КНИГА, КОТОРАЯ ПОТРЯСЁТ МИР

О новой книге писателя, драматурга, лауреата Международной литературной премии «Имперская культура», заслуженного артиста России, первого вице-президента Петровской академии науки и искусства В.А. Иванова-Таганского.

Наша жизнь – череда событий, мелких крупных, важных или незначительных, забываемых и нет…

Некоторые из них происходят помимо нашей воли. Иные человек готовит сознательно долгие годы, вкладывая огромный труд, находя в этом цель и смысл определённого этапа своего существования. Такие события оставляют неизгладимые впечатления.

Но когда человек ставит перед собой не только личные, но и значимые общественные задачи, такие свершения не остаются незамеченными: они втягивают в свой водоворот и зачинщика всего, и его современников, и окружающий мир.

И становятся историей…

Подобного рода событие произошло 16 декабря 2022 года, его ознаменовал выход книги заслуженного артиста России, режиссёра Валерия Иванова-Таганского «Неубитый театр» (Записки о Театре на Таганке).

Книга масштабная и в плане человеческих судеб, и в плане культурно-исторического пласта времени. Это поиск непринуждённого, ненавязчивого разговора с читателем на серьёзные темы, вскрывающие природу конфликта как вечную неисчерпаемую основу мироздания, как силу амбивалентную, рождающую и разрушающую, как силу движения жизни и, конечно же, как основу театрального процесса. Театр всегда отражает нашу Жизнь! Всё, что происходит с нами, – происходит и с театром! И хорошее, и плохое…

Эту мысль автор и режиссёр возводит в ранг первостепенных, делает путеводной, она встречает нас, как капельдинер у дверей. С этой мысли начинается книга, как «театр начинается с вешалки». Эта мысль встаёт перед нами зримо и образно, представляя обложку книги как первую мизансцену повествования. И что же?

Перед нами исписанная стена кабинета Юрия Любимова: автографы, строчки, слова… эмоции. «Время, события, люди» – хроника, документы, жизнь! Жизнь, в которую врывается художественная реальность сцены из «Гамлета», запечатлев на фото её страсть, накал, конфликт. «Вот что такое театр!» – говорит нам автор, – «Вот что такое жизнь!»

Недаром эту обложку придумал сам режиссёр Валерий Иванов-Таганский. Он искусно остановил наш взгляд и заставил задуматься о спорах, распрях и противостоянии. Ибо такова была конечная судьба Театра на Таганке. Ибо такова на закате и судьба нашей великой страны СССР. Ибо таков без исключения весь мир сегодня.

Почему разрушение стало преобладать над созиданием, что происходит с человеком и человечеством? И что говорит Театр? – Тот неубитый театр… Который стал историей…

Ибо нельзя истребить то, что было вознесено на высочайшую духовно-нравственную высоту.

И вновь сцена боя Гамлета и Лаэрта, та, что на обложке книги, та, что в её «исходе», только теперь на телеэкране – так начинается презентация книги.

Книга, вскрывающая огромный круг вопросов и предлагающая ответы этического и эстетического характера, была с большим вниманием встречена общественностью. Ведь она вызывает не только театральный профессиональный интерес, но и чисто человеческий. На встречу с автором пришли артисты и художники, писатели и искусствоведы, поэты и журналисты, музыканты, а также учёные, члены Московского отделения Петровской академии наук и искусств (МО ПАНИ), которое много лет возглавляет В.И Иванов-Таганский.

Люди разных профессий, возрастов, званий захотели прикоснуться к истории Театра на Таганке, а через него и к целой эпохе, начиная с середины 20-го века и кончая началом века 21-го.

Наверное, трудно себе представить более удачное место для презентации книги, чем так называемый Дом Ростовых на Поварской, кстати, названный так, потому что в одном из залов этого дома когда-то (по легенде) танцевала на балу Наташа Ростова. Этот исторический особняк имеет богатое творческое и писательское прошлое. Ныне там расположена Ассоциация союза писателей и издателей (АСПИ) – сообщество писательских организаций, созданное в 2020 году.

Хорошее слово «сообщество». Оно сразу напоминает о дружеских связях, о коллективе единомышленников, в чём нуждается каждый человек, а особенно в наше тревожное время.

Такое понимание и поддержку обрёл в этой организации автор книги «Неубитый театр». Стоит отметить, что задачей Ассоциации как раз и является поддержка современной литературы и талантливых российских писателей.

Её председатель замглавы комитета Госдумы по культуре Сергей Александрович Шаргунов, открывая встречу с автором, нашёл немало тёплых приветственных слов. В частности он сказал:

– Чувствуйте себя, как дома, следите за нашими вечерами, мы стараемся радовать читающую и пишущую публику.

А Валерий Александрович для меня, прежде всего, человек пишущий, автор многих книг.

Конечно же, Вы замечательный и легендарный артист, и телеведущий, во многом повлиявший на меня, когда я смотрел Вашу программу, будучи совсем юным. И Ваш вечер здесь, в этих стенах, является для нас добрым знаком, что всё будет хорошо.

Талантливый человек талантлив во всём, и Валерий Александрович живое, наглядное тому подтверждение. Он человек возрожденчески разноодарённый. И о любви к его творчеству можно судить по количеству собравшегося народа, где многим не хватает места в зале.

В ответ режиссёр и писатель Валерий Иванов-Таганский подарил председателю АСПИ свою новую книгу, оставив памятную надпись «Друзья приходят и уходят; лучшие друзья остаются навсегда».

Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему вечеру, потому что все лучшие друзья автора на том торжестве были с ним. Выразили самые искренние мысли о книге и произнесли самые нужные пожелания в его честь.

В числе его друзей был коллега по МО ПАНИ и заместитель Владимир Семёнович Кузнецов (поэт, кандидат педагогических наук Влад Красноярский). На этом вечере ему была отведена роль ведущего. Невозможно не отметить высокопрофессиональную работу в прошлом опытного тележурналиста. Его выступление было живо, местами шутливо, местами серьёзно! Небольшие штрихи к портрету мастера или пояснительные вводные тексты в адрес гостей держали внимание зала и всех объединяли в единую аудиторию, где не было и мгновения, чтобы зрителю отключиться от происходящего, чувствовалась “крепкая стяжка”. Несомненно, намеченная программа удалась. Ведь все выступавшие гости говорили со знанием дела и по существу. Все поздравительные телеграммы были зачитаны, а концертные номера звучали с особым чувством.

И теперь стоит сосредоточиться на главных действующих лицах: авторе и его книге.

В первую очередь, Валерий Александрович как писатель театрален. И дело не в том, что его книга посвящена театру. Валерий Александрович творит свои книги, как актёр и режиссёр, он в них живёт и играет роли и выстраивает сцены. Даже занимаясь писательским трудом, по сути, по природе своей Валерий Александрович остаётся актёром. Стоит раз услышать, как он читает свои произведения, и становится понятно – он артист, мастер сцены: чтец, режиссёр, актёр.

Ибо сказано, что актёр – это не профессия. Это состояние души.
«Хочется жить, работать и творить, когда рядом поддержка! Крылья вырастают…» – говорит Валерий Александрович.

Он может быть театрально красноречив, а может быть философски лаконичен.

Может в лицах подолгу рассказывать занимательные истории, а может в маленьком постскриптуме разом выразить своё остроумие, начитанность и дружеское расположение – и повеселить, и просветить одновременно, и ещё комплимент высказать заодно!:

«P.S. Я, как Тургенев, страдаю бессонницей, когда “Белинские” затягивают с ответом».

Счастье говорить с человеком и находить взаимопонимание. Такое же счастье – находить профессиональных единомышленников. Говорить с ними на одном языке образов, понятий, идей – технических ли или в мире искусства. Общаться легко, понятно и доступно. И дело не только в терминологии, а в общих взглядах, в осмыслении предмета общения.

Но особое удовольствие, особое счастье – говорить на одном языке с мастером – понимать, знать и совершенствовать умение.

Такой разговор на театральном языке с Валерием Александровичем всегда интересен и открывает новое под режиссёрским углом зрения или с точки зрения актёра.

…Мастер… заслуженный артист, режиссёр, писатель, драматург. В жизни его было много счастливых театральных мгновений: тёплые подмостки, зрительская любовь, творческие идеи, интересные репетиции, замечательные спектакли, воодушевляющее «Браво!» публики …И была душа, открытая для любви к искусству…

«…к великолепному знанию истории театра, драматургии, чувству времени и его вопиющих проблем». У его души не отнять чистоты любви к Родине – «к ушедшей и, несмотря ни на что, возвращающейся Родине».

Он создал для себя образец отношения к профессии: если играть роль – то «петь, как песню»;

если писать прозу или драматургию – то «объёмно, щедро, поучительно. Не отписаться, а выложится по полной, с математической точностью ума, с умением владеть жанром.

В профессии важно: «обладать гигантским опытом и оставаться интеллигентным человеком».

Чтобы что-то создать, нужно кем-то быть. (Гёте)

Жизнь театрального профессионала – это постоянный ажиотаж, творческая гонка: репетиции, мероприятия, сборы – и некогда бывает опомниться, оглядеться и отдышаться, особенно в праздничное время. Это вечный путь, вечная дорога.

Чтобы не уставать и не останавливаться, служителю искусства дана уникальная природа – сохранять юность души и стремительность духа.

Театр будет жить всегда – ведь это искусство, не знающее старости души.
«Творческое изобилие», которое постоянно представляет публике В.А. Иванов-Таганский: вышедшие новые книги, поставленные новые спектакли, напечатанные новые статьи, наглядно демонстрирует, что театральный мастер сохраняет в себе философию служителя сцены, литературы, искусства! Сохраняет квинтэссенцию молодой души и неисчерпаемость бодрого духа!

…Валерий Александрович Иванов-Таганский по крови и духу един с нашим великим русским непобедимым и непревзойдённым театром, самым умным, тонким, интеллектуальным, талантливым и виртуозным явлением в мировой театральной культуре. Нравственно и психологически здоровым и крепким!

Дух театра живёт в мастере, а душа мастера не забывает о театре…

25 февраля 2022 год

«Я занимаюсь театром на Таганке!

Я работаю: пишу вторую книгу о Таганке. (“Триумф и наваждение”. Продолжение!) До сегодняшних дней – закрытия “Содружества”. Написал 150 страниц. Больше половины. Название второй части: “Неубитый театр”. Этот театр в памяти и в сердце, он – не убитый».

Одно из неповторимых чудес света, когда мир открывается через кулисы! И тот мир Валерию Александровичу открылся, и он был тому свидетелем и участником! И счастливчиком! И избранником судьбы!

А это уже история…

«Книга «Неубитый театр» удалась автору», – отмечали все выступающие на презентации критики, писатели и искусствоведы.  В то же время она вызвала массу споров в определении её жанра. Чрезвычайно любопытно разворачивалась на глазах у зрителей интрига по поиску и определению жанра этого произведения.

При том, что замысел книги о Театре на Таганке осуществлён блестяще, невозможность свести его к единому жанровому знаменателю не давала покоя выступавшим. Образ главного героя, непосредственного участника событий, за которого спрятался сам авто, тоже воспринимался неоднозначно.

На этот счёт было высказано несколько разноречивых позиций. Считали, что эту книгу можно назвать и мемуарами, и энциклопедией по истории театра, и личными размышлениями, и художественным романом…

Первым этот вопрос поднял кандидат философских наук Георгий Добыш. Автор книги «История русского драматического театра». Георгий  Нестерович написал предисловие к книге «Неубитый театр» и был очень оригинален, когда заявил публике о том, что данные театральные записки похожи на мемуары, но это «неправильные» мемуары, потому что нет реального героя, от лица которого ведётся повествование. С одной стороны, кажется, что с героем «что-то не так»! Хотя с другой стороны, всё с ним нормально, – пошутил историк театра.

Когда слово предоставили издателю этой книги, генеральному директору издательства «Серебряные нити» Игорю Николаевичу Сиренко, он тут же опроверг данную позицию и сказал, что по поводу главного героя и мемуаров у него не возникает никаких сомнений.

Искусствовед Станислав Айдинян охарактеризовал книгу как личные воспоминания, оформленные в роман, что уже неоднократно встречалось в литературе.

А главный редактор журнала «Небожители подвала», лауреат множества литературных премий, писатель Леонид Сергеев сказал, что чистоты жанра нет. Это вещь достаточно условная. Чем отличается рассказ от новеллы? – да ничем.  Евгений Онегин вроде бы роман, а вроде бы и поэма.

Такая позиция могла бы всех примирить. К тому же на вечере вспоминали, как Александр Сергеевич Пушкин оговаривал со своим биографом Павлом Васильевичем Анненковым только место рождения и дату, а дальше, мол, пишите, что хотите.

К общим обсуждениям присоединился прозаик, лауреат Международной литературной премии «Имперская культура», доктор экономических наук» Дмитрий Дарин. А после преподнёс виновнику торжества подарочное издание своей книги об Иоанне Грозном, зачитав поэтический отрывок.

По поводу этого жанрового разночтения поделюсь и я своими личными соображениями и впечатлениями.

1. Действительно, театральный замысел осуществлён довольно своеобразно. Книга насыщена воспоминаниями и историческими фактами, документами, свидетельствами. В то же время, читая её, возникает ощущение, что это художественный роман.

2. В этой форме прослеживаются некоторые параллели с книгой Константина Сергеевича Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Таким образом, книга о Театре на Таганке говорит не только о современности, но и отсылает в прошлое, напоминая о реформаторе русского театра, его знаменитой системе подготовки актёров и о символической театральной связке с МХТ… превратившейся в театральный узел…

3. То же можно сказать и о главном герое – его прототип сам автор. Образ Виктора Самойлова, который, безусловно, достоверен, автобиографичен, но, наверное, всё же не лишён доли художественного вымысла… временами становится близким, узнаваемым и любимым, как старый добрый друг, когда в этом образе может вдруг неожиданно проскользнуть тень Названова-Станиславского (молодого человека, который постигает театр шаг за шагом). Но это сравнение больше относится к первой части книги.

4. Многие факты, указанные в книге, ранее широкой публике были неизвестны. Собрана уникальная коллекция фактов. Проделана огромная работа как историка театра, проведены глубокие исследования, изучено большое количество материала.

Выводы, которые автор делает по ходу своего исследования, затрагивают разные сферы: морально-нравственные, художественно-эстетические, философские, бытовые, социально-политические и так далее, что и обусловливает жанровое взаимопроникновение.

Ясно одно. Эта книга богата подлинными событиями, из коих следует извлекать уроки жизни и истории.

День презентации книги совпал с ещё одним торжественным обстоятельством, с днём рождения В.А. Иванова-Таганского.

Валерий Александрович родился в середине декабря, когда царствует праздничное настроение в преддверии новогодних торжеств. Наверное поэтому, его жизнь полна неожиданных поворотов, творческих находок и достижений, и праздника Театра.

Он родился зимой, а значит, устойчив к невзгодам и жизненным холодам. И обладает ко всему природным творческим даром: к драматической сцене, к литературе, к вокалу, к спорту. И как особое расположение природы, стоит отметить всегдашнюю удачу, у которой и размах крыльев впечатляет, и высота полёта.

А это уже история…

«…Мой отец защищал Сталинград и где-то там,  в окопе, на стыке 42-43 года  началась и моя бренная жизнь…»

31 декабря 2019 год

«Меня  “охватывает исторический ужас”, как долго я живу! Я плакал у “Телефункина”, так, кажется, называли немецкий радиоприемник, который ПАПА вывез из  Германии; когда умер Сталин, общался с живым Молотовым и Жуковым; и вот пишу Вам. Живите долго и счастливо, творите и добивайтесь успеха и признания! А главное, любите жизнь и друг друга!

Что прибавить к этому замыслу природы и воплощению бытия?!

Валерий Александрович Иванов-Таганский неутомимый творческий человек и деятель разных видов искусств.

Обилие его природных талантов не позволяет успокаиваться умом и сердцем, не позволяет сидеть сложа руки и почивать на лаврах! Таланты заставляют этого человека идти дальше, вперёд, к новым постижениям мира.

Его постоянное внутреннее обновление происходит как реакция на изменения окружающей жизни: в политике, культуре, социальной сфере общества. Одни творческие идеи сменяются другими. Идёт беспрерывный анализ действительности.

Ум, сознание… весь его организм неутомимо движется, работает, живёт! И главное, что это происходит в согласии с самим собой.

Обласканный природой своего внутреннего “я”, он умело распоряжается тем, что добыто в жизни собственными трудами, собственной энергией, собственной волей и усилиями. Изо всех жизненных перипетий находит разумный выход. Это тоже немалый талант и труд. А талант всегда был ему в помощь.

Книга о Театре на Таганке получила много отзывов, она задевает за живое. И каждый находит в ней свои живые струны. Некоторые отзывы отличаются особо тщательной проработанностью. В содержание книги, например, вошла очень добротная и крепкая статья В. Осипова (город Тверь), по объёму напоминающая диссертацию. В этой работе интересен ход рассуждений автора о проклятии, тяготеющем над российской властью.

Из зрительских и читательских отзывов представляет интерес запись редактора издательства «ЭКСМО» Н. Прокофьева. Он, наоборот, написал кратко, но так же значимо, как предыдущий рецензент. Особенно ярок финал:

«Можно поздравить автора. Тема исчерпана. Новое произведение на эту тему будет смотреться паразитизмом на одной и той же истории».

«Неубитый театр» – это часть жизни, приоткрывшаяся, как в дружеском душевном разговоре.

И в то же время то, что уже стало нашей историей…

Среди выступлений на презентации были не только литературоведческие обсуждения книги, были и творческие выступления артистов, концертные номера.

Многие десятилетия Валерий Александрович дружит с солистом Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Николаем Леонардовичем Гуторовичем. Заслуженный артист РСФСР не только спел в честь торжества, но и высказался о проблемах современного искусства, где умышленно занижается планка художественного и культурного уровня. Он остановил внимание на одной из цитат Ленина, которая в своё время была искажена.

«Среди прочего Ленин затрагивает вопрос об искусстве:

– Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими».

Выражение «должно быть понято массами» имеет положительный смысл и несёт идею культурного развития народных масс, которые должны тянуться к заданному уровню искусства, планку которого необходимо поднимать.

Пришедшее на смену выражение «должно быть понятно массам» имеет отрицательный смысл и несёт идею понижения культурного уровня народных масс, опускание планки художественности искусства до более низкого разряда.

Николай Леонардович был темпераментен и настроен на очень долгий и серьёзный разговор. Если бы не регламент времени, возможно, мы вспомнили бы и о другой цитате Ленина: «о партийности литературы и искусства», о чём уже давно пора вспоминать.

Другой давний друг Валерия Александровича еще по Театру на Таганке, художественный руководитель Московского молодёжного театра, народный артист Российской Федерации  Вячеслав Семёнович Спесивцев обратил внимание присутствующих на другой творческий аспект. Неожиданно для всех он заговорил о сцене боя, той самой, с которой начиналась и презентация, и книга.

Металлический лязг клинков друг о друга, кинжал и рапира – двойное, парное оружие – и текст, текст, текст; ритм, ритм, ритм. Небольшая пауза, как вдох – и вновь текст, текст, текст; ритм, ритм, ритм. Противники не дерутся друг с другом – удары лишь имитируют бой и создают его классический образ. Сцена построена на ритме и череде звуков, по-мейерхольдовски жёстко и точно.

К слову сказать, Вячеслав Семёнович недоумевал по поводу целесообразности такого боя. Эту сцену он нашёл сомнительной. Но в чём он ни минуты не сомневался, так это в таланте автора  книги. Поздравляя своего старинного друга, Вячеслав Семёнович много шутил – юмор его конёк. И выступление получилось весёлым.

Однако, воспоминания о бое, о заложенной в них страсти и конфликте, воспоминания об острых гранях клинков провели параллель с названиями частей книги: с опасными гранями «Триумфа» и «Наваждения». Эти символические смертоносные грани, напряжение страстей и сил отмечают и жизнь, и театральную игру. Они затмевают разум и погружают в хаос. И только слышен металлический лязг оружия: текст, текст, текст; ритм, ритм, ритм.

Из письма В.А. Иванова-Таганского (9 мая 2021 год)

«Мы всегда испытываем какое-то особое впечатление, когда получаем письма и поздравления, где каждое слово наполнено смыслом, теплотой и глубиной чувств. Говорим спасибо за эту сердечность и внимание!»

Но это уже история…

Валерий Александрович окончил Щукинское училище, Литературный институт и Гитис, но считает своей Альма-Матер прежде всего знаменитое Щукинское училище. Его сокурсница, художественный руководитель «Дома красоты и эстетики «Катюша», заслуженный деятель искусств РФ Земфира Цахилова, выйдя к микрофону, сказала занимательную фразу: «Жизнь сервирует нам столько проблем и неприятностей, поэтому праздники мы должны устраивать себе сами.

Юные воспитанники «Дома красоты и эстетики «Катюша» Лидия Захарова, получившая премию «Гранд» на Международном конкурсе, и Пётр Гажин, два ещё совсем хрупких создания, явились перед публикой маленькими артистами, стараясь, как подобает, нести в себе культуру профессии: в жестах, в осанке, в поворотах головы, в интонациях голоса. Их выступление стало тихим праздником души на этой зимнем празднике презентации книги. Лидия исполнила песню, а Пётр прочитал стихи. Их детские голоса отражали благость, словно пожелание добра нисходило на всех присутствующих и на книгу театрального мастера, заклиная её счастливую дальнейшую судьбу и жизнь.

Ведь эта книга силой свей откровенности и правдой способна потрясти мир, и разжалобить и взволновать.

Я верю, что в жизни каждого человека бывают неожиданные пересечения, но словно бы имеющие неслучайные корни. Мне всегда казалось, что такие пересечения (встречи, события и др.) планируются где-то далеко от нас искусным “драматургом и режиссёром”. И в нашей жизни они всегда играют судьбоносную роль, определяя путь человека.

Думаю, что и у Валерия Александровича Иванова-Таганского есть такие пересечения – звенья одной цепи. Думаю, эта цепь – ТЕАТР.

Валерий Александрович выдающийся Театральный деятель, мастер, профессионал.

Его роли интересны продуманностью внутренней жизни и внешнего проживания, овеяны природным талантом и любовью к сцене. Его режиссёрские работы и литературные труды пронизаны глубочайшими социально-философскими идеями и конфликтами. Недаром на его счету множество наград и премий, и звание заслуженного артиста России. Это звание красноречиво говорит о том, что он востребованный «поэт и гражданин» своей эпохи.

Его жизнь наполнена счастливыми моментами творчества и художественными удачами. Его вдохновение и энтузиазм сравнимы с неиссякаемым источником Иппокрены. Валерий Александрович молод душой! В творчестве это необходимое условие чтобы покорять вершины искусства!

Книги Валерия Александровича всегда бодрят и настраивают на победу!

В его произведениях много живых и свежих впечатлений, много ярких и красочных образов. Понятие «личные убеждения» не потеряло для него смысла.

В своём творчестве он чувствует и знает, что делает. Как говорил Станиславский: «В нашем деле понять – значит, почувствовать».

Можно только дивиться его неутомимости и поискам на ниве Мельпомены!

А тем временем ведущий Влад Красноярский давал краткий штрих к портрету мастера, перед тем, как пригласить на сцену ещё двух замечательных артистов.

«Многие годы Валерий Александрович  был одним из ведущих актёров Театра на Таганке. Он сыграл немало ролей: это  Керенский в «10 днях, которые потрясли мир», Бурнов-Торнов в «Пугачеве», Лаэрт в «Гамлете», Дамис в «Тартюфе» Николай Первый и Дантес в «Товарищ, верь» и другие. Также на сцене Таганки, в «Содружестве актёров Таганки» им осуществлены  как режиссёром театральные постановки «Исповедь хулигана» С.Есенина и «Полковник Птица» Х. Бойчева.

В московском театре «Сопричастность» многие годы шёл спектакль по пьесе  Иванова-Таганского «Волчий круг», музыку к этому спектаклю написал композитор Дмитрий Мальцев».

Музыка, исполняемая композитором, наполняла пространство благородным звучанием. Вечер презентации «заиграл» ещё одной гранью – музыкальной. Это была целая россыпь музыкальных украшений.

В дуэте с замечательной вокалисткой, лауреатом международного конкурса, заслуженной артисткой РСФСР Галиной Улётовой они представили несколько проникновенных песен, исполненных драматизма и высшего смысла. Каждый музыкальный звук был пронизан глубоким человеческим чувством…

Словно освящая особый исторический момент.

История, литература и театр вошли в судьбу Валерия Александровича Иванова-Таганского, образовав в тесном сотрудничестве своеобразное творческое триединство.

Как дважды два понятно, что литература и театр неразрывны, что драматург, пьеса и спектакль  давно сроднились друг с другом.

А Валерий Александрович не только играл в пьесах, он и ставит пьесы, он ещё и пишет пьесы.

Но он умудрился притянуть к себе и историю.

На историко-политические темы он писал произведения (пьесы и романы). Линия истории отчётливо прослеживается на его творческом пути. Яркие образы исторических событий наполняют авторские замыслы.

Более того, долгое время он участвовал в телевизионной программе – передаче «Искатели» и играл роль историка-архивариуса, беспрепятственно пройдя пробы на эту роль, оставив позади всех претендентов.

Не приходится удивляться, что, начиная с истории политической, Валерий Александрович, в конце концов, стал историком театра.

Ибо роли, сыгранные с величайшим перевоплощением, имеют свойство воплощаться в реальности.

На своём творческом пути Валерий Александрович до конца остаётся неутомимым, беспокойным «Искателем»…

Но и театр от себя так просто не отпускает. Если человек искренне любит театр, он будет возвращаться к нему всю жизнь.

Валерий Александрович Иванов-Таганский засвидетельствовал это на примере своей новой книги «Неубитый театр».

Три линии: истории, литературы и театра сходятся в одной точке нового произведения и рождают искусство умное, глубокое, замысловатое… Оно захватывает! История – память; литература – мысли и чувства, а театр – вовлекает в действие! Перемещает нас в художественную реальность, вопреки законам здравого смысла…

И приобщает к новой истории.

Остался ещё один монолог, монолог главного героя, без которого не сыграть ни одной пьесы…

В центр зала выходит Валерий Александрович Иванов-Таганский:

Цитата от Иоанна из Евангелие: «Не заботьтесь о том, что вам говорить и не обдумывайте, но, что дано вам будет в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, а Дух святой».

«Сейчас Дух мой смущен и даже потрясен. Скажу прямо, я не ожидал такого высокого признания книги.

Убежден, что у каждого сидящего в этом зале, где по легенде танцевали Наташа Ростова и Болконский, есть  та часть земли, которая  тебя формировала. Такой «землей» для меня стала «таганская земля», её сцена. Я однолюб. Мне довелось руководить пять лет академическим театром Лермонтова, ставить в разных театрах, много лет был секретарем Союза писателей России, заместителем председателя Московской писательской организации, но дух мой всегда принадлежал Театру на Таганке. Его руководителю – гениальному театральному режиссеру Юрию Петровичу Любимову.

Одна из основательниц Театра на Таганке  назвала теперешний театр «Совмещённый». Действительно он стал «многоутробным», и  теряет признаки РОДСТВА, а был единственным и великим. Однако, как ни стараться, память о Театре на Таганке убить нельзя. Вот почему я назвал  эту книгу: «Неубитый театр».

Я убежден, что актёр Театра на Таганке должен гордо нести на своих плечах  историю своего театра, его не меркнувшую славу. Это первое. Во-вторых, признаюсь, если бы я был волшебником, то я бы к 10 заповедям добавил бы еще одну «будь благодарен». Так вот, я благодарен издателю Игорю Николаевичу Сиренко, выдающемуся фотомастеру Александру Стернину, талантливому литератору Светлане Волошиной-Андрийчук за прелестное послесловие. Благодарен я моим друзьям: однокурсникам по Щукинскому училищу, по театру на Таганке, по Литинституту и по ГИТИСу. Здесь мои дорогие коллеги по Петровской академии, мои друзья-писатели, и односельчане по Лёдову и Кашире, здесь все, кого я люблю и кем очень дорожу. Это моя дочь – Екатерина, которая приготовила инсталляцию,  и моя жена – Диана, с которой мы более 30 лет вместе. Оказывается, без жены нельзя прожить долго, быть счастливым и здоровым.

Кстати, если я доживу до ста лет, то тогда буду еще долго жить, потому что после ста лет умирают очень мало».

Раздаются аплодисменты. Герой кланяется. Аплодисменты переходят в овации.

Светлана Волошина-Андрийчук,

член Союза театральных деятелей России,

заслуженный писатель, член Союза писателей России,

действительный член, профессор ПАНИ,

почётный член Международной академии современного искусства

.

Светлана Волошина-Андрийчук: https://starodymov.ru/?p=41391

Валерий Иванов-Таганский: https://starodymov.ru/?p=41597

Сергей Шаргунов: https://starodymov.ru/?p=40358

«Дом Ростовых»: https://starodymov.ru/?p=41432

Театр на Таганке: https://starodymov.ru/?p=21877

Юрий Любимов: https://starodymov.ru/?p=42044

Вячеслав Спесивцев: https://starodymov.ru/?p=2665