ИЮЛЬ-1813:

Заграничный поход Русской армии

Предыдущая публикация о событиях лета 1813 года: https://starodymov.ru/?p=42998

.

В июле 1813 года продолжалось перемирие между Францией и антинаполеоновской коалицией. Каждая сторона наращивала силы, приводила в порядок войска. Скорое будущее показало, что российско-прусская группировка воспользовалась паузой более эффективно. Главная причина очевидна: Бонапарт бы, несомненно, военным гением, однако у него не оставалось резервов. Что же касается союзников – то это фактор не слишком надёжный: сегодня они за тебя, а подул ветерок – и они, подобно флюгерам, ложатся на другой галс.

Воспользовавшись паузой в военных действиях, Главнокомандующий Русской армией генерал от инфантерии (фельдмаршалом он станет только год спустя) Михаил Барклай-де-Толли отправил государю Александру I пространное письмо, в котором докладывал о плачевном состоянии армии, об острой нехватке провианта, о невозможности закупать провизию у местного населения из-за острой же нехватки денег (согласно документу, Министерство финансов выделило лишь четверть положенной суммы), о том, что Варшавский генерал-губернатор Василий Ланской больше печётся об интересах поляков, чем об армии… Александр Павлович оперативно отреагировал на донесение, и в Действующую армию стали поступать и деньги, и продовольствие, и другие потребные припасы.

Справедливости ради считаю необходимым подчеркнуть, что министра финансов империи графа Дмитрия Гурьева можно понять: война спровоцировала в стране инфляцию – мы-то с вами очень хорошо (слишком хорошо!) знаем, что это такое и чем она грозит… Соответственно, главный экономист страны старался по возможности её сдерживать.

Воспользовавшись паузой в военных действиях, в русском экспедиционном корпусе провели ревизию оружия. Оказалось, что за год войны на руках солдат, да и офицеров, оказалось много устаревшего, нетабельного оружия, в том числе иностранного производства, а также «стволов», требовавших ремонта и замены.

Опять же, части и соединения Русской армии на протяжении длительного времени действовали на разных направлениях, когда приходилось в связи с необходимостью решать внезапно возникающие задачи… В результате в общей структуре армии воцарилась неразбериха, когда воинские формирования смешались, и зачастую было трудно разобраться, кто кому подчиняется, и к какому соединению изначально относилась та или иная часть. К тому же регулярно сталкивались амбиции военачальников: кто кому подчинён, и кто перед кем ответ держать должен… Требовалось навести порядок, чем и занимались штабы.

Из России поступали резервы – в основном рекруты. Их требовалось обучить и подготовить к предстоящим сражениям. Напомню, что несколькими годами ранее Барклай-де-Толли стал инициатором создания учебных подразделений – сейчас этот опыт пригодился.

См.: https://starodymov.ru/?p=28204

.

10 июля 1813 года – в городке Трахенберг встретились лидеры антинаполеоновской коалиции: русский император Александр I, прусский король Фридрих-Вильгельм III, шведский принц Карл Юхан (будущий король, бывший наполеоновский маршал Бернадотт). Обсуждали стратегический план совместных (наверное, точнее сказать, согласованных) действий. Обращает на себя внимание то, что стороны признали роль «летучих отрядов», и придавали им важное значение в грядущей наступательной кампании.

.

История иной раз подбрасывает нам, любителям этой популярной науки, забавные сюжеты.

12 июля 1813 года в Праге началась конференция по выработке мирного договора (читай: в связи со скорым окончанием войны) между воюющими группировками. Именно так: одновременно главнокомандующие готовились к продолжению войны, а дипломаты определяли условия, на которых она может окончиться. А может, это и не забавное совпадение, а напротив, закономерное событие?..

Поначалу я не планировал приводить имена руководителей делегаций, приехавших в Прагу, но потом передумал. Судите сами – чего эти фамилии стоят. Русскую делегацию возглавлял человек, имя которого мне ничего не говорит: барон Иван Анстедт. Прусскую – барон Фридрих Гумбольдт, брат знаменитого учёного. Австрийскую – знаменитый лицемер граф Клеменс Меттерних. Французский посланник – дивизионный генерал (низковатый, как ни суди, чин для подобных переговоров) Амальрик де Нарбонн – прибыл с опозданием и откровенно затягивал дискуссию.

.

19 июля 1813 года – участники трахенбергского съезда монархов направили Наполеону ультиматум, согласно которому в Европе, по сути, предлагали восстановить довоенный статус-кво. В том числе и самому Наполеону сохранялась корона при условии гарантий, что он не станет предпринимать попыток реванша.

Насколько известно, Бонапарт на ультиматум не счёл нужным даже ответить. На мой взгляд, закономерно.

Признаться, я как-то с трудом представляю, на что рассчитывали коронованные особы… Вдруг, да Наполеон согласился бы… И что тогда?.. Все разъехались бы по домам, ожидая, когда Бонапарт соберётся с силами, и отправиться вновь на завоевание мира?..

.

25 июля 1813 года – битва при Пиренеях.

Как понятно из географического названия, сражение произошло на территории Испании, куда направился корпус маршала Николя Сульта (Железная лапа Наполеона) для вызволения осаждённых повстанцами французских гарнизонов. Однако ничего не получилось: герцог Артур Веллингтон разбил Сульта и заставил его отступить на территорию Франции.

Вообще об истории войны Наполеона против Испании хотелось бы как-то поговорить подробнее. Да уж ладно: оставим этот кусочек исторического пирога другим гурманам.

.

28 июля 1813 года – начались реальные переговоры в Праге – до этого французская сторона всячески их затягивала… Едва ли не только теперь выяснилось, что у французского генерала нет достаточных полномочий…

Право, вспоминается аналогичная ситуация из 1940 года, когда на переговоры в Москву о противодействии Гитлеру прибыли переговорщики из той же Франции, а также и Англии, также не имевшие достаточных полномочий на заключение каких-либо договоров – только на пустопорожнюю болтовню.

Так или иначе, а становилось совершенно очевидно: Наполеон собирается с силами, рассчитывая на реванш.

.

30 июля 1813 года – на австрийскую службу поступил герцог Фердинанд Эрнст Август Саксен-Кобург, известный военный деятель того времени.