Публикация, открывшая серию: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44898

Текст приведён в авторской редакции

ГЕНЕРАЛ МИРНОЙ ПРОФЕССИИ

В ноябре 2002 года в дружный спецстроевский коллектив пришла беда – в Чечне погиб начальник Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи генерал-лейтенант Игорь Леонидович Шифрин. Я его знал давно и ко мне он относился с симпатией, постоянно  помогал профессиональными советами и житейским опытом. И даже, чтобы  поехать в его родную часть в Норильск, я сначала обратился к Шифрину, а уже потом к начальнику Спецстроя России генерал-полковнику Николаю Павловичу Аброськину. И этот своеобразный «ход конем» сыграл решающую роль в моей командировке. И я, конечно, был благодарен Игорю Леонидовичу за те минуты, которые он посвятил перед поездкой нашему общению, а затем и в написании, и редактированиии  материалов о воинах-связистах, которые были опубликованы в ряде центральных изданий, в том числе, и в «Красной звезде». А к 65-летнему юбилею ВЭВУС мной была издана книга, посвященная славному боевому пути фронтовиков и нынешним будням воинов-связистов, которую Игорь Леонидович уже не увидел, но во многом, именно благодаря его титаническим стараниям и огромному желанию, она вышла в свет и получила высокую оценку как коллег-профессионалов, так и широкой общественности.

С детства, как любой мальчишка, Игорь Шифрин мечтал стать летчиком. И хотя в роду у них никогда не было военных, он наиболее отчетливо представлял себя сидящим за штурвалом именно военного самолета. После школы поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков. Казалось, сбывается заветная мечта. Но строгие правила медиков после двух лет учебы поставили крест на полетах. По состоянию здоровья он был списан с летной работы и отчислен из училища. Но Игорь не мог себя представить без погон. Уже на следующий год он стал курсантом Житомирского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. А с 1975 года у лейтенанта Шифрина началась блестящая карьера военного связиста.
Семья у Игоря Леонидовича самая обычная. Отец и мать – Леонид Владимирович и Мария Ивановна – сейчас на пенсии, проживают в Киеве. А тогда, 16 декабря 1952 года, у них в Житомире родилась тройня: вместе с Игорем на свет появились Олег и Ольга. Декабрь вообще в биографии Шифриных был показательным – дни рождения шли чередой. 15 декабря – у Марии Ивановны, 16 декабря – у Игоря Леонидовича и детей. А 17 декабря именины у жены генерала, Натальи Владимировны.
Впрочем, собраться вместе практически не удавалось. Вся офицерская служба проходила вдали от родных мест – на Крайнем Севере. Тикси, Магадан, Воркута, Норильск…
– Он на Севере исходил все тропинки, – рассказывает первый заместитель начальника Спецстроя России генерал-лейтенант Михаил Лейбман. – В жестких бытовых условиях, в суровую стужу, когда до ближайшего населенного пункта 300 – 400 километров. Но так ковался характер этого незаурядного человека. Полтора десятка лет, проведенных в тундре, говорят служивому человеку о многом.
Именно Игорь Леонидович  настоял на моей командировке в Норильск, в часть, где он командовал радиорелейным узлом несколько лет. Чтобы убедиться в том, чем Север притягивает сердца мужественных людей, мне понадобилось всего четыре часа. И из пышущей всеми красками весны Москвы я оказался на тридцатиградусном морозе, окутавшем вечерний Норильск. Это для нас, живущих на «материке», привычно, что каждое время года укладывается в три месяца. У норильчан счет свой – идет на дни. 80-100 дней падает снег, в среднем 244 дня, и не тает вовсе, даже летом. Да и выпасть может в любой из остальных 112 дней. И особенные северные морозы, когда в один миг исчезает все вокруг и ты окунаешься в кромешную тьму – царство полярной ночи.
Вот в каких условиях несут боевую вахту военные связисты. А ведь именно при активном участии офицера Шифрина формировались эксплуатационные воинские части, обеспечивающие содержание и обслуживание тропосферной радиорелейной линии «Север» протяженностью 14 тысяч километров. Военно-строительными отрядами ВЭВУСа было построено и введено в эксплуатацию большое количество междугородних радиорелейных и кабельных линий связи, городских телефонных связей, объектов гражданского строительства, которые использовались не только в интересах Минсвязи, но и других министерств и ведомств, в том числе и силовых. К самым крупным относятся кабельные магистрали Магадан – Якутск, Москва – Ростов, Тольятти – Одесса, Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, радиорелейная линия вдоль БАМа, сетевые узлы связи в Комсомольске-на-Амуре, на Камчатке, в Южно-Сахалинске.
И еще хотелось бы рассказать об одной задаче, которую выполняли недавно подопечные генерала Игоря Шифрина. После прошлогоднего наводнения в Якутии вопросы строительства жилья находились под пристальным вниманием Президента Российской Федерации. Когда был завершен жилой комплекс и первые жители Ленска въехали в новые квартиры, было решено организовать в августе 2001 года видеомост для проведения совещания между Президентом России и членами правительства с министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергеем Шойгу, находящимся на месте событий в Ленске.
Такая акция вообще проводилась впервые в России и транслировалась не только по государственным каналам, но и многими мировыми средствами массовой информации. Буквально за сутки лучшими специалистами ВЭВУСа полковником Сергеем Зудиным, капитаном Александром Зерновым и прапорщиком Владимиром Дусенцовым и тремя служащими из ФГУП «Космическая связь» техника была доставлена спецрейсом на Ил-76 из Дубны в Мирный. А затем на вертолете Ми-26 – в Ленск. В течение шести часов станция была смонтирована, подключена связь, а через два дня без сбоев был проведен уникальный телемост. И больше всего телевизионная новинка понравилась Президенту России Владимиру Путину, который поблагодарил военных связистов за четкую и оперативную работу.
Чечня стала особой страницей в биографии Шифрина. Летал он туда довольно часто. Благодаря ему пару лет назад на севере республики появился мобильный железнодорожный комплекс «Метель». Это так называемый бронепоезд, который состоит из нескольких вагонов: вагон-передатчик, вагон-студия, энерговагон, спальный вагон. Более 20 станций спутниковой связи сегодня работают в Чечне, что позволяет покрывать теле- и радиовещанием всю республику. В свою последнюю командировку генерал-лейтенант Игорь Шифрин поехал, чтобы разрешить окончательно все формальные вопросы, возможные в связи с вводом двух сотовых базовых станций, находящихся на горе Ястребиная и в Ханкале, а также радиорелейной линии на участке Грозный – гора Ястребиная.
На засаду автомобиль, в котором ехал Игорь Леонидович вместе со специалистами сотовой связи, мог и не нарваться, вылети он вовремя из Чкаловского. Но в тот роковой день все было против Шифрина: рейс постоянно откладывался из-за плохой погоды, все валилось из рук. И даже бандитская пуля выбрала именно его…
И вот еще перст судьбы. Похоронили кавалера ордена «За военные заслуги» и ордена Почета генерал-лейтенанта Игоря Леонидовича Шифрина на Новолужеском кладбище в Химках. Том самом, где многие годы находят свой последний приют погибшие летчики-испытатели завода имени Лавочкина. Рядом с могилой 25-летнего капитана ВВС…

16 декабря 2002 года ему исполнилось бы 50. На его рабочем столе так и остался лежать список с пригашенными гостями на праздничный вечер…
Шифрин стал четырнадцатым генералом, погибшим в Чечне. Указом Президента России за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, генерал-лейтенанту Игорю Леонидовичу Шифрину присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

.

Николай Аброськин: https://starodymov.ru/?p=44877

ЖВВКУРЭ: https://starodymov.ru/?p=27684