1 сентября 1983 года – на Дальнем Востоке сбит южнокорейский «Боинг».

Надо же, случится же такое!.. Я подготовил данную публикацию своевременно, к 1 сентября. А потом по каким-то причинам мой друг по имени Склероз решил подшутить, и я не выставил текст. Что делаю теперь, пусть и с опозданием.

Ровно сорок лет назад в воды Татарского пролива у южной оконечности острова Сахалин рухнул пассажирский «Боинг» южнокорейской авиакомпании – его сбила ракета, выпущенная с советского истребителя-перехватчика. На борту лайнера находилось 269 человек; все они погибли. Эхо этой трагедии отозвалось по всему миру: ещё бы – столько совершенно ни в чём не повинных жертв запущенной Черчиллем, официально необъявленной, но столь горячей «холодной войны»!..

Прежде, чем поведу речь дальше, хочу особо подчеркнуть: мне искренне жаль погибших. Когда я представляю, что они могли испытать в те минуты, пока самолёт падал, искренне желаю, чтобы разгерметизация салона произошла в первое же мгновение, и все погибли сразу – настолько кошмарно это падение. В Сети имеется список стран, граждане которых нашли кошмарное упокоение на дне студёного моря; так вот, для меня этническая принадлежность каждого не имеет никакого значения. Это – люди!.. Живые тела, наделённые разумом, прибежища души, способные чувствовать, переживать, любить…

Каждый из них хотел жить! И я искренне сопереживаю каждому погибшему. Даже шпионам, которые находились на борту. Равно как сочувствую всем родственникам, не дождавшимся близких из того рокового полёта.

Это – главное.

Но речь всё же я поведу о другом.

А именно: мне искренне жаль подполковника Геннадия Осиповича – лётчика советского истребителя, который выпустил ракеты по этому гражданскому «борту». Геннадий Николаевич поступил абсолютно и бесспорно правильно; к тому же он выполнял чёткий и недвусмысленный приказ командования… Однако ему всю оставшуюся жизнь пришлось нести в душе этот груз – осознание, что от его руки погибли 269 человеческих душ. Кто бы что сегодня ни говорил, ни писал про него, а только не поверю я, что не грызло его душу сомнение – а правильно ли он тогда поступил, нажимая боевую кнопку…

В условиях «холодной войны» советские самолёты и средства ПВО не раз «по-боевому» сталкивались с авиацией США и их союзников. Считается, что таких инцидентов имело место более сорока. При этом, поскольку «наши заокеанские партнёры» объективно проводили более активную и агрессивную политику против нашей страны, чаще вторгались в воздушное пространство СССР, и сбивали их чаще. Интересующиеся вопросом читатели легко найдут в Сети подробную информацию по этому поводу.

Однако все без исключения предыдущие случаи происходили с военными самолётами, или же самолётами, специально задействованными для производства разведки. Несколько сбитых советских самолётов также относились к Военно-воздушным силам.

Случай от 1 сентября 1983 года – совершенно иной. Здесь под советские ракеты попал именно мирный гражданский пассажирский самолёт. Потому и резонанс от трагедии оказался столь громким.

Версий о том, как так могло случиться, имеется несколько. Но лично у меня нет сомнения – имела место провокация, наглая и откровенная провокация спецслужб тех самых уже упоминавшихся «наших заокеанских партнёров». Конечно, в принципе мог случиться и некий катастрофический сбой в навигационной технике, который увёл лайнер далеко от курса… Допустим даже, что неким непостижимым векторам случайности удалось проложить новый курс непосредственно над секретными и абсолютно закрытыми для иностранных самолётов объектами… И что ни американский самолёт-разведчик, сопровождавший злополучный лайнер, ни наземные станции сопровождения не подсказали корейским пилотам об опасной ошибке; или же эти сигналы не были услышаны…

Не верится в такое немыслимое совпадение случайностей!.. И всё же – предположим их.

Но пилоты не могли не обратить внимание, что вокруг них крутится советский истребитель, который подаёт все предписанные международными законами сигналы, требующие покинуть воздушное пространство чужой страны. Тем более, что оба пилота корейского самолёта раньше служили (внимание!) в военно-воздушных силах, и прекрасно понимали, чем может грозить подобное нарушение. Но они не реагировали на сигналы, не меняли курс, с необъяснимой никакой логикой упёртостью буравля небо именно там, где это делать запрещено…

Вот этого я никак не могу понять: они же – военные, пусть и бывшие, пилоты – после предупредительной пушечно-пулемётной очереди по курсу их движения не могли не понимать, что может произойти дальше!.. Что следующий шаг истребителя – огонь на поражение!.. Надеялись, что уже почти дотянули до отрытого моря, и что опасность миновала?.. Не знаю, не могу понять – тем более, с поправкой на условия международной обстановки той поры.

В любом случае, Геннадий Осипович получил приказ на уничтожение нарушителя, и выполнил его.

Мои сверстники, люди моего поколения, несомненно, помнят описанную историю. Но все ли помнят также и о том, что случилось в том же регионе несколькими месяцами ранее?.. Тогда американские боевые самолёты имитировали воздушную атаку одновременно на несколько советских объектов и населённых пунктов на Тихоокеанском побережье, словно отрабатывали свои действия на перспективу. У советских берегов патрулировали несколько авианесущих групп американского флота… И вообще в ту пору у границ Советского Союза происходило немало событий, которые иначе как провокациями не назовёшь.

Вновь повторю мысль, приведённую уже выше: сомневающимся достаточно заглянуть с соответствующим запросом во всемирную информ-паутину…

В связи с нагнетанием международной напряжённости Советское правительство за полгода до описываемых событий приняло Закон о государственной границе СССР, в котором недвусмысленно оговаривалось право государства на защиту своих рубежей всеми методами, вплоть до применения оружия – документ совершенно открытый, не секретный, о котором не могли не знать соответствующие чиновники от спецслужб противостоявшего лагеря…

Если суммировать всё сказанное, в очередной раз повторю свою мысль: Против Советского Союза совершили провокацию, и советский лётчик, применяя оружие, поступил совершенно правильно и законно, ибо как военный человек, нёс ответственность за безопасность Отчизны.

Вспомним событие, свершившееся чуть позже – такой же провоцирующий полёт Руста; к чему он привёл?.. К грандиозной чистке генералитета Советских Вооружённых сил.

…Вскоре после инцидента Геннадия Осиповича перевели для дальнейшего прохождения службы в Армавир.  Только там, спустя год офицер получил награду – орден Красной Звезды.

И вот ведь что показательно: фамилия Осиповича значилась в Указе не за данный инцидент, а стояла в общем списке «за успехи в боевой подготовке»… Право, не знаю даже, как к данному решению нашего правительства отнестись. С одной стороны, человек выполнил боевую задачу, руководствуясь государственным Законом и приказом командования, уничтожив самолёт-нарушитель Государственной границы своей страны. Если рассматривать ситуацию с данной колокольни, то скромной Звёздочки – маловато будет. Но с другой стороны, сбит гражданский «борт», погибли невиновные люди, и тем самым нанесён серьёзный урон престижу государства, вражеской пропаганде вручён в руки убийственный козырь, крыть который трудновато… Если взглянуть на ситуацию под этим углом?..

Вот и попытались отыскать наградные структуры соломоново решение. На мой взгляд, попытка оказалась неуклюжей…

Финал службы у Геннадия Николаевича получился какой-то странный. Как-то ему довелось участвовать в перегоне боевых самолётов в Средней Азии. И в районе Мары именно у его самолёта вдруг проявилась недозаправка топливом – машина попросту недотянула до авиабазы. Истребитель рухнул в пустыне… Пилот успел катапультироваться… Однако при приземлении получил травму – общеизвестно, что лётчики прыгать с парашютом, как правило, не очень любят, а потому соответствующими навыками приземления в должной степени обладают не всегда… После излечения Осиповичу пришлось сначала перейти в наземные службы обеспечения полётов, а затем и вовсе уволиться из Вооружённых сил.

Человек, далёкий от военной авиации, я не знаю, насколько часто такое случается: у истребителя во время планового полёта по хорошо известному маршруту вдруг неожиданно для пилота заканчивается керосин, а он об этом узнаёт в последний момент. Лично у меня это вызывает недоумение…

На пенсии Геннадий Осипович подрабатывал в охране – что не редкость для военного отставника советской поры. Однако с наступлением гласности за ним началась подлинная охота со стороны СМИ, которые стремились заполучить информацию по вызывающим вопросы фактам советской эпохи. В результате человека не так чтобы очень молодого буквально осаждали – претендовали на то, чтобы он вновь и вновь пересказывал воспоминания о событиях той ночи первого сентября 1983 года…

По большому счёту, я могу понять коллег-журналистов… Однако мне – в очередной раз приходится повторяться – от души жаль отставного офицера. Есть люди, которые сами ищут скандальной славы – насколько я понимаю, Геннадий Осипович к ней не стремился.

В сентябре 2015 года его жизненный путь завершился… От всей души: покоя праху его, мир его памяти!

…Вот такая история приключилась сорок лет назад на дальневосточных окраинах нашего государства. И такова судьба человека, который выполнил воинский долг, и в результате случилось то, что случилось, и о чём шла речь выше. По сути, он также стал жертвой той трагедии… Хотя допускаю, что кто-то из читателей с этим моим утверждением и не согласится. Но тут уж каждый волен считать по-своему.

.

Про склероз: https://starodymov.ru/?p=42403

О воздушном таране на реактивном самолёте, который совершил Геннадий Елисеев (надо ж как совпало – оба Геннадии): https://starodymov.ru/?p=44140

Можно ли на войне убивать невинного: https://starodymov.ru/?p=24389

Провокация Матиаса Руста: https://starodymov.ru/?p=37946