Публикация, открывшая серию: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44912

Текст приведён в авторской редакции

СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ

Генерал-лейтенант Эдуард Георгиевич Островский – личность легендарная. Столько событий, сколько вместила его биография вполне хватило бы на десяток судеб. 70 лет за плечами храброго генерала. Горячие точки Афганистана и Чечни, служба в Закавказском военном округе. Закончил Ульяновское училище связи и Академию связи. В Вооруженных силах дослужился до начальника связи – заместителя начальника штаба Объединенных Вооруженных сил СНГ. После службы – заместитель министра Российской Федерации по связи и информатизации. Ныне – заместитель генерального директора ОАО “МегаФон” по реализации специальных программ. Грудь военного связиста украшают “Золотая Звезда Героя России”, два ордена Красной Звезды, ордена Мужества и Почета, другие боевые награды.

- Эдуард Георгиевич, читателям нашего издания интересно узнать, где начиналась ваша биография, ведь родились вы незадолго до начала Великой Отечественной войны?
– Родился я в Тбилиси в 1935 г. Ютились с мамой и двоюродным братом в подвале. В 1944 г. нас забрал в Херсон мой дядя, летчик-истребитель, списанный в запас после ранения. Жизнь тогда тяжелая была, с детства приходилось зарабатывать на кусок хлеба. Но это нас только закалило. Трудился на многих предприятиях Херсона. Консервный завод, литейный цех… Затем устроился в систему связи, стал учеником радиомастера. С той поры эта специальность захватила меня, и я посвятил ей всю свою жизнь. Безусловно, решающим моментом в моей судьбе стала срочная служба, где я получил специальность радиотелеграфиста, отслужил три года в Феодосии и уже в качестве заместителя командира взвода стал курсантом военного училища.

- Два года вы служили вместе с нынешним губернатором Московской области Героем Советского Союза генерал-полковником Борисом Всеволодовичем Громовым. Чем запомнилась та командировка в Афганистан?
- С командармом 40-й армии я познакомился будучи советником начальника связи – первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Афганистана. Два года службы, вплоть до вывода наших войск, вместили в себя множество событий. Сегодня идет много споров, нужно нам было туда входить или нет? Это решали не мы, за нас все определяли политики. Мы выполняли приказ и выполнили его до конца. Тот же Борис Всеволодович вывел армию практически без потерь. Было много всякого, но мне тот период жизни запомнился, прежде всего, простой, бескорыстной дружбой. Кстати, теплые дружеские отношения с Борисом Громовым поддерживаем до сих пор. А правительство Московской области является абонентом конфиденциальной сотовой связи “МегаФона”. Я благодарен ему за эту мужскую дружбу, рожденную в восьмидесятые. Пользуясь случаем, хотел бы передать слова благодарности за совместную работу всем, с кем пришлось в тяжелых условиях выполнять сложные задачи в Афганистане и других горячих точках.

– Эдуард Георгиевич, ваша предыдущая работа в Минсвязи, как, впрочем, и нынешняя должность – как бы продолжение военной службы. Ведь вам приходится вновь бывать в горячих точках Северного Кавказа, восстанавливать связь в Чечне. Как в первую военную кампанию, так и во вторую. И итог этой работы – орден Мужества и звание Героя Российской Федерации вы получили именно за мужество и героизм, проявленные при восстановлении связи в Чеченской Республике. Причем дважды награды вручал вам Президент России Владимир Путин…


- Собственно, к войне привыкнуть нельзя. Особенно, когда боевые действия разворачиваются на территории твоей страны. В первую чеченскую кампанию мы несли большие потери во многом и из-за того, что не была отлажена четкая связь между силовыми структурами. Переговоры велись в основном в открытую. И информация зачастую становилась легкой добычей боевиков. Вот почему в 2001 г., в соответствии с Указом Президента, было начато развертывание специальной федеральной подсистемы конфиденциальной сотовой связи. Первый фрагмент этой системы был развернут на территории Южного федерального округа в 2001 г. и начал активно использоваться силовыми структурами в ходе контртеррористической операции. Проект реализовывали Спецсвязь ФСО России, оператор сотовой связи ОАО “МегаФон” и ФГУП “Космическая связь”, которое обеспечивало спутниковый канал для соединения южного фрагмента подсистемы с основной сетью сотового оператора.

- Первый год был самым трудным. Приходилось заниматься не только восстановлением, но и строительством современных систем связи. Кто помогал вашей компании в этом процессе и как обеспечивались меры охраны?


- Действительно, начинать приходилось с нуля. Мне хочется сказать теплые слова признательности в адрес военных связистов, на плечи которых легла основная нагрузка в выполнении правительственной задачи по восстановлению сети связи, теле- и радиовещания в освобожденных районах Чечни. В успехе этой работы велика заслуга директора Спецстроя России генерала армии Николая Павловича Аброськина. Ведь именно в тот период шла реорганизация этой службы. И Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление связи, которое подчинялось раньше Министерству связи, переходило под руководство Спецстроя. Именно Аброськин оказал военным связистам необходимую поддержку и помощь. Она пришлась как нельзя кстати начальнику вновь созданного Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи генерал-лейтенанту Игорю Леонидовичу Шифрину, который личным примером показывал, как надо нести боевое дежурство, мужественно вел себя в экстремальных условиях. Да и его подчиненные, добровольно приехавшие в Чечню, среди которых было немало гражданских специалистов, не стушевались.
Уже на первом этапе было развернуто и введено в эксплуатацию девять станций. Они охватили Грозный, Гудермес, Аргун, аэропорт “Северный”, Урус-Мартан, Ачхой-Мартан и другие населенные пункты Чечни. Но основная работа началась, когда для круглогодичного боевого дежурства по обслуживанию передающих станций было создано подразделение из 17 человек. С появлением на севере республики мобильного железнодорожного комплекса “Метель” стала возможной оперативная работа. В соответствии с планом Федеральной программы на территории Чеченской Республики организовано строительство и техническое обслуживание сначала двух сотовых базовых станций, находящихся на горе Ястребиная и в населенном пункте Ханкала, а затем и радиорелейной линии на участке г. Грозный – гора Ястребиная. Затем была обеспечена доставка оборудования для других базовых станций сотовой связи. Организованно прошли строительно-монтажные и пуско-наладочные работы в населенных пунктах Ведено, Ножай-Юрт, Шатой, Итум-Кале и Курчалой с последующим проведением работ по техническому обслуживанию этих станций.

– Но, к сожалению, этот этап завершился тяжелой потерей человека, который внес существенный вклад в нормализацию жизни в Чеченской Республике. Что случилось в тот злополучный ноябрьский вечер в 2002 г.?


- 15 ноября 2002 г. в Чеченской Республике случилось непоправимое. Террористы убили генерал-лейтенанта Игоря Шифрина, который больше, чем любой другой военачальник, имел право заявить простым людям: “Я пришел к вам с миром”. В мятежной республике генерал бывал часто. И после каждой его командировки где-то начинали работать телефоны, в квартирах оживали радиоприемники, загорались телеэкраны.
В микроавтобусе “Баргузин”, в котором Игорь Леонидович выехал из штаба Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, находилось пять человек. Следом шла “Нива” с охраной. Засада ждала в полуразрушенной пятиэтажке на Ханкалинской улице Грозного, одной из тех, откуда недавно боевики подбили из переносного зенитно-ракетного комплекса заходивший на посадку вертолет Ми-8. Шквальный огонь по “Баргузину” велся из тех же окон. Генерал успел лишь скомандовать: “Все на пол!” Сам залечь не успел – пытался вместе с охраной организовать отпор нападающим. Одна из трех автоматных пуль, попавших в Шифрина, вошла в спину и застряла в сердце. Засада, по версии следователей, была устроена заранее: побывавшие на месте преступления оперативники обнаружили следы нескольких тщательно оборудованных боевых позиций, с которых хорошо просматривалась трасса следования кортежа. И все-таки на ту роковую засаду, автомобиль мог и не нарваться, вылети Игорь Шифрин вместе со специалистами сотовой связи вовремя из Чкаловского. Но в тот день все было против генерала. Он сильно нервничал, боясь опоздать на серьезную встречу, рейс из-за плохой погоды несколько раз переносился, и я предложил Шифрину отложить командировку на пару дней. Тем более сам туда собирался. Но он отказался, и бандитская пуля в тот злополучный вечер выбрала именно его. Через месяц Игорю Леонидовичу исполнилось бы пятьдесят… Склоняю голову и выражаю глубокое соболезнование всем родным и близким, не дождавшимся своих детей, мужей, братьев, героически погибших, выполняя свой служебный долг на благо нашего Отечества.

– Эта потеря, к сожалению, оказалась не первой и не последней. А что делается, чтобы исключить эти потери полностью?


- Не все зависит от нас. Обстановка на Северном Кавказе остается напряженной, поэтому мы соблюдаем максимум осторожности, чтобы исключить возможность новых трагедий. И, кстати сказать, наша конфиденциальная связь отвечает всем мерам безопасности. Ведь мобильная связь сегодня – это не только одно из самых удобных средств общения человека, но и мощное средство управления государственными институтами, экономикой страны, межгосударственного общения. Одновременно с расширением областей использования сотовых сетей связи все более актуальными становятся вопросы защиты информации, передаваемой в этих сетях.

– А что собой представляет специальная Федеральная подсистема конфиденциальной сотовой связи стандарта GSM?


- Эта подсистема содержит в своем составе два компонента. Первый обеспечивает предоставление услуг конфиденциальной сотовой связи гарантированной стойкости высшим органам государственной власти и силовым структурам. Услуги предоставляет специальный оператор подсистемы совместно с ОАО “МегаФон”. Причем услугами можно пользоваться в роуминге везде, где есть сети связи любого сотового оператора, в том числе и за рубежом. Эта часть подсистемы предназначена для обмена информацией, составляющей государственную тайну. А в другом компоненте “МегаФон” также по всему миру предоставляет услуги конфиденциальной сотовой связи предприятиям и организациям различных форм собственности – бизнес- структурам. Все это подтверждает мысль, что наша конфиденциальная сотовая связь является очень удобным и надежным средством взаимодействия между различными силовыми и правоохранительными структурами. Это – МВД, ФСБ, ФСО, Минобороны и другие. Безусловно, такие меры безопасности наших людей идут только на пользу обществу.
.

Борис Громов: https://starodymov.ru/?p=25939

Интересный эпизод об организации связи в Афганистане: https://starodymov.ru/?p=41610

О слабой организации взаимодействия между силовыми структурами во время событий на Северном Кавказе: https://starodymov.ru/?p=421

Николай Аброськин: https://starodymov.ru/?p=44877