Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»: КАЖДЫЙ ОБРАЗ – СИМВОЛ

Величайшее произведение в стиле фэнтези – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Это открытие пришло ко мне не сразу. То есть очаровало меня произведение с первого же прочтения. Сколько раз впоследствии я его перечитывал, даже не скажу – небольшая по объёму, эта книжка времени занимает не так много, зато заряд добра вливает в душу колоссальный. Она и сейчас у меня закачана в электронный носитель, и временами открываю, читаю…  Наверное, вообще нет (во всяком случае, очень и очень немного) в литературном океане другой книжки, равной «Маленькому принцу» по своему тихому нежному обаянию.

Читать фэнтези для человека, который тщится относить себя к социальной прослойке  творческой интеллигенции – явный моветон. А я почитывал кое-что: и Олди, и Макса Фрая, и Сергея Лукьяненко… Испытывая неловкость, в транспорте стыдливо прикрывая от постороннего взгляда обложку – мол, при таких сединах, да такое несерьёзное чтиво…

А потом вдруг сообразил: но ведь трогательный малыш, рождённый талантом летающего графа, – тоже из мира фэнтези! И сразу как-то полегчало. Не слишком, всё равно прячу обложку, но всё же немного отпустило.

Вот скажите, друзья мои: а в чём прелесть «Маленького принца»?.. Впрочем, насчёт прелести всё понятно: источником её является талант автора. Так что вопрос в другом: в чём неповторимость книги? На мой взгляд, в том, что здесь каждый образ символичен, он обобщает в едином лице целую социальную группу. Причём, делает это не по формальному внешнему признаку, а по характерной внутренней составляющей. Фонарщик, Король или Честолюбец занимают в книжке всего по страничке текста, а какие типажи!.. И вулканы, и баобабы, и даже международное астрономическое сообщество!.. А уж Лис или Роза – и вовсе вошли в нашу разговорную речь как нарицательные персонажи!

И сколько афоризмов на столь небольшой объём текста! Причём, большинство из них не просто яркие броские фразы, а преисполнены глубинного смысла!

Фразу о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, уже затёрли до дыр. Но ведь мудрый Лис говорит и другие мудрые речи!..

Я тут попытался было в подтверждение предыдущей фразы приводить некоторые фрагменты книжки, а потом передумал. Лишним это будет, нужно самому читать и думать, потому что каждый читает по-своему и выводы делает свои. Едут люди в поездах навстречу друг другу, и те, и другие ищут «где лучше»… Но ведь не найдут они это «где лучше» где-то, если нет у них покоя в душе!

Роза вредничает, и капризничает, и требует заботы о себе… Принято считать, что это от её несносного характера и от любви к Маленькому принцу… Конечно, это так, но только это на поверхности. Суть-то, на мой взгляд, в другом! Она отчаянно завидует своему другу, потому что сама лишена свободы передвижения, не может сравняться с ним, полностью от него зависима!.. Именно этого Роза не может простить Маленькому принцу, именно потому  она его изводит! Любовь плюс зависть – отсюда и сложился невыносимо капризный характер!

Ведь и в жизни так сплошь и рядом: приземлённые люди изводят тех, кому дарована способность к творческому взлёту. Не так разве?..