артподготовки и стрельбы по больнице. Во всех этих случаях первые пули полетели в наших солдат, а не наоборот.

ЧТО БУДЕТ?

Ответить на этот вопрос должны политологи.  Но с точки зрения рядового журналиста, ближайшая перспектива рисуется таким образом. Грузинские войска будут вынуждены уйти из Южной Осетии. Россия начнет оказывать всестороннюю помощь в восстановлении региона. Америка и ее сателлиты поднимут вой по этому поводу, обвиняя нашу страну в попытке аннексии. С новой остротой встанет вопрос о независимости Южной Осетии и Абхазии, к этому процессу присоединится Приднестровье. Усилится политическое противостояние на Украине. В Европе пойдет брожение, ибо отношение к этим непонятным событиям  останется  таким же противоречивым и тенденциозно формируемым. Нездоровой возни вокруг нашей страны станет еще больше…

А дальше фантазии уже не хватает. Вернее, об этом даже не хочется, страшно подумать.. Поглядим.

(Август 2008 года)