28 августа 1923 года – умерла княгиня Вильма Львова-Парлаги,
известная венгерская художница, весьма популярная среди высшей европейской знати конца XIX столетия
Не правда ли, подобный запев публикации производит впечатление?.. И при этом заставляет наморщить лоб: а какие её живописные работы я видел и знаю?.. Уверен, что ответить на этот вопрос смогут – помимо специалистов, конечно – весьма немногие. Лично я, не скрою, полез в справочники искать информацию о Вильме по той лишь причине, что клюнул на русскую княжескую фамилию.
Так вот, сразу обозначу свою позицию.
У профессиональных критиков в области живописи – свои критерии оценки того или иного произведения. У нас же, дилетантов, такой показатель только один: нравится увиденное или нет. И вот ведь в чём парадокс: нам может понравится сразу несколько полотен, работы нескольких художников – и при этом вдруг выясняется, что специалисты истинно выдающимся признают только вот этого, а не всех остальных. Почему так?.. Не знаю. Но думается мне, что в степени популярности играет роль не только собственно мастерство художника отобразить на полотне свою задумку, но и некие дополнительные факторы, зачастую не имеющие непосредственного отношения к умению правильно держать кисть или подбирать краски.
В частности, подоплёка популярности хорошего художника среди коллег, равных ему по мастерству, по моему мнению, состоит в том, что именно данный персонаж умеет привлечь внимание зрителя (и, соответственно, потенциального заказчика) к своей персоне некими привходящими факторами. Вспомните современных художников, которые постоянно мелькают на экране – а потом попытайтесь вспомнить хоть какое-то его творение!.. Ведь не всегда и не сразу получится, правда же?
Вильма Парлаги может служить прекрасным подтверждением приведённому выше утверждению. Она очень рано поняла, что просто уметь хорошо рисовать – этого для успеха явно недостаточно; требуется ещё уметь привлечь внимание как к себе самой, так и к своему творчеству (и я не возьмусь предположить, что в этой связке она поставила бы на первое место). Сама юная художница это вовремя скумекала, или же подсказал кто, история умалчивает, (вполне вероятно, отец подсказал), но только руководствовалась Вильма этим принципом всю жизнь – до момента, когда обстоятельства оказались всё же сильнее.
Вильма Парлаги-Брахфельд родилась в апреле 1863 года. У девочки с детства проявилось художественное дарование, и родители поддерживали её увлечение. Училась живописи Вильма в Будапеште у известных в ту пору художников – доходы отца позволяли. Для продолжения образования дочери семья впоследствии переехала в Мюнхен. В заслугу девушке можно поставить то, что она кропотливо изучала технику написания портретов старинных голландских мастеров, посещала музеи в разных городах Европы – она умела учиться!..
К двадцати годам девушка в своём активе имела несколько небольших выставок, и даже Большую золотую медаль, полученную на Мюнхенской международной выставке за портрет матери…
Однако Вильма жаждала большего. По всей видимости, она понимала, что может так и завязнуть на уровне художника средней руки местной известности. Её самолюбие требовало прорыва…
Таким прорывом стал портрет Лайоша Кошута, написанный в 1885 году. Оцените предысторию его написания! Какая дальновидно продуманная и безукоризненно выполненная интрига!.. И каков успех!
Все мы помним события в Европе 1848 года, в частности, о Венгерской революции, в подавлении которой принимала участие и армия России. Одним из лидеров восстания и стал Лайош Кошут, которому после подавления мятежа пришлось эмигрировать в Италию. На описываемый момент в среде интеллигенции в Венгрии он пользовался большой популярностью…
Вот и решила Вильма написать портрет человека – патриота и революционера ушедших в историю времён, который доживает свой век на чужбине. Однако, зная, что Кошут неохотно идёт на контакт с земляками, которые ему незнакомы, решила действовать исподволь. Она обосновалась в отеле неподалёку от дома, в котором приживал эмигрант, оборудовала здесь же мастерскую… Она посещала музеи и галереи, написала несколько портретов жителей города… Познакомилась с сыновьями Лайоша – молодая, симпатичная, обаятельная, говорившая на нескольких европейских языках, она обрела в определённых кругах города некоторую известность, и слухи об обворожительной землячке начали доходить до эмигранта… Поначалу он даже слышать не желал о том, чтобы позировать этой пигалице… Но потом согласился-таки – она сумела очаровать и его. Да так, что по этому поводу поползли слухи, появились скабрёзные намёки в прессе, а самому старику-революционеру пришлось письменно оправдываться перед своей официальной возлюбленной. Между тем, Лайошу Кошуту к тому времени уже исполнилось 82 года – так что, между нами, мужчинами, такой скандалец мог только добавить ему авторитета.
Уж случилось что между юной дивой и престарелым затворником, доподлинно неведомо – вспомним расхожую истину про свечку. Однако складывается впечатление, что Вильма на данном примере смекнула, насколько подобные слухи способствуют популярности творческого человека. С тех пор шлейф скабрёзных разговоров, многозначительных намёков и сомнительных россказней потянется за Вильмой почти до самой кончины. Никогда не понимал мужчин, которые стараются добиться благосклонности женщины с подобной репутацией… Тем не менее, у нашей героини череда поклонников (не ловите меня на слове – именно поклонников!) выстроилась преизрядная. Да ещё каких!.. Монархи, аристократы голубых кровей с уходящей в глубь веков родословной, богатеи и знаменитости мирового уровня… Многие, очень многие жаждали позировать ей, все стремились одарить её побогаче – так, чтобы предшественника затмить!..
Повторю и подчеркну: доподлинных сведений о её постельных приключениях очень мало – только косвенные, косвенные, косвенные… Но зато сколько их – этих косвенных!..
Официально замужем Вильма побывала три раза. И во всех трёх случаях остаются вопросы.
Первым мужем её стал немецкий доктор юриспруденции, что обеспечило ей положение в германском обществе, открывало двери в аристократические дома. Биографы художницы считают, что в этом браке присутствовало больше взаимного расчёта, чем любви, ну да ладно, это не так уж важно. Главное для данной публикации состоит в том, что это пошло на пользу творчеству!
Наверное, в немалой степени новое общественное положение Вильмы содействовало тому, что она познакомилась с самим генерал-фельдмаршалом Хельмутом фон Мольтке-Старшим, популярнейшим прусским военачальником, и уговорила его позировать ей. И надо ж такому случиться, что престарелый заслуженный военный гений умер тотчас по окончании работы – таким образом картина стала последним прижизненным изображением маршала. С подобающей случаю дрожью в голосе Вильма рассказывала всем и вся, в том числе и прессе, в какой восторг пришёл старик при виде столь прекрасного своего изображения; и навряд ли следует уточнить, что никто кроме самой художницы этих слов не слышал.
Казалось бы, картине успех гарантирован!.. Однако комиссия Берлинской академии художеств отклонила портрет от участия в выставке – уж кто его знает, по какой причине (у меня есть предположения, но они не вписываются в тему публикации). Изобретательная художница нашла выход: она сообщила о случившемся семье покойного фельдмаршала. Племянник его, тоже Хельмут Мольтке, глубоко и искренне уважавший дядю, служил в ту пору адъютантом императора Вильгельма II, и пожаловался сюзерену на такую несправедливость. Вильгельм, также уважавший заслуги покойного перед Пруссией, и считавший себя покровителем искусств, заинтересовался вопросом и принял участие в разрешении конфликта…
Ему понравились обе: и картина, и художница. В результате Вильгельм купил портрет фельдмаршала и в пику академикам поместил-таки его на выставке… А затем заказал Вильме и свой портрет. Таким образом, они неоднократно оставались наедине – и опять по этому поводу в среде уязвлённой интеллигенции поползли соответствующие слухи… По свидетельству биографов, в дело пришлось вмешаться супруге Вильгельма, дабы оградить государево имя от досужих домыслов толпы. Данный портрет академики от живописи также не желали принимать, однако Вильгельм лично вписал имя Вильмы в списки лауреатов выставки, повелев присудить ей Большую золотую медаль, вычеркнув имя архитектора рейхстага.
Вполне понятно, что случившееся сделало имя Вильмы Парлаги известным на всю Европу; впоследствии её слава перетекла и за океан. Соответственно, заказы к ней посыпались со всех сторон. Отто фон Бисмарк, герцогиня Ольденбургская, баронесса Ротшильд, королевская супружеская чета Вюртемберга, профессор Лейден, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, британский король Эдуард VII, американский писатель Джон Берроуз… Этот список можно продолжать и продолжать – наша героиня зарекомендовала себя очень плодовитой художницей, и при этом ни одного намёка на эксплуатацию «рабов».
К этому периоду её жизни относится и второе замужество. Удивительно, но тут оказывается сокрыта ещё одна загадка бурной биографии героини данной публикации. Судите сами: во всех официальных источниках утверждается, что в течение короткого времени её мужем являлся русский князь Георгий Львов – тот самый, который возглавлял Временное правительство России после отречения Николая II до прихода к власти Александра Керенского. Но говорится об этом как-то невнятно: поженились – и вскоре разбежались. Со стороны Вильмы такое скоротечное замужество объяснимо – теперь она официально именовалась «принцесса Львова». Но зачем это понадобилось Георгию Евгеньевичу?..
Перелопатив в поисках ответа множество источников, в одной публикации я встретил версию, которая показалась мне логичной. Оборотистая венгерка сходила замуж за другого Львова, вовсе даже не князя, а титул попросту приписала себе – кто ж станет сомневаться и проверять, насколько имеет право именоваться княгиней личный художник нескольких европейских монархов!.. Так ли это, утверждать не возьмусь, но как-то убедительно выглядит сия версия.
Третьим мужем её стал некий датский офицер Питер Норс. От него художница родила дочь, назвала её Вильгельмина, отдала девочку на воспитание лондонским нянькам, и впредь ею особенно не занималась.
В 1908 году Вильма перебралась в США – до того в Штатах она уже бывала, и там у неё оставалось немало поклонников. Почему она, столь успешный художник, решила перебраться за океан?.. На то опять же имеется несколько версий. Лично мне представляется наиболее убедительной из них следующая: вхожая в высшие круги европейского общества, женщина почувствовала, что надвигается война, и постаралась перебраться подальше от грядущих грозных событий.
Прибытие «княгини» в Новый свет сопровождался очередным грандиозным скандалом. Дело в том, что Вильма на протяжении многих лет позиционировала себя как любитель и защитник животных. В частности, в своё время она в Ницце открыла и подарила городу небольшой зоопарк.
Вот и теперь она привезла в Нью-Йорк целый зверинец, с которым пожелала вселиться в фешенебельную гостиницу, сняв сразу полтора десятка номеров. Всё бы ничего, да только оцените зоологию её питомцев: кошечки, собачки, морские свинки и сова – это ладно; а вот как насчёт крокодилов и льва?.. Понятно, администрация отеля пришла в ужас, разразился скандал, пресса его с удовольствием подхватила и смаковала, толпа с неменьшим удовольствием обсуждала… И в конце концов владельцы отеля сдались и заселение состоялось. Насчёт рептилий ничего не скажу, не знаю, но лёвушка оказался вполне смирным котиком – только прожил недолго, и хозяйка с почестями похоронила его на местном кладбище домашних животных; надгробье его сохранилось по сей день.
Здесь Вильма занялась своим привычным делом, которое кормило её всю жизнь – рисованием портретов успешных и состоятельных людей. В частности, написала она портрет знаменитого учёного Николы Теслы – вроде как единственное живописное изображение гения от электротехники. Критики утверждают, что это лучшая работа художницы; не стану использовать сравнительные степени, но то, что картина хороша – спору нет. Между тем, с учёного она за картину не взяла ни цента.
…Всё в мире преходяще. И счастлив тот человек, который окажется готов к перемене судьбы к худшему, который заблаговременно позаботится о подстилке, на которую предстоит упасть.
Сколько раз в своих публикациях мне приходилось в той или иной форме приводить примеры того, как люди, вполне успешно прожившие (прожигавшие) жизнь, в старости оставались в одиночестве и нищете!.. С одной стороны, конечно же, сами виноваты – как говорили древние, жизнь есть приготовление к старости… Ну а с другой, кто ж в период успеха и богатства всерьёз задумывается о грядущих проблемах, которые неведомо случатся ли, а если случатся, то неведомо в какой форме!.. Абсолютное большинство из нас живёт днём сегодняшним; в том, что мы лишены дара провидения – счастье человека!
…Первая мировая война и последовавшие за ней события перевернули-сломали слишком много судеб. Казалось бы: художница оказалась вдали от войны – что ей грозит?.. Жизнь изменилась – вот что!.. С началом войны Вильма разом лишилась заказов и материальной поддержки!.. И мгновенно скатилась в нищету. Ей, столь привыкшей жить на широкую ногу, пришлось переселиться в скромную квартирку, вести скромный образ жизни, распродавая остатки роскоши минувших лет. Её осаждали кредиторы, а рядом оставался единственный человек, разделивший с ней горечь старости – верная служанка…
Как уже сказано, «принцесса» Вильма Львова-Парлаги ушла из жизни 28 августа 1923 года. Легенда утверждает, что через пару часов после мгновения, когда дух отлетел от её тела, в квартиру явились судебные приставы (или как там они именовались в ту пору), чтобы выдворить старушку-банкрота из комнатёнки и конфисковать оставшееся у неё имущество – несколько её собственных сохранившихся картин.
…Выше уже шла речь о том, что Вильму критики не относят к художникам истинно выдающимся. Как написал о ней некий автор, она рисовала не лучше сотен других художников, в то время как сотни других рисовали лучше… Вполне возможно, что и так. Но в отличие от этих сотен «других» она умела преподать свои произведения так, что зритель выделял их среди тех же сотен. При этом она любила жизнь, и стремилась воспользоваться её благами. Ну а если порой и ловчила, то скажите: кому она этим сделала хуже?..
Повторюсь: при подготовке данного текста я прочитал немало источников о жизни и судьбе Вильмы Парлаги. Многие авторы критиковали её творчество – что же касается её жизни, то даже самые недоброжелатели лишь понимающе ухмылялись по поводу намёков на её пикантные приключения. Ну так как ни вспомнить: пусть бросит камень тот, кто сам без греха.
На том и завершу.
.
Оценка художественных полотен у критиков и зрителей могут не совпадать: http://starodymov.ru/?p=42359
Умение творческого человека себя подать: http://starodymov.ru/?p=23833
Венгерское восстание 1848 года: http://starodymov.ru/?p=40547
Хельмут фон Мольтке-Старший: http://starodymov.ru/?p=37326
Император Вильгельм II: http://starodymov.ru/?p=28313
Николай Тесла: http://starodymov.ru/?p=27179
Счастье, что мы не знаем своего будущего: http://starodymov.ru/?p=43182
К записи "Память. Век назад умерла в нищете Вильма Львова-Парлаги, художница – в меру талантливая и умевшая себя подать" пока нет комментариев