КРИВОУСТОВЫ

КРЕМЛЬ И РОССИЯ

Лето 1605 года

Мне так дыханья в лёгких не хватало,

Что дальше я не в силах был идти;

Едва взойдя, я тут же сел устало.

«Теперь ты леность должен отмести, -

Сказал учитель. – Лёжа под периной

Да сидя в мягком, славы не найти.

Кто без неё готов быть взят кончиной,

Такой же в мире оставляет след,

Как в ветре дым и пена над пучиной.

Встань! Победи томленье, нет побед,

Запретных духу, если он не вянет…».

Данте АЛИГЬЕРИ,

«Божественная комедия»

Подробно рассказывать о событиях тех донельзя насыщенных дней июля-сентября 1605 года (по ныне принятой датировке с Нового года в январе) – никакой книги не хватит! Тогда каждый день, да что-то происходило – важное, значимое, имеющее далеко идущие последствия…

Тем более, что насыщены эти дни оказались в первую очередь событиями не какими-то динамичными, которые описывать просто и читать легко. А вот как описать нескончаемую череду пиров, эпидемия которых, с лёгкой руки нового государя, охватила столицу? Как интересно рассказать о многоходовых интригах, в которых львиную долю времени занимали длительные разговоры политических деятелей всех мастей и рангов, в ходе которых собеседники всячески старались перехитрить друг друга, что-то выведать, не проговорившись самому? Как изложить переписку, состоявшую из сотен и сотен писем, адресованных десяткам адресатов, причём, переписку политическую, а значит, в которой правда укрыта под многими наслоениями пустопорожнего словоблудия, а подлинный смысл укрыт недомолвками? Как добиться того, чтобы читатель ощутил напряжённость официальных мероприятий, проходивших в Москве, в подмосковном селе Тайнинское, в Кракове и Варшаве, в далёком Ватикане?..

Начну с того, что мне представляется главным на тот момент. Главным, быть может, даже не по глубинной сущности своей, а по внешнему проявлению происходивших в Москве изменений. Хотя, кто сможет определить, что важнее в период смены власти: внешние её проявления или же сокрытые от глаз глубинные процессы? Процессы, понятно, важнее, только простой обыватель видит лишь то, что доступно взору!

О том, что под умом человека можно понимать разные его качества, мы уже говорили. Тогда речь шла о Борисе Годунове. Но вот теперь приходится признать, что и Лжедмитрий показал себя человеком хотя и достаточно умным, но отнюдь не мудрым правителем.

Оно, конечно, счастье едет на карете, а с умом идут пешком… Да только и счастьем следует пользоваться с умом, а то ведь и другая поговорка имеется: счастье без ума – что дырявая сума…

Лжедмитрий оказался человеком умным в том смысле, что легко усваивал новые знания, в том числе и иноземные языки, он легко и остроумно говорил, много помнил, осознавал, что Россия нуждается в реформах. Он привлекал к правлению страной новых людей – возвышение юного талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского наглядный тому пример.

И в то же время ему не хватало разума понять, что с наскоку такую огромную и неповоротливую махину как Московское царство на путь, который он считал правильным, не своротишь, что реформы требуют длительного и последовательного труда. Я уж не говорю о программе, о последовательности реформ! В этом деле практически все государи-реформаторы Государства Российского на протяжении всей истории грешили непродуманностью и неумением видеть перспективу.

Скажете, что это характерно не только для российских монархов? Может, и так. Только сейчас речь идёт именно о России – великой и несчастной…

Что такое царская должность? Это ведь не некая синекура, не синоним блаженного ничегонеделания, не само по себе удобное восседание на троне, да в окружении бояр, да с рындами по бокам. Это осознание ответственности перед Богом, перед народом, перед историей, перед предками своими, перед потомками, перед самим собой – за надлежащее сохранение вверенного промыслом Господним государства, за исполнение обязанностей во имя достижения этой цели, за сохранение и приумножение благосостояния царства своего. Это тяжкий труд, возложенный на человека народом ли, Господом ли, самим ли Мирозданьем… И благо тому народу, той державе, во главе которой стоит человек, который осознаёт эту ответственность и которому этот тяжкий груз по плечу! Если же неподъёмным грузом давит его шапка Мономаха, если человек не понимает этой истины – горе той державе, беда тому народу! За слабость и неразумие правителя всегда и всюду расхлёбываться приходится простому люду – такая вот закономерность.

Несправедливо? С точки зрения человека – конечно. Но только не дано нам понять логику Того, кто устанавливает порядки на нашей земле!

Так вот, возвращаясь к нашему повествованию, констатируем, что Лжедмитрий расценил царствование не как обязанность, а как право! Не себя для царства он видел на троне, а царство у своих ног, предназначенное для удовлетворения его замыслов и амбиций! Разница принципиальная – не так ли?

Можно возразить: не один Лжедмитрий относился к своему посту подобным образом! А я и не спорю – не один. Просто речь сейчас идёт именно о том, почему молодой человек, имевший все шансы опередить реформы Петра ровно на век, реально оказался калифом на час (на год). Лжедмитрию высшие силы, которые покровительствовали России, дали всё, чтобы он реформировал страну, придал мощное ускорение её развитию.

А Лжедмитрий этот шанс упустил. Его слабости оказались сильнее созидательного потенциала, гнездившегося у него в душе.  Как говаривали старики, корабль – игралище ветров и волн, а человек – игралище страстей!

Он кутил! Как он кутил!.. Пиры следовали за пирами, кутежи за кутежами.

Человек, всю жизнь бывший подневольным, всю жизнь пребывавший в нищете, человек, всю жизнь вынужденный ориентироваться на запросы других – этот человек вдруг оказался в условиях, когда обрёл практически неограниченную свободу, казавшиеся неисчерпаемыми кладовые,  ловящих каждый его взгляд подданных из числа знатнейших родов. Всю жизнь до того придавленный, он развернулся, да так, что всё вокруг вскипело, взвихрилось,  пришло в движение.

По сути своей новый царь не был злым и плохим человеком. Добившись вожделенного трона, он искренне  хотел, чтобы и всем вокруг стало хорошо! В этом отношении он показал себя где-то сродни Генриху Наваррскому, изначально имевшему подобные же устремления, и чего-то на этом пути добившимся. Однако то ли Лжедмитрий оказался слабее своего французского коллеги, то ли не повезло ему с эпохой и подданными… Короче говоря – благие намерения Лжедмитрия так и остались неосуществлёнными! Не довелось ему извековать добром.

Он осыпал всех милостями, велел принимать челобитные от каждого пришедшего к нему просителя, независимо от чина и сословия, и одно время даже самолично выходил в назначенное время на крыльцо, чтобы принимать ябеды собственноручно, запретил брать взятки в приказах, отменил ряд ограничений в торговле, в первую очередь для иностранцев…

Не стоит забывать, что Лжедмитрий был простым человеком, однако выросшим в боярских хоромах. В раннем детстве он видел непростую жизнь бедного дворянства и простого люда, а затем – словно специально подобранную контрастную картинку парадной стороны жизни знати, внешнюю её составляющую. Став царём, он сохранил своё воззрение на знать и царедворцев, как на людей, которые особо ничем не занимаются, зато на которых все работают.

Каждый человек видит окружающее со своего шестка! Вчера Макар гряды копал, а нынче в воеводы попал… Так вот, попасть-то попал, да по мировосприятию своему тот Макар так и останется крестьянином!

.

О романе «Кривоустовы»: https://starodymov.ru/?p=47194

О том, как Лжедмитрий начал правление: https://starodymov.ru/?p=48157

Генрих Наваррский: https://starodymov.ru/?p=29249