27 октября 1944 года – родился Николай Караченцов,

отечественный актёр, Народный артист РСФСР.

Надо же: насколько замечательный, всеми любимый актёр, а однажды (а впрочем, не единожды) совершённая глупость всё перечеркнула!..

Николай Петрович сыграл много заметных ролей на сцене и в кино. Он вообще остался в памяти как замечательный актёр.

Например, в знаменитом спектакле Ленкома «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», он исполнил сразу две роли – Главаря и Смерти. Упоминаю эту постановку, потому что у меня была пластинка с этой зонг-оперой, и видел её, пусть и в другом исполнении, и могу представить, как в этих ролях смотрелся Караченцов. Остальные спектакли я не знаю, и судить о них не берусь.

См.: https://starodymov.ru/?p=46179

А вот самый знаменитый спектакль, который по-настоящему прославил Николая Петровича – как о нём не сказать! Это, конечно же, «Юнона и Авось».

Наверное, я посягну на святое… Сам по себе спектакль… Как бы это сказать… В общем, лично на мой взгляд, далеко не шедевр. Его вытаскивает только великолепная музыка Алексея Рыбникова, песни в исполнении в первую очередь Николая Караченцова и его со-солистки (или как сказать, чтобы по театральному звучало правильно?). Впрочем, об этом судить вправе каждый по-своему. Но роль нашего юбиляра отрицать вряд ли кто станет.

См.: https://starodymov.ru/?p=43305

Ах да, он же ещё играл Меншикова в спектакле «Шут Балакирев» – постановку я смотрел, но уже без Караченцова.

См.: https://starodymov.ru/?p=24373

Но мы, конечно, больше знаем его по кино. При этом следует подчеркнуть, что Николай Караченцов (пометим справедливости ради, что в некоторых картинах в титрах допущена ошибка, его именуют как КараченцЕв, что неправильно) – актёр, который и поёт сам, и многочисленные трюки исполняет сам же, без каскадёров. Он вообще был очень спортивен: прекрасно фехтовал, владел акробатикой, скакал на лошади, бил чечётку… Прекрасно играл в теннис – его партнёрами были Борис Ельцин, Шамиль Тарпищев, Максим Дунаевский…

.

Он играл в фильмах:

«Старший сын» (по повести Александра Вампилова): https://starodymov.ru/?p=41125

«Собака на сене» (великолепный молодой соискатель руки главной героини):

«Освобождение» (разбитной Сашка):

«Короли и капуста» (насколько замечательная книга, настолько неудачная экранизация, но наш юбиляр в картине безупречен):

«Приключения Электроника» (сентиментальный бандит):

«Дамы приглашают кавалеров» (роль эпизодическая, но насколько замечательно Николай сыграл этого шулера-мерзавца):

«Трест, который лопнул» (снова не лучший фильм, но Караченцов в нём бесподобен):

«Остров сокровищ» (здесь он пират):

«Белые росы» (на мой взгляд, едва ли не лучшая роль Николая Петровича в кинематографе – он тут неоднозначен, он психологичен): https://starodymov.ru/?p=40048

«Батальоны просят огня» (снова великолепная роль; и вообще об этой картине хочется подготовить особую публикацию): https://starodymov.ru/?p=45090

«Человек с бульвара капуцинов» (великолепный помощник и заступник киномеханика): https://starodymov.ru/?p=35609

«Дежа вю» (тут он второй человек в синдикате одесской мафии):

«Криминальный квартет» (проходной боевичок с простеньким сюжетом и прекрасной игрой актёров):

«Подземелье ведьм» (тоже весьма посредственная картина, но актёры-то не виноваты, они сыграли прекрасно): https://starodymov.ru/?p=46403

.

И др. – всех не перечислить, а потому я называю те картины, которые сам хорошо запомнил.

Ну и добавлю, что Николай Петрович озвучивал роли Бельмондо, которые выходили в советский прокат.

…Конечно, напрашивается рассказ об обстоятельствах, которые выбили Караченцова из актёрской профессии, а затем в конце концов и привели к кончине. Да уж ладно, чего уж там – слишком дорого ему довелось расплачиваться за ошибки, свои и чужие. Не ошибки, а преступления?.. Ну хоть бы и так… В любом случае, Николай Караченцов остался в истории нашего кинематографа навсегда – как яркий замечательный актёр.