МИНИСТРЫ ТОЖЕ БЫЛИ ПРОТИВ

Главным событием для страны в августе-сентябре 1915 года стало решение Николая II принять на себя должность Верховного главнокомандующего Русской армией. Об этом я уже не раз писал, и не планировал ещё раз будировать эту тему… Но вот при работе над биографиями русскими военными и государственными деятелями той поры в книге «Верховные главнокомандующие Отечества» увидел отрывок текста, который мне показался довольно полезным для того, чтобы дополнить картину тех дней (стр.45).

.

Военные неудачи российской армии на австро-германском фронте в 1914 и 1915 годах в правительственных кругах страны всё чаще объяснялись слабостью верховного командования. Император же Николай II всё увереннее приходил к мысли о необходимости лично возглавить вооружённую борьбу России с врагами во всех её проявлениях. Пример Петра Великого в то время стал особым выражением отношения царя к своему долгу перед подданными. Он приводился настолько часто, что Николай не мог не поддаться искушению. В августе 1915 года он принял ответственное решение.

«Вечером 4 августа после обычного доклада, вспоминал бывший тогда военным министром А.А. Поливанов, – государь высказал мне намерение выступить в верховное командование армиями. На возражение о трудностях, сопряжённых с таким намерением, император ответил:

- Я много размышлял по сему поводу, принятое мною решение является вполне твёрдым».

21 августа по настоянию большинства министров Николай II собрал в Царском селе совет для того, чтобы выслушать тревожившие членов правительства мысли. С горячими речами выступило большинство министров, убеждая государя отказаться от задуманного.  … По рассказам участников заседания, Николай Александрович с усталым видом выслушал речи и в заключение кратко произнёс:

- Я остаюсь при своём мнении…

В подавленном настроении разъезжались участники этого заседания. На другой день большинство их собралось вновь у министра иностранных дел С.Д. Сазонова и подписали коллективное письмо государю. «Вчера, – гласило это письмо, – в заседании Совета министров под Вашим личным председательством мы повергли перед Вами единодушную просьбу о том, чтобы Великий князь Николай Николаевич не был устранён от участия в верховном командовании армией. Но мы опасаемся, что вашему Императорскому Величеству не угодно было склониться на мольбу нашу, и, смеем думать, всей верной Вам России…». Письмо было подписано восемью министрами. Оно не вызвало, однако, никаких изменений в решении Николая. Он стал вторым в истории России Верховным главнокомандующим, впервые совместив этот пост с постом абсолютного правителя страны.

.

К сказанному следует дополнить, что Сергей Сазонов ещё в день начала войны предвидел, что она станет кошмаром для страны.

.

Предыдущая публикация по теме: https://starodymov.ru/?p=48861

Алексей Поливанов: https://starodymov.ru/?p=47711

Сергей Сазонов: https://starodymov.ru/?p=45952