ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Русская нация по Гумилеву: вчера, сегодня, завтра

Николай СТАРОДЫМОВ

Помню, когда еще учился в школе, задумался вот над каким вопросом. Почему история человечества столь неровна? Размеренно плывут века покоя, когда народы мирно обитают в пределах освоенных территорий, а если случаются войны с соседями, то они ограничиваются небольшими пограничными стычками – пограбили друг друга немного, невест умыкнули, стада угнали, да и опять торгуют себе. А потом вдруг словно вихрь срывает с насиженных мест миллионы людей и бросает их куда-то – неважно куда: к «последнему морю», на освобождение Гроба Господня, на поиски Земли Санникова, Эльдорадо и прочих Терра Инкогнита… Почему народы, которые еще вчера создавали огромные могучие империи, перед которыми трепетала вся Ойкумена, вдруг безропотно подставляли свои выи под ярмо варварских племен, продавая свое первородство за чечевичную похлебку?

Почему одни люди руководствуются принципом «Или грудь в кустах – или голова в кустах», а другие «Лучше быть живым шакалом, чем мертвым львом», в то время как живут и воспитываются в одинаковых условиях?

В не столь уж давние времена все исторические процессы советская наука пыталась объяснить теорией классовой борьбы. Сегодня говорить об этом даже как-то неловко. Классовая борьба, несомненно, сопровождала всю историю человечества, но она может объяснить далеко не все социальные и межэтнические столкновения. Спокойно кочевали по Великой степи монголы (приведем самый яркий пример, хотя и не единственный из тех, которые можно было бы привести), а потом вдруг объединились вокруг вчерашнего раба, провозгласили его Чингисханом – и отправились через всю Евразию к «последнему морю». Какая тут классовая борьба?.. Или бедуины аравийские – зачем им понадобилась Испания? А война между гвельфами и гибеллинами, которая расколола Европу в Средние века и уничтожила по, в общем-то, не столь уж важному для простого человека поводу миллионы  людей?..

Нет, классовой борьбой тут всего не объяснишь.

Другое объяснение этому явлению состоит в наличии демографического фактора. Мол, некая территория может прокормить строго определенное количество ртов, и когда это число превышается, излишки едоков должны куда-то выплеснуться. К этой теории история иллюстраций может привести немало.

Взять, к примеру, викингов. Кто они такие, откуда взялись? Чего им не сиделось на месте?.. Дело в том, что фьорды балтийского побережья Скандинавии не могли обеспечить пропитанием и кровом увеличивавшееся население. Подраставшим юношам здесь попросту нечем было заняться! И вот не получившие наследства молодые люди собирались в ватаги, строили дракары и отправлялись искать счастья за морем. Они или продавали свои мечи и воинское умение богатым правителям (Новгороду, Ганзе или Византии), или попросту грабили все и вся. В 841 году викинги (немецкий хронист Адам Бременский называет их по латыни «пиратес») захватили и разграбили Руан, в 845-м – Париж. Примерно в 860 году балтийские «джентльмены удачи» ворвались в Средиземное море и опустошительным смерчем пронеслись по побережью Франции, Италии, Малой Азии, Северной Африки…

Но вот ведь что любопытно.  Завоевав новые земли, викинги обычно утрачивали наступательный импульс, ассимилировались с местным населением. Знаменитый Вильгельм Завоеватель после победы 14 октября 1066 года под Гастингсом стал королем Англии. Норманнский герцог Роберт II одним из Пап Римских (трудно сказать, кто это был персонально в череде боровшихся в тот момент за престол Св. Петра – Гонорий II, Иннокентий II или Анаклет II) был провозглашен королем Сицилии… Следовательно, не сама по себе идея как таковая направляла значительную часть викингов в неизвестное – желание вырваться из тесного фьорда, который мог обеспечить лишь полуголодное прозябание.

Еще одно объяснение фактору, который сдвигает в путь огромные массы людей – это изменение климата. И этому аргументу в истории можно найти немало подтверждений. Например, историки напрямую связывают нашествие гуннов на Европу с изменением климата в центре Великой степи Евразии… Но ведь есть и примеры другого рода, когда начинались движения народов, казалось бы, в совершенно стабильной климатической обстановке. Более того, было бы понятно, если бы народы стремились перебраться в местность с оптимальной  природой. Но ведь обитают на территории, где не то что жить – выживать тяжело!

Так в чем же тут дело?

Ответ на этот вопрос попытался дать замечательный (я бы даже сказал «великий», но только подобный эпитет имеет право присваивать только Ее Величество История) ученый Лев Гумилев. У его теории пассионарности и этногенеза очень много противников. Скажу больше! Когда я сам в нее уверовал, мне стало грустно. Почему? Объясню позднее.

В чем ее суть? Постараюсь пересказать, как сам ее понимаю.

Лев Николаевич считает, что нация (этнос) сродни живому организму – имеет фазы рождения, взросления, зрелости, старости и (увы!) смерти. Срок жизни, по мнению ученого, составляет примерно полтора тысячелетия. Впрочем, это срок условный. Бывает, что этнос погибает в юности, едва родившись – под воздействием природных катаклизмов или под мечами более агрессивных соседей. Бывают и этносы-долгожители – как правило,  дольше отведенного срока живут народы, у которых нет агрессивных соседей. Исключение составляет только один-единственный народ – евреи, речь о которых еще впереди.

Можно возразить: а как же египтяне, скажем, или китайцы? Они-то существуют уже несколько тысячелетий!.. Так-то оно так, да не совсем. Понятия нации, государства, географическое название вмещающей территории отнюдь не являются тождественными на протяжении тысячелетий. Взять ту же Грецию. Полуостров остается одним и тем же. Но можно ли утверждать, что древние спартанцы и афиняне, византийцы, нынешние греки – это один и тот же народ? Конечно же, нет! Можно ли сказать, что нынешние жители Ирана и Ирака тождественны вавилонцам? Что жители Казани и Улан-Батора – один и тот же народ?..

Для образования нового этноса, по мнению Гумилева, необходимо два фактора. Один очевиден и прост: народ-младенец рождается только при слиянии двух или более других народов. Скажем, болгарская нация родилась от смешения обитавших на Балканах славян и пришедшего с Кавказа тюркского племени. К слову, этот обитавший в предгорьях Кавказа народ дал жизнь трем потомкам: нынешним балкарцам, нынешним болгарам, а также средневековым волжским булгарам, которые, будучи покорены монголами и слившись с ними, стали предками нынешних казанских татар.

И так – какую нацию ни возьми: среди их предков обязательно имеется несколько прародителей. Но просто наличие на одной территории нескольких племен разных корней еще не гарантирует их слияния и рождения новой нации. Вот тут мы и подходим к центральной идее теории Гумилева.

Для того, чтобы возник новый народ, необходим некий импульс, который Лев Николаевич назвал пассионарным толчком. Под этим термином ученый понимал явление, когда на относительно небольшой территории на протяжении короткого отрезка времени вдруг рождалось большое количество людей, готовых к самопожертвованию ради неких, пусть даже абстрактных или иллюзорных, идеалов. Гумилев вывел понятие «пассионарности»    от латинского «passio» (страсть). Этим людям тесно в рамках привычных устоявшихся форм общежития. Их влечет куда-то страсть – к знанию, к подвигам, к самоутверждению… «Люди длинной воли» именует их автор теории.

Гумилев считал возникновение пассионарности микромутацией, происходящей под влиянием неких космических факторов. Но природу этого явления объяснить не смог. По этой причине его оппоненты считают неверной всю теорию. Что тут скажешь? А кто смог объяснить природу электричества? Притяжения? Магнетизма?.. Но это же не может служить причиной отказа от того, чтобы признавать их существование!

Итак, на некоторой территории происходит пассионарный толчок. Здесь рождается много людей, изначально, от природы готовых к подвигу. Им нужна только чья-то объединяющая воля, какая-то идея, ради которой стоит жертвовать – собой или другими, неважно! Люди активные, они выделяются на фоне своих вялых и самодостаточных соплеменников, чем привлекают внимание женщин, которые по природе своей тянутся к сильным самцам. В связи с тем, что пассионарность передается по наследству, в течение полувека на свет появляется целая плеяда людей, жаждущих активного действия. И они готовы подхватить любую идею, которая имеет достаточно громкое звучание.

Одна из самых замечательных книг, которые автору довелось прочитать – «Имя розы» Умберто Эко. Лучше иллюстрации для приведенного выше тезиса не придумаешь. В романе юный послушник-бенедиктинец XIII века просит учителя разъяснить ему разницу между истинной католической верой и еретическими заблуждениями. В результате долгой беседы послушник понимает, что принципиального различия в трактовке тех или иных постулатов веры практически нет, а если есть, то оно попросту эфемерно. И вот из-за этих неразличимых различий, люди, исповедующие, по сути, одни и те же взгляды, шли на костер инквизиции, отправлялись в паломнические походы за тридевять земель, уничтожали друг друга в войнах и восстаниях.

Да что там европейское Средневековье! Вспомним наших староверов! Сами себя сжигали в скитах, лишь бы не креститься тремя перстами!

Родившись, юный этнос стремится максимально распространить свое влияние. В его орбиту оказываются вовлеченными все новые соседи – сначала ближние, потом все более дальние. Они несут с собой ген пассионарности, и щедро наделяют им покоренные народы – женщины любят победителей, а сами пассионарии не терпят отказа, не желают тратить время на всякие там ухаживания. Так волна, раз родившись на гладкой поверхности пруда, бежит все дальше, постепенно затухая и обращаясь в спокойную рябь.

Взрослея, этнос стремится не просто воевать и уничтожать – он жаждет создать государство! Застолбив захваченную территорию, пришедшее войско начинает устанавливать среди покоренных народов свое мировоззрение, свои законы. Мудрея, еще вчера воинственный народ меняет агрессивность на стремление жить в сильной стране, но в мире с соседями. Теперь к нему охотно поступают на службу пассионарии других народов. Потом наступает период, когда стремление к комфортности начинает преобладать над желанием отстаивать свои интересы путем чрезмерного напряжения сил. Теперь уже начинается и постепенно набирает обороны обратный процесс – люди все легче абсорбируют традиции других народов, в то время как свои пассионарии, не уживаясь с жаждущими покоя соплеменниками, начинают искать других сюзеренов. Ну а в конце пассионарность снижается так сильно, что человек стремится только брать от жизни все, не прилагая для этого особых усилий (никакую рекламу это не напоминает?). В этой последней фазе нация становится легкой добычей для соседей. Если по тем или иным причинам развитие нации не прерывается, оно проходит все эти стадии. Правда, с разной скоротечностью. Некоторые нации успевали промелькнуть в истории ослепительным метеором и исчезнуть за век-другой. Другие тихо-мирно дожили до глубокой старости.

В качестве примера можно взять любое из государств, которые в разное время претендовали на роль супердержав. (Обозначим их общими штрихами, без глубокого анализа событий). Прародина европейской культуры – Греция. Свое место под солнцем она заняла легко, отправляла в дальние походы пассионариев Ясона и Тесея, стала родиной Гомера и  семи афинских мудрецов, потом подпала под власть Рима, и ее гибель ознаменовалось символичным плачем «Умер великий Пан». Тот же Рим родился, когда в крутой бульон латинских племен попал катализатор объединения – отряд бежавшего из павшей Трои Энея, превратился в великую державу, погряз в коррупции и разврате, начал дряхлеть, подтачиваемый политическими и религиозными распрями и пал под палицами диких германских и славянских племен. Византия возникла из отколовшегося от Римской империи осколка, оплодотворенного христианством, воссияла ярким пламенем культуры в бурлящей Европе, где только шло формирование наций, заложила классические основы искусства интриги (как придворной, так и международной), расшатала самое себя бесконечными усобицами, перессорилась со всеми соседями и пала, жалкая и одинокая, под кривыми ятаганами османов. Приведенные примеры можно считать классическими, потому что названные народы прошли все стадии развития и прекратили свое существование, окончательно утратив способность к сопротивлению.

Теперь несколько примеров того, что нация прошла, так сказать, ускоренный процесс развития.  Можно некоторую параллель провести с молодым человеком, погибшим на войне или на дуэли, не успевшим выполнить свое предназначение на этом свете. Александр Македонский создал великое государство, которое рухнуло, распалось с его смертью. Зеленым смерчем промчались вчерашние арабские бедуины по Азии и Северной Африке, на исторический миг создав исполинское теологическое государство, которое начало разваливаться уже при первых калифах, тотчас принявшихся воевать друг с другом. Великое княжество Литовское, мгновенно протянувшееся от Балтийского моря до Черного, однако не выдержавшее такое сверхнапряжение и ставшее лишь предметом борьбы между Россией и Польшей. Та же Монголия, выплеснувшая самых активных своих сыновей на завоевание всей Евразии… Да, эти нации сегодня существуют, имеют территориальные, государственные границы… Но в них был заложен потенциал превратиться в могучие сверхдержавы. Однако история распорядилась иначе.

А бывает, что народы, имевшие столь же весомый потенциал, вовсе прекратили существование, сохранившись лишь в виде малочисленных реликтовых народностей. Так измотали друг друга в братоубийственной войне лютичи и бодричи, ставшие в результате лакомой добычей для германской экспансии.  Это свирепые кровожадные ацтеки, которые, исчерпав свой пассионарный потенциал, забросили цветущие миллионные города, ушли в джунгли и стали легкой добычей для завоевателей-конкистадоров.

Ну а теперь – общая схема формирования нации. Происходит пассионарный толчок. Он взбаламучивает народы, заставляет их двигаться (в очередной раз приведу столь яркий образ) к «последнему морю». Если параллельно происходит изменение климата, это служит катализатором процесса, ускоряет его, а точнее, закручивает интригу, привносит в него дополнительные неизвестные факторы. Если же он приходится на территорию, где имеется избыток населения, это выливается в социальные катаклизмы континентального масштаба.

Так благо пассионарность или зло? Ни то, ни другое. Это данность, которую приходится принимать такой, как она есть. Это стимулятор общечеловеческого развития, и одновременно гибель для отдельных государств. Это шанс для подъема целых народов, и гибель для тысяч и миллионов отдельных людей. Это явление, которое интересно изучать по истории, но крайне опасно оказаться у него внутри.

Вот несколько примеров проявления пассионарности, которые не привели к масштабным кровопролитным катаклизмам, но которые оставили заметный след в истории. Первопроходцы – мореходы, казаки, пионеры, географы… Эпоха Великих географических открытий началась с «хождения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который на 27 лет раньше Васко-да-Гамы первым из европейцев добрался до Индии – это произошло в июне 1471 года. Колумб отправился на Запад, навстречу полной неизвестности, сколько бы сегодня ни говорили о том, что он в Америке побывал не первый. Пусть не первый, но ведь и уверенности в том, что его ждут молочные берега, у него тоже не было! Ну а уж Магеллан и вовсе не знал, что его ждет западнее Америки! Уже упоминавшийся Васко-да-Гама решился  обогнуть Африку с юга, хотя по господствовавшей в те времена гипотезе, жара до мере продвижения на юг должна была усиливаться. Ну а о подвиге горстки казаков, за полвека прошедших «встреч солнца» всю Сибирь, и говорить не приходится!.. Вот и вопрос: как назвать ту силу, которая двигала этими людьми, толкая их на лишения и смертельный риск в неведомых землях? Что за страсть такая вела их за горизонт? «Куда идешь, белый человек?» – вопрошал каюр у Ильина в «Земле Санникова». Да он и сам вряд ли смог бы ответить, зачем она, эта земля, нужна!

Критики теории приводят в пример нации, которые якобы своим долголетием опровергают ее. Например, Китай. Это государство и в самом деле существует очень давно. Но стоит внимательнее ознакомиться с его историей, и становится понятно,  что на протяжении веков Китай менялся, обновлялся. Северные и южные китайцы, уйгуры, тибетцы, чжурчжени, монголы – в разное время эти народы играли в судьбе Китая значительную роль… Несколько раз страна практически прекращала свое существование. Да и поныне гражданин Китая совершенно не обязательно является китайцем (ханьцем), это скорее россиянин, если проводить логическую параллель с нашей страной. То же можно сказать об Индии. Или о Египте, где Древнее царство сменилось Новым, потом оккупацией Греции и Рима, нашествием арабов… Никто же может сказать, что нынешний президент Египта приходится родней Рамзесу или даже Птолемею!

Особый разговор – евреи! Эта нация продолжительностью своего существования и в самом деле могла бы опровергнуть теорию. Любопытно, что Лев Николаевич в своих фундаментальных научно-популярных трудах не дает объяснения этому феномену. Между тем, думается, все не столь сложно.

Когда в начале говорилось, что нация, этнос подобен живому организму, сравнение было вполне оправданно. Подчеркнем: подобен, но не тождествен! Любое сравнение условно, имеет некоторый люфт. Человека, который бы жил несколько столетий, нет и быть не может, потому как организму определен некий запас прочности, и как бы за телом ни ухаживать, предел его эксплуатации в конце концов наступает. Но ведь этнос – это не некий четко оформленный организм. Это совокупность организмов! Вот тут-то и кроется секрет невероятного долголетия еврейской нации.

Евреи – одна из очень немногих наций, в которых национальность наследуется через женщин. Именно через женщин передается осознание человеком принадлежности к данному этносу. Будучи народом-изгоем,  евреи выбор имели не большой: либо ассимилироваться, раствориться в агрессивной среде более сильных народов, либо изобрести средство самосохранения, и при этом не выродиться в результате близкородственных браков. И выход природой был найден. Бытует легенда, что якобы где-то на берегах Иордана (речь, понятно, идет не о географическом объекте, а о символе) существует специальная школа, где сидят суперразумные  ребе, которые вычисляют у других народов потенциальных политических деятелей, для которых специально обучают будущих жен. В подтверждение националисты-антисемиты приводят списки руководителей государств, у которых жены были иудейки… Какая чушь! Все намного проще, или сложнее – как посмотреть. Просто каждая девушка-еврейка изначально является носительницей идеологии иудаизма, вернее, просто дочерью своего гонимого народа. И при этом она нутром выделяет из толпы потенциально сильных людей. Они дополняли друг друга – сильный муж и дочь самого приспособленного к изменчивой жизни народа.

В результате в еврейскую кровь постоянно происходил впрыск свежей сильной крови. Пусть данный конкретный человек не становился выдающимся государственным деятелем, у него рождались здоровые дети, которые тут же подпадали под воспитание матери. Так и сформировалась нация, которая длительностью своего существования выпадает из общей закономерности этногенеза.

Вот такая теория. А как она применяется к нашей стране, к России? И что из нее следует, как она проецируется на сегодняшний день?

Официальная историография ведет нашу родословную с призвания варягов и христианизации Киевской Руси. Это несправедливо по отношению к Отечеству. К моменту появления Рюрика Русь представляла между собой несколько княжеств, пусть самостоятельных, но близко связанных между собой, множество городов, налаженные торговые отношения, ремесла, письменность. Наши далекие предки еще до рождения Христа возвели могучие оборонительные сооружения для отражения набегов степняков. Это так называемые Змиевые валы, на многие сотни километров протянувшиеся вдоль границы леса и степи южнее Киева. Что это такое? Заложенный в основу валов бревенчатый сруб, а поверху насыпанный вал, на опасных направлениях с частоколом, на некотором расстоянии друг от друга стояли сторожевые башни со сменными гарнизонами… Представить себе только, какими экономическими ресурсами должны были обладать местные племена, чтобы выделить столько сил и средств для выполнения этой грандиозной инженерной задачи!.. А мы попросту игнорируем весь период до прибытия в Киев Олега! Просто князьям-рюриковичам было выгодно выпятить роль династии в развитии Руси. Ну а подхалимов-историков, которые писали летописи по принципу «чего изволите?», у нас всегда хватало. Первым из них стал Нестор, чья «Повесть временных лет» считается классическим трудом на все времена. Фальсификатором он был, Нестор, пусть даже и вынужденным. Летописи, в которых фиксировалась подлинная история, были уничтожены в период княжения сомнительных добродетелей Владимира-Крестителя.

Символом окончания эпохи Киевской Руси можно считать рухнувший в 1240 году храм, в котором пытались укрыться от монголо-татар последние защитники «матери городов русских». Впрочем, Руси единой уже к тому времени не было. Об этом говорит хотя бы тот факт, что полувеком ранее Андрей Боголюбский отдал Киев своей рати на трое суток на разграбление, как вражеский город – небывалое до того преступление! Это яркое свидетельство того, насколько далеко разошлись ветви некогда единого народа, которые теперь не воспринимали друг друга как брата.

Но в том же 1240 году произошло событие, до сего дня не оцененное в должной мере!

Когда Киев пал, уцелевшие монахи Печерской лавры ушли западнее и основали новую обитель, в Почаеве. И там явилась Пресвятая Богоматерь, оставив на камне вплавленный след своей ножки. Этот след является предметом поклонения миллионов паломников, которые посещают лавру по сей день. Наверное, можно расценить явление Девы Марии как знак того, что земли восточных славян не будут оставлены высшими силами без своего покровительства!

Впрочем, вернемся к делам мирским.

Для Руси начались темные времена. Лев Гумилев пытался описать последующие события как взаимовыгодный симбиоз Руси и Орды. Ох, трудно с этим согласиться! В бездонные закрома Сарая текли потоки дани – серебра, рожденного потом и слезами русских людей. На рынки Сарая и Крыма текли колонны полона. По полям и весям княжеств текли потоки крови наших предков. А сами князья регулярно отправлялись на поклон к хану, не зная наперед, доведется ли вернуться назад…

Распавшаяся на куски Киевская Русь и в самом деле стала пращуром для рождения нескольких новых народов. Проживавшие на Северо-востоке славяне смешивались с племенами финно-угорских, балтских, самодийских народов – формировался русский этнос. В формировании украинского этноса приняли участие (применим такой оборот – как будто этнос можно формировать сознательно!) обитатели южных степей и их соседи – поляки, молдаване, венгры… Белорусов процесс смешения народов коснулся в меньшей степени, потому сегодня это самая спокойная и бесконфликтная нация; но и здесь сказалось привнесение литовской и польской пассионарности… Ну и на всех восточных славян не могло не сказаться вековое присутствие татар.

Таким образом, на землях Киевской Руси сформировалось три этно-культурных центра – братских, но вместивших в себя разный привнесенный дополнительный элемент. Потому утверждения пан-славянистов и ура-патриотов, что мы по-прежнему являемся одним народом, увы, не соответствует действительности: этногенез  - вещь необратимая. Это как близнецы – родились одновременно и с идентичным набором изначальных признаков, а люди-то разные!

Точкой рождения русского народа Гумилев считает Куликовскую битву. По его образному выражению, на битву с Мамаем выезжали москвичи, тверичи, владимирцы, а возвращались русские. Что ж, образ красивый, примем его!

Центральных идей, которые двигали пассионариев возрождающейся Руси (нарождающейся России), было две, правда, взаимосвязанных – объединение государства и освобождение от ордынского ига. Поскольку накал пассионарности на территории Восточной Европы был силен, процесс объединения протекал трудно. Центров, претендовавших на лидерство, было несколько – Москва, Новгород, Тверь… Сложение объективных и субъектных факторов сделал столицей Москву. Именно сюда потянулись татарские мурзы, верные православию теснимые католицизмом и униатством жители украинских, белорусских, литовских земель, ищущие защиты от воинствующего ислама христианские цари и князья Кавказа…

Опричнина и последовавшая за ней Великая смута начала XVII века  с точки зрения этногенеза была вполне закономерной – слишком сильным было пассионарное напряжение в народе, а оно гасится только кровью. Как цинично и жестоко это звучит! Между тем через фазу взаимоистребления проходили все исторические нации!.. Результатом стало избрание царя и наступление периода относительного успокоения – начинался период взросления.

Наверное, нет необходимости подробно разбирать историю России с точки зрения этногенеза. Перенесемся в день нынешний.

Итак, если принимать за точку рождения этноса Куликовскую битву, получается, что нам сегодня 600-650 лет. Вроде бы не возраст еще. Но так уж сложилось, что именно на Россию обрушились наиболее кровопролитные войны XIX–XX веков. А на войне гибнут в первую очередь пассионарии. Именно они первыми поднимаются в атаку, именно они падают грудью на амбразуру, именно они не станут прятаться за спинами солдат, когда расстрельщики прикажут: «Офицеры (комиссары) – выходи!». При этом статистика свидетельствует, что на войнах, которые вела Россия (СССР) за минувших два века, гибли в большей степени русские. Скажем, в Афганистане русских погибло около 7 тысяч человек, украинцев около 2,5, белорусов более 600 человек; и в эту скорбную «группу лидеров» привмешались только узбеки, потерявшие тысячу своих сыновей. (Оговоримся, впрочем, что в этих официальных данных содержится информация не о национальном составе, а о географии призыва, хотя, думается, эти статистические выкладки пропорционально примерно отражают истинное положение дел).

Короче говоря, на войнах, в восстаниях, на дуэлях гибнут именно пассионарии – чем у человека уровень пассионарности ниже, тем дальше от передовой он оседает.

Таким образом, наш этнос попросту надорвался. Как человек, работающий на износ, дряхлеет быстрее, чем тот, кто ведет здоровый размеренный образ жизни!

В чем это выражается на практике? Стремящихся к комфорту людей становится все  больше. Человек на достижение этого комфорта старается затратить как можно меньше усилий. Если сказать проще, человек желает получать от жизни и общества больше, чем затрачивать. Ехать за туманом и за запахом тайги желающих находится все меньше. Зато мечтающих об Америке – сколько угодно! Достаточно послушать, о чем эти мечтатели говорят! Не только о том, что «за бугром» нужно вкалывать и получать – но также и о том, что там можно получать! Как некогда в сильную и богатую Москву тянулись иноземцы, стремившиеся подороже продать свои мышцы и мозги, как стекались бездельники-субпассионарии, которым где бы ни работать, лишь бы не работать, так нынче наши соотечественники мечтают о заморской манне.

Параллельно идет и другой процесс. Мы все же богаче, чем наши ближайшие соседи. Потому гастарбайтеры  охотно едут к нам на заработки! Они берутся за работу, которую мы выполнять не желаем – тяжелую, непрестижную, низкооплачиваемую. Они формируют свои диаспоры, всячески поддерживают друг друга, потому что иначе им не выжить в чуждом для них мире. Мы, русские, пользуемся благами, полученными по наследству от наших предков, и все меньше сами созидаем  что-то новое. И в нашу среду все активнее внедряются пришлые люди – активные, напористые, стремящиеся завоевать свое место под солнцем.

Есть еще одна закономерность развития человеческого общества, которую открыл великий Владимир Вернадский, развил Никита Моисеев и применил к своей теории Лев Гумилев. Наиболее активные представители человечества стремятся к границе ареала обитания, в то время как пассивные люди – к столицам. Загляните в Интернет и прикиньте навскидку: кто больше всего проводит времени на сайтах «Одноклассники», «Мой мир» и т.д.?  Жители столиц и больших городов. А ведь обитание в виртуальных мирах – это чистейшей воды подмена подлинной активной жизни ее суррогат-эрзацем!

Мы постоянно слышим мысль о том, что вот, мол, понаехали «черные», и потому у нас все так плохо. Мол, на рынках они цены подняли и держат высокими. В самом деле, рынок – это место, где цена должна корректироваться в результате общения продавца с покупателем. Реально же на наших рынках действует корпоративный сговор, цену устанавливает некая неведомая «мафия» и ни один торговец не имеет права ее снизить. Но давайте разберемся: а кто позволяет приезжим диктовать условия торговли на наших рынках? Администрация, правоохранительные и контролирующие органы. Почему они не выполняют свои функции? Народная молва утверждает, что причина в том, они подкуплены. Вывод: представители этих структур заботятся только о личной выгоде, а не стоят на страже интересов своего народа. Такое возможно только при низком уровне пассионарности… Наши южные соседи опутали торговыми связями всю Россию, завозят товар во все уголки страны, всюду стараются установить свой контроль и свои порядки. У них выше пассионарность! Их более спокойные земляки работают на своей земле, а к нам приезжают люди активные. С единственной целью: заработать и жить хорошо. За наш счет? Конечно! Потому что мы это позволяем делать! Потому что коррупция пронизывает наше общество, а потому если не любого, то большинство чиновников (в погонах или без) можно купить.

Ну а аргумент, что приезжие соблазняют наших женщин, вообще не выдерживает никакой критики. Самки от природы тянутся к сильным самцам! Человек, как биологический вид, – не исключение. Только у нас достойной альтернативой силе является богатство.  Так что же удивительного, что женщины предпочитают сильных и богатых, а не бедных и слабых? Понятно, что жизнь преподносит нам сколько угодно других примеров, но ведь мы сейчас речь ведем не о примерах-исключениях, а об общих тенденциях и закономерностях.

А что мы можем противопоставить этому процессу? Лозунги типа «Россия – для русских» и разборки бритоголовых? Это несерьезно. У них еще хватает активности на борьбу за свою нацию – пусть и в форме, которая вызывает неприятие у большинства людей. Но эта форма борьбы бесперспективна.  Сегодня толпа скинов избила одного-двоих представителей южных национальностей, завтра случилось обратное… Кроме обоюдного отчуждения это ничего не даст.

Так что же, мы обречены на то, что в ближайшем будущем России не станет? Если убрать слово «ближайшем», то это неизбежно. Численность страны, и особенно русской составляющей населения, неуклонно снижается. За Уралом нас проживает, если не ошибаюсь, миллионов 20, а снизу на них давит полтора миллиарда! Приграничные с Китаем районы России подвергаются подлинной экспансии со стороны южного соседа – пусть и тихой экспансии, ползучей. Спецслужбы некоторых государств, которые проводят политику воинствующего ислама, активно формируют в ряде регионов России общины, настроенные оппозиционно христианской (а точнее псевдо-христианской или стихийно-атеистической) Москве. В столице первую скрипку все больше играют этнические преступные группировки, оттесняя «родные» русские на вторые роли… И при этом в обществе нарастают пацифистские настроения, нежелание молодежи служить в армии.

Следует подчеркнуть, что это проблемы не только России, но и всех «старых» наций. События во Франции и Голландии, где бездельники-эмигранты устраивают погромы – примеры того же ряда. Даже в юных США уже появляются штаты с преобладающим «цветным» населением. Так что пора речь уже можно вести о снижении пассионарности не у отдельных наций, а у белой расы в целом!

И все же так хотелось бы, чтобы пессимистические прогнозы себя не оправдали! Так хочется, чтобы Россия воспрянула, чтобы набирающий обороты процесс дезинтеграции прервался новым всплеском национального самосознания. Чтобы наши государственные деятели прекратили трепетать от мысли, что будет говорить заморская княгиня Марья Алексеевна, а взялись за обустройство своей Родины. Чтобы у чиновников алчность вытеснилась болью за Отечество. Чтобы олигархи прекратили вкладывать выкачанные из наших недр средства в зарубежную экономику и задумались о будущем будущих поколений земляков.  Чтобы молодежь не искала счастья за океаном, обратив силы и энергию на благо России.

Так хочется этого, братцы!