19 июня 1933 года – в Москве умер Николай Мешков,

пермский купец-миллионщик необычной судьбы.

Прежде, чем приступить к рассказу об этом удивительном человеке, прошу акцентировать внимание: купец-миллионщик дореволюционного времени мирно скончался в Москве в 1933 году, будучи персональным пенсионером Советского государства.

Ну а теперь – как же так получилось…

Признаться, никогда не понимал отечественных промышленников, которые подкармливали революционное движение во второй половине XIX столетия и вплоть до 1917 года. Махровый консерватор, я не понимал, как можно вестись на лозунг «Весь мир разрушим до основанья…» – пусть даже и с уточнением «насилья»… При крушении любого мира неизбежны жертвы, история это убедительно подтверждает, и куда, на кого персонально просыплются его обломки, непредсказуемо – только вот ведь: каждый поборник разрушения неизменно считал, что уж ему-то обеспечена гарантия безопасности.

А попадёт такой доброхот впоследствии в жернова репрессий, недоумевает: «А меня-то за что?..».

Ладно, интеллигенция – профессура, журналисты, писатели; значительной части этой прослойки общества почему-то всегда присуще бунтарство, им всегда почему-то мало свобод… Но промышленники, богатеи, купцы, представители высшей знати… Вас-то куда тянуло, господа хорошие?..

Никогда не понимал.

Ну да ладно – не стану больше заниматься морализаторством. Расскажу об одном таком «меценате революции». Которому в этом отношении несказанно повезло, в отличие от абсолютного большинства коллег.

Звали его Николай Васильевич Мешков.

Друзья мои, а какие чувства и мысли возникают у нас, когда речь заходит о дореволюционном купечестве?.. Согласимся, что кто-то тут же вспомнит про «твёрдое слово купеческое», ну а кто-то вспомнит истину «не обманешь – не продашь»… Я со своей стороны придерживаюсь серёдки: в купеческой среде встречалось, как водится – всякой твари по паре. Да и «слово купеческое», думается, котировалось всё больше в своей среде – объегорить покупателя для торговца никогда не считалось особым грехом (если, конечно, не попадаться).

Так вот, человека, о котором идёт речь, можно отнести к лучшим представителям данного сословия.

Николай Мешков родился в 1851 году. Его отец зарабатывал на хлебушек служащим торговой фирмы. Так что Николай Васильевич с детства постигал секреты купеческого предпринимательства. Однако мы-то хорошо знаем, что не всякая учёба, особенно в торговле, пойдёт человеку впрок – тут большое значение имеют личные качества молодого человека.

В нашем случае зёрна падали на добрую почву.

Николай Васильевич начал службу, как и отец, служащим; причём, служащим добросовестным и дальновидным. Поднабравшись опыта, перешёл в Волго-Камское пароходство. Поработав там, поднабравшись и здесь опыта, решился на самостоятельное «дело». Для начала он с напарников взяли в аренду пароход, и начали осваивать перевозку грузов по Каме. К этому времени он обосновался в Перми. Со временем, богатея, приобрёл целую пароходную компания.

…Лично я впервые услышал об этом человеке в телепередаче, посвящённой пермскому Дому Мешкова. Это красивое строение высится на склоне над набережной, над портом… Соответственно, когда мне в прошлом году довелось посетить этот предуральский город, не мог не обратить на него внимание. Дом и в самом деле красив, и расположен замечательно. Отсюда Николай Васильевич руководил своей торгово-промышленной империей, отсюда направлял покорные его воле финансовые потоки. (Сегодня в нём располагается краеведческий музей).

А руководить было чем.

Со временем Мешков стал одним из богатейших купцов края, а то и всей Российской империи. Проживал уже не только в Перми, но и в Петербурге, в Москве – в обеих столицах имел свои конторы.

Официальной справки я не нашёл, но в одном из воспоминаний приведены такие данные: «Товарищество» Мешкова насчитывало 27 почтово-пассажирских пароходов и 19 грузовых, сотни барж и более полусотни дебаркадеров, множество складов по всей Каме и на Волге.

Выше уже говорилось, что Николай Васильевич пользовался у современников, и в первую очередь у земляков, высоким авторитетом. Этому в немалой степени способствовал такой факт. В 1891 году в ряде регионов европейской России разразилась страшная засуха – наша страна от подобных бед страдала регулярно; «зона рискованного земледелия», и этим всё сказано. Беда коснулась и Пермского края. Требовалось срочно заготовить и доставить в регион огромное количество зерна: как для решения проблемы голода, так и семенного – для того, чтобы провести посевную и избежать голода на будущее.

Городская управа доверила решение вопроса именно Мешкову. Ему под честное слово (то самое, купеческое) выдали огромную сумму денег. И Николай Васильевич не только закупил в других регионах потребное количество хлеба, но и доставил его в край на судах своего пароходства, не заработав на миллионной сделке ни гроша. Сколько людей он спас тем самым от голода, не возьмётся сказать ни один конспиролог; но только население края, зная, кому персонально люди обязаны своим спасением, осталось ему благодарным.

А как вам такое благое дело!.. Именно Николай Васильевич, по сути, стал отцом-основателем Пермского университета. Он не только сумел преодолеть (при помощи «серебряного ключика») все бюрократические проволочки проблемы, но и способствовал формированию здесь профессорско-преподавательского коллектива. Учредил несколько стипендий. Казалось бы: зачем ему это надо-ть?.. Для будущего Пермского края, который он считал родным.

Он же построил Ночлежный дом с аптекой для малоимущих с символической платой на лекарства. И содержал их за свой счёт.

Мешков вообще играл очень активную роль в жизни края, в решении социальных программ для простого люда. В частности, сам не имевший систематического образования, купец активно содействовал повышению качества обучения детей из семей простолюдинов.

Право, о добрых делах, которые Николай Васильевич совершил для города и края, можно говорить ещё много. Главное: как купец, конечно, он наживал многомиллионные капиталы, однако щедро делился нажитым; и никогда и никто не смог уличить его в нечестности.

.

«А меня-то за что?..»: https://starodymov.ru/?p=20715

«Дело Кассо»: https://starodymov.ru/?p=36682

Из истории Перми: https://starodymov.ru/?p=41122

Россия – «зона рискованного земледелия»:  https://starodymov.ru/?p=37795