Захар: трамвай и паровоз

В очередной раз приезжали к нам внуки. Ну и как ни поделиться впечатлениями!..

С Захаром мы поехали на парад трамваев, который состоялся на площади Белорусского вокзала.

То есть на сам парад мы не успели. Приехали, когда на рельсовом кольце вокруг памятника Горькому стояли трамваи разных эпох. И вокруг которых крутились людские буруны.

Что и говорить, на внука увиденное произвело грандиозное впечатление.

Мы с ним уже не раз разговаривали об общественном городском транспорте, о том, когда и почему на смену конке пришёл электрический трамвай. Я ему рассказывал о вычитанных у Гиляровского интересностях про гужево-рельсовый транспорт, в частности, что такое «империал», и почему на него никогда не поднимались женщины. И на картинках рассматривали.

А вот теперь он бегал от вагона к вагону, забирался в те, у которые очередь оказывалась поменьше… И спрашивал, спрашивал, спрашивал… Подлезал под вагоны, и спрашивал, спрашивал, спрашивал… Осматривал буксировочное оборудование и разъёмы электропитания… И спрашивал, спрашивал, спрашивал… Остановочный тормоз, стояночный «башмак», защитные пружинные перегородки между вагонами – всё интересно, всё нужно расспросить… Различные конструкции входных дверей… Сто тысяч «почему»…

Единственное, что раздражало… Для оказания содействия в популяризации акции популяризации общественного транспорта на площади установили эстрадную «раковину». Жуткий рёв, который нёсся из динамиков, не позволял разговаривать. Потому все собравшиеся орали, стараясь быть услышанными. Эта звуковая какофония здорово омрачала праздник. Я знаю, что многие просто тащатся от этого рёва – меня он сильно раздражает.

А потом мы пошли на вокзал, посмотреть на поезда. Удивительно, насколько это вокзальное зрелище выглядит романтично в глазах детей; да и взрослых тоже, чего уж там…

Ностальгия… Не по родным местам – сейчас веду речь по молодости, по воспоминаниям, по прошлому…

Я ведь помню Белорусский вокзал былых времён. У каждой платформы – поезда. В Минск и Вильнюс, в Варшаву и Берлин, в Париж и ещё куда-то, да во многие города по несколько в сутки… Они отправлялись один за другим, и тут же под загрузку подавались следующие… Поезда отправлялись заполненные под завязку, и в кассы стояли очереди, и мест не хватало…

Нынче – другое. И поездов стало в разы меньше. И загрузка их сократилась. А уж в западном направлении – и вовсе, конечный пункт: Брест.

Не хочу сейчас о геополитике. Просто констатирую факт: Белорусский вокзал, который в былые времена едва справлялся с нагрузкой, сегодня, по сути, уныло простаивает.

Мы гордимся современными вагонами и поездами, мы восхищаемся электричками и «диаметрами»… А я за всё время, которое мы провели на вокзале, увидел единственный поезд дальнего следования и синего окраса, как в старые добрые времена – Москва–Минск. И пустые платформы – ни поездов, ни пассажиров.

Только в стороне время от времени проезжали электрички – вполне из себя современные.

Вы скажете: ну что ты ворчишь, старче!.. Вспомни, каких трудов (а то и переплат) стоило достать билет на поезд, да ещё в сезон отпусков!.. Вспомни, что в электричках твоей молодости элементарно не работали туалеты!.. Ну согласись, насколько комфортнее нынче стала поездка по железной дороге!

Не спорю, комфортнее. Но при этом что-то ушло, даже трудно сформулировать, что именно. Какая-то душевность, что ли…

Впрочем, я же не о ностальгии, а о внуке.

Вышли мы на платформу (как положено: через металло-рамку).

Остановились возле памятника «Прощание славянки». Рассказал я Захару о памятнике, и о музыке, и ещё что вспомнил…

- А на войну каждого солдата девушка провожает?

Нет, малыш, отнюдь не каждого. Но этот памятник – именно тем, кто провожает и ждёт.

…Прошли к паровозу на постаменте. Захар полазал по нему, осматривая.

Рядом – паровозный разворотный круг.

Белорусский вокзал – конечная станция для поездов дальнего следования. Потому рельсы упираются в тупики. И из стенки, в которые они упираются торчит аварийный упор. Поговорили мы с Захаром, зачем он нужен. Рассказ мальчишку живо заинтересовал, и мы поговорили о том, по каким причинам поезд может вдруг своевременно не остановиться.

И ещё Захар впоследствии неоднократно заговаривал о том, что хотел бы на том синем поезде поехать со мной в Минск. Съездим, внучок, во всяком случае, вполне серьёзно на это надеюсь. Очень мне хочется тебя сводить в Парк Челюскинцев… Город детства…

Ну а потом я повёз уставшего внука домой. Где он тут же начал рисовать вокзал. И синий поезд у перрона. Только маршрут следования попросил написать деда – что дед и выполнил…

.

О Захаре: https://starodymov.ru/?p=45248

Немного о трамвае: https://starodymov.ru/?p=38169

О Гиляровском: https://starodymov.ru/?p=27949

Романтика железных дорог: https://starodymov.ru/?p=43835

О снижении пассажиропотока на железной дороге: https://starodymov.ru/?p=37709

«Прощание славянки»: https://starodymov.ru/?p=28989

О Минске моего детства: https://starodymov.ru/?p=1985