28 ноября 1973 года – совершён первый в истории воздушный таран на реактивном самолёте.

В этот день в 1973 году капитан Геннадий Николаевич Елисеев на реактивном сверхзвуковом самолете МиГ-21СМ таранил иностранный самолёт, нарушивший Государственную границу СССР. Это был первый таран в истории сверхзвуковой авиации.

28 ноября 1973 года капитан Елисеев, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа, нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. Самолёт F-4 «Фантом» ВВС Ирана нарушил Государственную границу СССР в районе Муганской долины. По команде с КП Геннадий Елисеев вылетел на перехват самолёта-нарушителя. С земли поступил приказ: «Цель уничтожить!». Елисеев пустил две ракеты, но обе прошли мимо цели, вроде как введённые в заблуждение отстреливаемыми тепловыми ловушками. Между тем, с КП требовали пресечь полёт противника любой ценой. Капитан Елисеев ответил: «Выполняю!».

Выполняя приказ, лётчик попытался пойти на таран и крылом своего истребителя нанёс удар по хвостовому оперению нарушителя. Вражеский экипаж (в составе американского инструктора и иранского лётчика) катапультировался и был задержан на земле пограничниками. Получивший повреждения самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб.

Капитану Елисееву за совершённый подвиг присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Приведённая выше справка составлена на основании нескольких официальных информационных сообщений о событиях полувековой давности. Вроде как всё более или менее ясно.

Однако, когда я при подготовке данной публикации погрузился в источники, оказалось, что в деле столько нестыковок, что диву даёшься. Допускаю, что где-то есть некий документ, который чётко и ясно рассказывает о том, что же произошло в небе Закавказья в тот ноябрьский день; но я его не нашёл. Потому и расскажу о вопросах, которые у меня сформировались при работе с другими источниками, как я понимаю, тоже умозрительными.

Итак, по порядку.

Прежде всего, меня интересует вопрос, справедливо ли моё ощущение, что нет на нашем Земном шарике страны, воздушное пространство которой нарушалось бы большее количество раз, чем СССР.  Несколько самолётов наши системы ПВО уничтожили –американский разведчик, который пилотировал Френсис Пауэрс, несчастный южнокорейский «Боинг»… Но это только наиболее известные случаи – реально в воздушное пространство СССР вторжений насчитываются десятками. Как тут ни вспомнить героиню великолепного фильма «Любовь и голуби», которая на любовном свидании вдруг начинает клеймить империалистов: чего они, мол, к нам всё лезут и лезут… И ведь в самом деле – лезли ведь!..

В том же Закавказье провоцирующие нарушение советского неба иранские самолёты осуществляли неоднократно. Каждый раз в ответ включалась вся система ПВО региона, и разведывательная аппаратура сопредельного государства скрупулёзно фиксировала работу советских радаров…

Но вот оказывается, что подобных нарушений насчитывалось немало, но в историю попал именно этот.

О том, что с иранского аэродрома взлетел очередной самолёт и уверенно направился к советской границе, советские посты ПВО зафиксировали и известили своевременно. Равно как и о том, что вражеский самолёт пересёк границу воздушного пространства СССР. До этого момента как-то всё складывалось нормально и укладывалось в привычную схему. А вот дальше…

На станции ПВО, которая «вела» «борт»-нарушитель, вдруг отключилось электричество, и она «ослепла». В результате случившегося сопровождение нарушителя пришлось брать другой станции, специалисты которой проявили совершенно непонятную некомпетентность. Насколько я, совершенно сухопутный человек, на аэродромах «на всякий случай» дежурит звено, т.е. два перехватчика. А тут оказался один, который вылетел на столь ответственное боевое задание в одиночку. Пилот выпустил две ракеты, но они обе ушли мимо цели – по официальной версии потому, что самолёт-нарушитель отстреливал тепловые ловушки. Допустим. Но на самолёте МиГ-21 имелась пушка – пилот ею не воспользовался по причине непонятной, о чём пойдёт речь чуточку ниже. «земля» потребовала уничтожить нарушителя любой ценой, и Геннадий Елисеев таранил его…

Уже даже на беглый взгляд бросается в глаза количество несуразностей, скопившихся в предыдущем абзаце. Едва не к каждому приведённому абзацу можно вспомнить сакраментальное «Не верю!»…

По порядку. Может ли такое случиться, что именно в момент пересечения воздушной границы страны на ближайшей станции слежения отключится электричество?.. Каждый из нас уверенно скажет: что в реальной жизни может приключиться всё что угодно, и случайность совпадения отрицать не приходится.  Но тут есть нюанс. На подобных объектах непременно имеются дублирующие системы питания, которые срабатывают автоматически. Если таковая не сработала, это или чей-то злой умысел, или чьё-то разгильдяйство – как тут ни вспомнить грозное: «У каждого происшествия есть имя, фамилия и должность».

Ну ладно, случилось. Но дальше – новая непонятка!.. Сопровождение ситуации берёт на себя другая станция. На которой, как оказывается, дежурная смена советской станции ПВО не знает о советском перехватчике самого главного – что это за самолёт, какое оружие несёт на борту, и каковы его боевые возможности.

Между тем, это принципиально!.. На борту самолёта имелась пушка. Почему Елисеев не стал стрелять из неё?.. Версий, которые опубликованы в документах, две – и обе на грани абсурда. Первая: поскольку наземный комплекс не разобрался, какой именно истребитель находится в воздухе, с командного пункта не последовало команды открыть из пушки огонь – дежурный попросту не знал, что таковая пушка на борту имеется. Вторая версия состоит в том, что пушка оказалась неисправной… На мой взгляд, обе выдерживают критики. Знала «земля» о пушке или не знала, не имеет значения – какая разница: боевая кнопка расположена под рукой пилота, и на открытие огня ему подтверждения уже не требовалось. И второе. Как это могло случиться, что пушка оказалась неисправной?.. На самолёте боевого дежурства? Товарищи военные лётчики, такое возможно?.. Признаться, сомневаюсь.

Ну и едва ли не самое главное.

Публикацию я начал с тезиса, что воздушное пространство СССР вражеские самолёты нарушали не раз. Но только в нескольких случаях принималось решение сбить нарушителя. Чем данный полёт отличался от других?.. Признаться, не знаю. Но допустим, что ситуация требовала это сделать здесь и сейчас. Вопрос: кто персонально принял такое решения, кто персонально отдал приказ «уничтожить любой ценой», зная, что МиГ безоружен? По сути, приказ можно расценивать как команду на самоубийство – в мирное время, без сколько-нибудь доказанной угрозы для страны.

Плёнка с переговорами командного пункта с пилотом считается непонятно как утерянной. Верим мы в это?.. Но при этом по Сети бродит множество взаимоисключающих ссылок на ту самую якобы утерянную плёнку. Вся эта разноголосица также не даёт ответ на вопрос, кто же всё-таки отдал приказ на таран, читай, на самоубийство… При этом приводится столько ссылок на очевидцев, что поневоле задумываешься: а сколько человек вообще могло оказаться на командном пункте?

Дальше. Как известно, наш пилот погиб. Экипаж вражеского самолёта спасся: когда иранский пилот и американский инструктор-шпион поняли, что трагедия вот-вот неизбежна, они катапультировались, не дожидаясь, пока их самолёт развалится на куски, а то и вовсе взорвётся в воздухе. Их взяли в плен пограничники, и буквально через две недели передали иранским спецслужбам. Почему?.. Я прочитал несколько версий, но ни одной не встретил подкреплённой ссылкой на документ. Например, прочитал, что их обменяли на наших разведчиков, но на кого именно?..

Так какие же тайны скрывает трагедия полувековой давности?

Право, я специально поискал в интернете: быть может, опубликуют официальные материалы о случившемся?.. Не нашёл. Остаётся одна надежда: плохо искал. Быть может, и так, быть может, и прочитаю…

Но вот на один вопрос я точно никогда не получу ответа: а каково потом жилось тому начальнику, который приказал своему сослуживцу совершить смертельный таран?.. Он ведь убил его. И каково жить с этим?.. Не ответит он.

.

О судьбе генерала Штерна: https://starodymov.ru/?p=39066

О пилоте-разведчике Пауэрсе: https://starodymov.ru/?p=43491

О полёте Руста: https://starodymov.ru/?p=37946