27 июля 1984 года – умер Игорь Савицкий,

забытый ныне художник и реставратор, который открыл музей авангарда в Нукусе!

Именно так: музей авангарда в Нукусе!

Вот есть же люди, к которым относишься с искренним уважением, но поступки которых абсолютно не понимаешь!.. Отдаёшь себе отчёт, что они руководствуются какими-то высокими и красивыми представлениями о том, что есть правильно, признаёшь возвышенность их порывов, но при этом как-то не в силах принять их, они для тебя остаются непостижимыми. Восхищаешься их поступками, но с элементом самобичевания понимаешь, что сам бы за ними не последовал.

Вот такое внутреннее противоречие я испытываю к человеку, о котором хочу рассказать.

Оцените: русский художник и реставратор Игорь Савицкий добровольно посвятил свою жизнь созданию музея художественно-прикладного и авангардного искусства в Нукусе – столице Каракалпакии. И его стараниями такой музей появился, и по сей день функционирует – казалось бы, в стороне от столбовых дорог мировой культуры, а между тем, его сравнивают и с Третьяковкой, и с Русским музеем, и даже с Лувром. И это не вежливые экивоки – сам Франсуа Миттеран восхитился музеем; да и не только он, здесь побывало немало знаменитостей!

Ну а теперь – подробнее.

Впервые о музее и его создателе я услышал от моего доброго товарища, Николая Красильникова, который несколько лет назад покинул наш грешный мир. Мы с ним познакомились в Ташкенте, куда мне доводилось несколько раз приезжать в командировки ещё в советские времена. И до сих пор корю себя за то, что мало общался со своим тёзкой – он, родившийся и выросший в столице Узбекистана, много мог бы рассказать про родной город. Но молодость далеко не всегда ценит шансы, которые предлагает ей судьба – с возрастом этот факт корит душу всё чаще. Лично я в очередной раз осознал это, прочитав последнюю книгу Николая Красильникова, автобиографический сборник повестей и рассказов «Потерянный рай», поняв, сколько же я потерял, настолько мало общаясь с ним.

Игорь Савицкий родился в 1915 году. У него с детства проявилась тяга к живописи. Как нередко случается в жизни, путь к творчеству он нащупал не сразу, и только буквально накануне Великой Отечественной войны поступил в Суриковский художественный институт. С этим учебным заведением оказывается в эвакуации в Самарканде – по здоровью призыву на фронт не подлежал. Художники в эвакуации в Самарканде – особая тема для разговора, довольно интересная, но сейчас отвлекаться не стану.

Для нас же главное сейчас то, что с той поры Игорь Витальевич буквально заболел Центральной Азией! А потому, когда в 1950 году его пригласили на работу в Хорезм, в археолого-этнографическую экспедицию Академии наук СССР, которой руководил знаменитый востоковед Сергей Толстов, тотчас согласился. С этого момента вся его судьба и творчество оказались связаны с регионом.

…Наверное, со мной согласится любой любитель истории, что сам по себе исторический процесс не линеен. Культура и могущество любого народа переживает периоды расцвета и упадка – об этом рассуждали многие учёные, в частности, Лев Гумилёв. Я с искренним уважением отношусь к культуре народов Центральной Азии, и признаю её неоценимый вклад в развитие общемировой цивилизации. В моём представлении, этот вопрос не подлежит сомнению.

Вместе с тем, приходится признать, что к середине XIX столетия культура в регионе переживала спад – повторю: это закономерный процесс, и ни для кого не может считаться обидным. В этих условиях приход в регион русской культуры стал своего рода катализатором для возрождения культуры местных народов в новых исторических условиях. Как в разные времена русская культура обогащалась влиянием татарской, финно-угорской, польской, а затем западноевропейской… Повторю: это процесс закономерный и не ущемляющий ничьего достоинства.

…Много путешествуя по региону, участвуя в ряде экспедиций, Савицкий в конечном итоге обосновался в Нукусе, городке, который в начале 30-х годов стал столицей этно-административного образования – Каракалпакии, что на севере Узбекской ССР, на берегах тогда ещё полноводного, только начинавшего мелеть Аральского моря. Игорь Витальевич всерьёз увлёкся народными промыслами каракалпаков, художественными особенностями местного ковроткачества, оригинальностью орнаментов одежды… До него никто всерьёз не занимался глубоким исследованием культуры этого малочисленного народа, а Савицкий с головой погрузился в изучение всего, что связано с регионом.

В основе этого процесса познания лежало собирательство. Художник-реставратор много разъезжал по округе, и собирал всё подряд: старые ковры, элементы свадебных украшений, амулеты, резные деревянные предметы бытовой утвари… При этом сам много рисовал, в основном, пейзажи и увиденные исторические развалины, которых немало в регионе.

И в конце концов на основании собранных Савицким экспонатов и сформировался музей. Под который он же сам сумел выпросить средства, и которому сам же выхлопотал статус.

Знаете, я как-то понимаю то обстоятельство, что человек сумел решить эти вопросы. Советская власть, которую сейчас принято всё больше хаять, с какого-то момента своего развития начала всё больше внимания уделять развитию национальных культур. Так что о Савицком можно сказать, что ему повезло вовремя объявиться со своим проектом. И некий чиновник где-то в Москве легко подмахнул соответствующую бумагу, отражающую текущий момент; ещё, быть может, и бахвалился на каком-нибудь мероприятии: вон мы как поддерживаем инициативу с мест – в такой глубинке этнографический центр открываем!..

Не понимаю я другого!

Мне дюжину лет довелось служить в Туркменистан; я объехал всю республику, а также ряд других территорий региона. Я общался со многими и многими людьми, проживавшими и служившими там. Большинство из местных жителей, которые родились и выросли в тех краях, которые считали Туркестан своей родиной, воспринимали условия жизни соответствующе – мы здесь живём и жить будем. И при этом абсолютное большинство приезжих (по партийной ли разнарядке, по государственной, по военной линии) считали себя людьми временными, и старались по окончании выслуги непременно уехать. Лично у меня завершающий отрезок службы в Ашхабаде (1989-1991 гг.) вообще протекал замечательно; однако как только появилась возможность выехать в Россию, я ею воспользовался.

И вот я смотрю передачу, читаю публикации о человеке, который сознательно и добровольно избрал местом жизни Нукус. Это не благословенный Ташкент конца 80-х, и даже не Ашхабад – это городок со значительно более низким уровнем комфортности (ни в малейшей степени не обижая жителей его). Это ж насколько нужно увлечься любимым делом, чтобы принять такое решение!.. И не только раз принять, а впоследствии неуклонно следовать ему, и не отступиться!..

Именно поэтому я начал публикацию с того, что высказал свою точку зрения: уважаю, но не понимаю.

Итак, в 1966 году в Нукусе появился Музей искусств, директором которого стал его же создатель – Игорь Савицкий. Выделенное для музея здание он отремонтировал за свои личные средства; да и скупал у местных жителей будущие экспонаты он также нередко за свои кровные (за что получил у них насмешливое, хотя и безобидное по интонации прозвище «старьёвщик»). Человек не семейный, он мог себе позволить такое расточительство. Современники утверждают, что он лично иной раз и полы мыл в помещениях, настолько считал Музей своим личным делом…

И вот тут следует подчеркнуть вот ещё какой факт. Савицкий собирал не только предметы местной старины. Он разыскивал по всей стране картины современников – гонимых в ту пору художников-авангардистов, творчество которых не принимало творческое сообщество и особенно чиновничья номенклатура.

Должен признаться, что я и сам предпочитаю классическую живопись, не принадлежу к сторонникам всевозможных «отклонизмов». Конечно, это не значит, что я одобряю бульдозеры как средство борьбы с ними – конечно же, нет!.. Я считаю иначе: на мой взгляд, если не создавать вокруг авангарда ажиотажа, так он и сам заглохнет: достаточно сравнить степень заполненности залов классики и современного искусства, и получишь ответ на вопрос, кто народу более ценен… Но тут уж – ладно, не стану настаивать на своей правоте, у каждого свои представления о прекрасном. В конце концов, моему шестилетнему внуку, на что уж классику уважает, а «Лучизм» Кандинского неожиданно понравился.

Мы знаем, что «оттепель», с одной стороны, породила всплеск различных направлений в живописи, более или менее отлежащих от классики. Однако в то же время функционеры от живописи стремились если не подавить этих отклонистов (вспомним, как их назвал «красный Никита»), то по крайней мере не дать им возможности выставляться. А что такое живописец без выставки?.. И вообще творческий человек без возможности поделиться своим произведением с народом?.. Вопрос, понятно, риторический, ответа не требует.

Так вот, Игорь Савицкий, будучи сторонников новаторства в изобразительном искусстве, начал скупать «авангард» по всей стране, и свозить его в Нукус. Как правило, имена авторов картин местным чиновникам ничего не говорили, а потому средства на их покупку худо-бедно отпускали. Ну а в ряде случаев Игорь Витальевич шёл на хитрость: наиболее одиозные имена живописцев, по которым могли возникнуть вопросы, не разглашал, занося в реестр как «Неизвестный художник»… И в результате именно в Нукусе со временем собралась вторая в мире коллекция по количеству картин русского авангарда – после Русского музея в Санкт-Петербурге.

Всего же, по официальным данным, наследие Савицкого в формальном исчислении насчитывает: 7452 произведений живописи, 25223 графических работ, 1322 скульптурных композиций, 7562 предмета народно-прикладного характера, 1902 старинные монеты, 8618 артефактов, найденных в ходе археологических изысканий. Согласимся, что немало для одного человека, пусть и с учениками-помощниками…

…Игорь Витальевич Савицкий умер сорок лет назад, 27 июля 1984 года. Прощание с ним проходило в Москве, в Музее народов Востока. А упокоилось тело в столь любимом им Нукусе, на русском кладбище.

На мой взгляд, он ушёл из жизни своевременно, даже несмотря на то, что жизнь он прожил не такую уж и долгую – всего 68 лет. Мне становится неуютно от мысли, что он мог бы стать свидетелем того, как высыхает и исчезает Аральское море, как в регионе нарастали националистические настроения, как произошёл массовый отъезд русских и других представителей нетитульной нации, как страну располосовали границы и культуру подмял под себя алчный золотой телец… Он не увидел всего этого. Игорь Витальевич умер, когда Музей – его детище, переживал период истинного расцвета, когда его имя в научном и творческом мире стало широко известно, когда в регионе он пользовался истинным авторитетом… Он не узнал о том, что после его кончины вокруг поста директора начнётся неприятная возня, что в созданном им музее случилась авария, в результате которой пострадала (по официальной информации) одна картина, о скандалах, которые его сотрясают, о слухах (впрочем, вроде как недоказанных, а там, кто знает) о том, что картины из музея вдруг оказываются где-то в частных коллекциях за границей… Хорошо, что он до этого не дожил.

Сегодня имя Игоря Савицкого помнят всё больше искусствоведы-востоковеды. Парадокс: в Узбекистане его забывают потому, что он русский, а в России – потому, что созданный им музей оказался мало того, что за границей, так ещё в региональном центре, до которого попробуй ещё доберись. К слову, в 2002 году президент Узбекистана посмертно наградил Игоря Савицкого орденом «За выдающиеся заслуги», как я понял, это стало его единственной государственной наградой.

…Есть такая звонка фраза: мол, искусство не знает границ. Что тут скажешь?.. На декларативном уровне можно и так сказать. Но для конкретных предметов, представляющих художественную ценность, они ох насколько существуют!..

В частности, Илья Зайцев, заместитель генерального директора московского Музея народов Востока, как-то рассказывал мне о чисто технических трудностях в организации выставок с привлечением экспонатов из республик распавшегося Советского Союза. Хотя выставку экспонатов из Музея Савицкого в Нукусе организовать смогли – несколько лет назад она прошла в Музее народов Востока.

…Вот такой удивительный человек жил в нашей большой стране – Союзе Советских Социалистических Республик.

/

Николай Красильников: http://starodymov.ru/?p=28266

Каракалпакия: http://starodymov.ru/?p=40987

О моей службе в Туркестане: http://starodymov.ru/?cat=144

Авангардистская живопись: http://starodymov.ru/?p=45303

Музей народов Востока: http://starodymov.ru/?p=16171

Илья Зайцев: http://starodymov.ru/?p=44857