12 февраля 1984 года – умерла «царевна Анастасия»,
авантюристка, выдававшая себя за дочь Николая II и Александры Фёдоровны.
Оговоримся сразу: история знает самозванцев куда больше, чем чудесно спасшихся от расстрела (повешения, четвертования, гильотины, аутодафе) обречённых. Хотя, конечно, всякое могло случиться, и всё же здесь – не тот случай; во всяком случае, лично я так считаю.
Впервые об истории, которую я хочу рассказать, я прочитал в сборнике «Выдающиеся женщины» (или примерно так: у меня её кто-то «зачитал»). Конечно, как любителя истории, она не могла оставить меня равнодушным. И потому я начал искать источники.
И по фактам, изложенным в разных исторических книгах, сложилась вот какая картинка. Вполне возможно, не в полной мере отражающая действительность. Но всё же лучше рассказать историю, пусть и с невольными ошибками, чем замолчать её, оставив заинтересованных людей в неведении.
Так вот, история «Анастасии» – девицы, выдававшей себя за дочь Николая II.
Известно, что отрекшегося от короны (а заодно и от ответственности за вверенный ему правом рождения Отечества) бывшего царя Николая Александровича с женой Александрой Фёдоровной, детьми и несколькими сохранившими верность им до конца приближёнными расстреляли в подвале т.н. Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А затем обезображенные кислотой тела вывезли за город и сбросили в шахту…
Жуткая история, множество раз описанная и пересказанная…
Однако она вдруг получила нежданное продолжение.
Несколькими годами позднее по Европе разнеслась сенсационная весть: объявилась некая девушка, назвавшаяся чудесно спасшейся дочерью Николая Александровича Анастасией. Её доподлинно известная биография начиналась с того, что 17 февраля 1920 года в Берлине полицейский спас женщину, которая пыталась как-то уж очень неправдоподобно утопиться в каком-то городском водоёме. На допросе в полицейском участке она назваться отказалась… И девушку закономерно отправили в психиатрическую лечебницу под псевдонимом, который на русский можно перевести как «Не помнящая родства».
Проведя в «доме скорби» некоторое время (года два, вроде как) неизвестная вдруг назвалась «царевной Анастасией», которая чудом спаслась в ту роковую ночь расстрела в подвале Ипатьевского дома. Ей никто не поверил; что вполне закономерно, особенно если учесть попытку суицида. Да и потом: мало ли кто и кем себя называет в лечебных учреждениях подобного типа!.. (Помните?.. «Где у нас прокурор? – В палате, где раньше Наполеон»…). Казалось бы: ситуация очевидна, и оставаться девушке там же в качестве «неизвестной».
Ан не тут-то было!.. Весть о «спасшейся» вырвалась наружу, и оказалась очень востребованной в эмигрантской среде. Именно с этого момента вокруг этой персоны начала раскручиваться затянувшаяся на много лет эпопея.
Многочисленная родня казнённого отрекшегося царя созывала съезды, на которых вполне серьёзно обсуждали вопрос, признавать ли самозванку. Тут ведь всё просто: эмиграция нуждалась в персоналии, которую можно провозгласить легитимной наследницей престола. Ни один из представителей многочисленного рода Романовых, выехавших за границу в результате Гражданской войны, на это право особо претендовать не мог – кто-то по причине слишком дальнего родства, ну а кто-то потому, что в своё время приветствовал падение монаршей династии и летом 1917-го щеголял с красным бантом.
Напомню свою точку зрения: поскольку ни один из родственников Николая Александровича не попытался принять на себя царский титул в трагические для Родины времена, претендовать на него в спокойной (пусть и относительно в ту пору) Европе – да кто ж тебя признает!.. Едва ли не единственный Романов, кого могла бы признать за наследника престола эмиграция, пользовавшийся относительно других родственников некоторым авторитетом Николай Николаевич (Младший), оказавшись на чужбине, в политическую возню не вмешивался, и свою деятельность сосредоточил на посильной помощи изгнанникам. Да и жить ему оставалось не так много…
Среди остальных представителей династии ни одного по-настоящему серьёзного деятеля и не привести. Вспомним соответствующий фрагмент фильма про приключения «неуловимых» за рубежом – пусть эпизод гротескно-бутафорский, да только по сути-то верный: за право именоваться «царём в изгнании» могли бороться только такие вот несерьёзные лидеры клановых группировок.
Появление более или менее легитимной «царевны» вполне могло бы примирить между собой значительную часть эмиграции.
Могло бы – но не примирило! Оно ж и в самом деле: как признавать наследницей российского престола особу, которая регулярно оказывалась в психиатрической лечебнице?..
В моём представлении показательным является тот факт, что об «Анастасии» я не нашёл упоминаний в дневниках вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, которые читал довольно внимательно. Мать непутёвого Николай Александровича тщательно отслеживала судьбы своих потомков и родственников, описывает как достоверные факты о их злоключениях, так и неподтверждённые слухи: скрупулёзно собирала даже намёки на спасение его и его близких. Но о спасении кого бы то ни было из внучек не упоминает даже намёком. В интернете подробно рассказано, как по поручению Марии Фёдоровны на опознание «Анастасии» ездил Алексей Волков, приближённый и доверенный Николая II, тот самый, кого обречённый экс-царь отправил с каким-то поручением буквально за несколько суток до казни… Но у самой Марии Фёдоровны в дневниках об этом нет ни намёка.
Повторю: для меня это является показательным фактом, ибо Дневники Марии Фёдоровны я считаю неоспоримым документом.
Исторические справки приводят немалый список эмигрантов, в том числе, тех, кто некогда лично знал истинную Анастасию; и ни один (ни одна) из тех, кто навещал несчастную в клинике для душевнобольных, не опознал в ней покойную безоговорочно. Конечно, и время прошло, и юная девушка могла повзрослеть, всё так!.. Но ведь и она мало кого опознала – так, чтобы бесспорно!..
О несомненной гибели истинной царевны Анастасии свидетельствуют руководитель казни беспощадный Яков Юровский, скрупулёзный следователь Николай Соколов, британский лорд Луис Маунбеттен, близкий родственник казнённых, который занимался изучением обстоятельств случившегося, другие заинтересованные лица… Свидетельства о её чудесном спасении выглядят несерьёзно.
Что же касается самой «цесаревны Анастасии», то она издала книгу с изложением своей легенды – чудесного спасения и мытарств… Да только не слишком убедительно та книга описывала приключения несчастной.
Не скрою: лично меня по-настоящему интересует только один вопрос – «Анастасия» искренне пыталась примерить на себя одёжи «княжны Таракановой», или же её письмена стали следствием психических галлюцинаций?..
Как бы то ни было, частично своей цели девушка достигла. У неё в эмигрантской среде оказалось сколько-то сочувствующих. В частности, её материально поддерживал Сергей Рахманинов – этот добряк многим помогал на чужбине.
Ну и как ни улыбнуться, когда читаешь о том, что «чудесно спасшаяся Анастасия» встречалась с «чудесно спасшимся Алексеем», самозванным «сыном» Николая Александровича. Сразу вспоминаются «брат Ося» Юрский с «братом Колей» Куравлёвым… Впрочем, по «царевичу» в эмигрантской среде вопросов не возникло – его самозванство не вызвало никаких сомнений; данный «царевич» известен как Михаил Голеневский. Позднее «Анастасия» встречалась и с дочерью «старца» Григория Распутина Матрёной…
Дальнейшая судьба нашей героини изобилует многочисленными поворотами судьбы.
В конце концов её выписали из лечебницы. «Анастасия» недолгое время проживала у знакомых – то у одних, то у других; но отовсюду ей вскоре приходилось уходить из-за её же тяжёлого характера, вполне объяснимого болезнью. При этом её регулярно обследовали разные врачи, как немецкого, так и русского происхождения – это несомненно способствовало их популярности. На мой взгляд, то обстоятельство, что регулярно среди заинтересованных лиц разносились сенсационные слухи о том, что «Анастасия» вдруг вспоминала те или иные факты своей биографии, вполне объяснимы именно их сенсационностью, столь выгодной и для эскулапов, и для любителей эпатировать слушателей.
Пересказывать дальнейшую жизнь «Анастасии», наверное, нет необходимости. Если предельно кратко, то в её протяжённой последующей судьбе можно выделить несколько ключевых моментов.
Кто-то из Романовых её признавал, или по меньшей мере допускал её принадлежность к фамилии – свою версию, почему это происходило, я уже изложил: эмигрантские круги нуждались в консолидирующем начале. Кто-то из состоятельных знатных особ Европы и Америки считал престижным помогать ей, и даже оплачивать лечение в фешенебельных клиниках. Кто-то предоставлял ей кров и стол, но впоследствии неизбежно выставлял её за дверь по причине её характера и болезни. У неё нашлись помощники и доброхоты, которые стремились содействовать во вступлении в права наследницы престола, в надежде (надо полагать) получить доступ к царским счетам в зарубежных банков (буде таковые обнаружатся). Ну а кто-то – мир, сколь ни зубоскаль по этому поводу, всё же не без добрых людей – вполне искренне сочувствовал несчастной, которой взрывной волной на фабрике динамита бабахнуло по голове так, что она возомнила себя царской дочкой…
По наиболее вероятной версии, настоящее имя псевдо-Анастасии – Франциска Шанковска, она полячка, и в молодости получила тяжёлую производственную травму головы. Впоследствии известна под именами Анастасия Чайковская, Манахан, Анна Андерсон.
Она скончалась 12 февраля 1984 года в США от воспаления лёгких. Тело её кремировали… И теперь даже у самых ярых сторонников версии, что данная авантюристка и в самом деле принадлежала к роду Романовых, не может получить подтверждения.
Как уже сказано выше, лично я не верю к то, что данная несчастная и в самом деле была дочерью Николая. Но для заключительной фразы публикации моё отношение к данной версии не имеет отношения. Ибо кем ни бы оказалась она, судьба выпала человеку незавидная.
.
Расстрел Николая Александровича и его близких: https://starodymov.ru/?p=27351
О самозванцах: https://starodymov.ru/?p=44349
О претендентах на роль «царя в изгнании»: https://starodymov.ru/?p=38124
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна: https://starodymov.ru/?p=29223
Княжна Тараканова: https://starodymov.ru/?p=41457
К записи "Мой календарь. “Царевна Анастасия” – сознательная самозванка или несчастная жертва душевной болезни?" пока нет комментариев